Блок 6. Выражаем своё отношение к проблеме и аргументируем.
Цель этой части работы – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Таким образом, выражая собственное мнение о выявленной в тексте проблеме, читатель может согласиться с точкой зрения автора или опровергнуть её.
Позиция согласия/несогласия
За | Против |
Особенно близка мне мысль автора о… Мне близка позиция автора по отношению к … Я, безусловно, согласен с автором в том, что… Я вполне согласен с мыслями автора о… Нельзя не согласиться с автором в том, что… Автор прав, утверждая, что… | Осмелюсь не согласиться с автором в том, что… Мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… Мысли автора о … близки мне, однако… Позволю себе не согласиться с автором в том, что… ; на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ; В отличие от автора, я считаю, что... Однако не со всеми доводами можно согласиться… Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что... На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что... Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным. К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами. |
Необходимо сформулировать тезис - главную мысль автора текста, которую вы стараетесь доказать, обосновать или опровергнуть.
Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником.
Аргументировать– приводить доказательства, аргументы.
Фоновый материал – материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни…).
Исходя из требований к сочинению-рассуждению целесообразно использовать в своей работе разные типы аргументов:
Как выразить собственное мнение и аргументировать его?
Пример. Тезис: чтение книг играет огромную роль в жизни человека.
Аргументы:
«ЗА»
ü Чтение расширяет наш кругозор, углубляет наши знания о мире и человеке.
ü Человек, который не читает книги, имеет узкий кругозор
ü Чтение художественных произведений пробуждает эмоции.
ü Чтение приносит людям утешение, дарит на надежду.
ü Художественная литература рождает в человеке добрые чувства.
ü Хорошие книги воспитывают человека, делают его лучше.
ü Человек, не читающий книг, ограничен в общении…
Против:
ü Не всякая книга может принести пользу человеку.
Вывод: книга – это важная составляющая интеллектуального обогащения и нравственного воспитания человека.