Гимнастические площадки и их оборудование
Для проведения уроков и внеклассной работы по физической культуре в общеобразовательных школах сооружают комплексные спортивные площадки. С этой целью предусмотрены специальные пришкольные участки, включающие зоны для физкультурных занятий. Их величина зависит от количества учащихся школы. Так, например, школа с одной параллелью классов должна иметь на своем пришкольном участке спортивную зону, равную 12 785 м2, а Школа с тремя параллелями — 13 360 м2.
Среди площадок для игр и занятий по легкой атлетике особое Место занимают гимнастические площадки. Они сооружаются для Младших школьников, для школьников V—IX и X—XI классов. На этих площадках сооружается оборудование, с помощью кото-
рого выполняется программа по разделу «Гимнастика» каждой из возрастных групп. Для старших школьников необходимо следующее оборудование: площадка размером 15x40 м, позволяющая разместить на ней комбинированную установку для подвесных снарядов (колец, канатов, шестов), гимнастические лестницы, перекладины, брусья, гимнастические стенки (до 12 пролетов), ямы для опорных прыжков и прыжков в длину. На оборудованной таким образом площадке может заниматься одновременно 40 человек. На рисунке 123 показана типовая гимнастическая площадка, оборудованная стандартными гимнастическими снарядами.
Самодеятельное развитие материальной базы школ за последние 15 — 20 лет, выразившееся в строительстве нестандартного оборудования, с наибольшей полнотой получило распространение именно на открытых пришкольных участках (рис. 124). Такое оборудование гимнастических площадок позволяет широко использовать фронтальный способ организации учебной деятельности. Поэтому число повторений каждого двигательного задания может значительно увеличиться, а это, в свою очередь, способствует более прочному освоению учащимися техники гимнастических упражнений. В то же время увеличивается объем двигательной активности занимающихся, и, следовательно, повышается развитие у них двигательных способностей. Эффективность занятий на многопропускных снарядах повышается еще и благодаря тому, что выполнение упражнений в этих условиях вызывает значительные положительные эмоции. У школьников создаются дополнительные резервы работоспособности, и они выполняют большой объем гимнастических упражнений с относительно меньшим напряжением. С помощью такого оборудования легче учить детей самостоятельно упражняться на снарядах, учить страховке и самостраховке.