В отечественной литературе ХХ века
Пятимирие детской литературы - мир детства, окружающей взрослой среды, социальный, природный мир и фантастический мир – обеспечивает ребенку всесторонне развитие его личности.
№ | Тематика | Произведения |
| Детство: о взаимопомощи, о доверии, о дружбе, стремлении к новому, о мечте, о доброте, чести, верности слову (формирование детского характера). | С. А. Баруздин. Рассказы о детях В. Осеева «Волшебное слово» Л. Пантелеев «Честное слово» Н. Носов «Мишкина каша», «Тук-тук-тук», «Телефон», «Фантазеры» и др |
| О добре и зле. | В. Катаев: «Цветик - семицветик». А. Волков: «Волшебник Изумрудного города» .В. Губарев «Королевство кривых зеркал» |
| Мир детской фантазии. | Трилогия Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городке», «Незнайка на луне». Т. Александрова: «Кузька а новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (8 сказок для самых маленьких). |
| Взаимоотношения ребёнка с его сверстниками, родителями. | В. Драгунский «Денискины рассказы» |
| Патриотическая Родина. Родная природа. Труд. Великая Отечественная война. Война и дети | К. Паустовский, М. Пришвин, В. Бианки, Е. Чарушин, Н. Сладков и др. |
Л. Воронкова, Б. Житков | ||
К. Паустовский «Стальное колечко» В. Осеева «Андрейка», «Отцовская куртка Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков», «Кепка-невидимка», «Подкидыш» др. В. Драгунский «Арбузный переулок» |
Приложение №22
Основные отличительные особенности сказочного и фантастического текстов
Сказка | Фантастика | Фэнтэзи |
Форма мифологического отражения мира как чувственно-образное отражение действительности, основанная на отсутствии различия между естественным и сверхъестественным. | Форма отражения окружающего мира, в которой создана логически несовместимая с действительностью картина Вселенной на основе реальных представлений о ней. | Форма изображения несуществующего (нового, альтернативного) мира, обладающего свойствами, невозможными в нашей реальности. |
Прошлое . | Будущее. | Далекое (часто средневековое или язычество) прошлое или будущее. |
Отражает прошлый жизненный опыт. | Отражает изменения в будущем мире. | Отражает прошлый жизненный опыт и изменения в будущем. |
Основа – волшебное начало. | Основа - техническая, социальная или научная идея, на реализацию которой имеются шансы в будущем. | Основа - мистическое начало. |
Сюжет нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен. | Сюжет изображает реальность с необычными свойствами. | Мир фэнтези может быть связан с миром людей, Землёй, или существовать отдельно. |
Сказки «не привязываются» к конкретному месту и времени. | Используется конкретное время и место событий. Осознание бесконечности пространства и времени. | Вымышленное время и пространство (Средиземноморье, Нарния). |
Герои, предметы отличаются волшебством. | Герои могут быть как реальными, так и фантастическими объектами. Попытка изображения людей нового мира. | Герой обладает необычными качествами, Даром, предназначен для чего-то, борется за торжество Добра и Света. |
Конфликт между добром и злом. | Конфликт между техническим прогрессом и нравственностью. | Конфликт между светлыми и темными силами. |
Используются выразительные средства (заклинания, повторы, специфические слова и др.). Аллегория, гипербола, эпитеты, метафора, сравнение. | Аллегория, гипербола, гротеск, окказионализмы, терминология. Квипрокво - (лат. qui pro quo, букв. кто вместо кого) - недоразумение, заключающееся в том, что одно лицо, понятие или вещь принято за другое. | Используются выразительные средства народного эпоса (архаизация – персонажи, имена, анахронизмы). Персонификация, гипербола, гротеск, аллегория, окказионализмы, вымышленные языки, инверсия. Квипрокво. |
Мораль. Дидактика. | Стремление заглянуть за горизонты познания, понять будущее и как-то спланировать его. | Философский взгляд на мир. |
Приложение №23