В отечественной литературе ХХ века

Пятимирие детской литературы - мир детства, окружающей взрослой среды, социальный, природный мир и фантастический мир – обеспечивает ребенку всесторонне развитие его личности.

Тематика Произведения
Детство: о взаимопомощи, о доверии, о дружбе, стремлении к новому, о мечте, о доброте, чести, верности слову (формирование детского характера). С. А. Баруздин. Рассказы о детях В. Осеева «Волшебное слово» Л. Пантелеев «Честное слово» Н. Носов «Мишкина каша», «Тук-тук-тук», «Телефон», «Фантазеры» и др
О добре и зле. В. Катаев: «Цветик - семицветик». А. Волков: «Волшебник Изумрудного города» .В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
Мир детской фантазии. Трилогия Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городке», «Незнайка на луне». Т. Александрова: «Кузька а новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (8 сказок для самых маленьких).
Взаимоотношения ребёнка с его сверстниками, родителями. В. Драгунский «Денискины рассказы»
Патриотическая Родина. Родная природа.   Труд. Великая Отечественная война. Война и дети   К. Паустовский, М. Пришвин, В. Бианки, Е. Чарушин, Н. Сладков и др.  
Л. Воронкова, Б. Житков
К. Паустовский «Стальное колечко» В. Осеева «Андрейка», «Отцовская куртка Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков», «Кепка-невидимка», «Подкидыш» др. В. Драгунский «Арбузный переулок»

Приложение №22

Основные отличительные особенности сказочного и фантастического текстов

Сказка Фантастика Фэнтэзи
Форма мифологического отражения мира как чувственно-образное отражение действительности, основанная на отсутствии различия между естественным и сверхъестественным. Форма отражения окружающего мира, в которой создана логически несовместимая с действительностью картина Вселенной на основе реальных представлений о ней. Форма изображения несуществующего (нового, альтернативного) мира, обладающего свойствами, невозможными в нашей реальности.
Прошлое . Будущее. Далекое (часто средневековое или язычество) прошлое или будущее.
Отражает прошлый жизненный опыт. Отражает изменения в будущем мире. Отражает прошлый жизненный опыт и изменения в будущем.
Основа – волшебное начало. Основа - техническая, социальная или научная идея, на реализацию которой имеются шансы в будущем.   Основа - мистическое начало.    
Сюжет нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен. Сюжет изображает реальность с необычными свойствами. Мир фэнтези может быть связан с миром людей, Землёй, или существовать отдельно.
Сказки «не привязываются» к конкретному месту и времени. Используется конкретное время и место событий. Осознание бесконечности пространства и времени. Вымышленное время и пространство (Средиземноморье, Нарния).
Герои, предметы отличаются волшебством. Герои могут быть как реальными, так и фантастическими объектами. Попытка изображения людей нового мира. Герой обладает необычными качествами, Даром, предназначен для чего-то, борется за торжество Добра и Света.
Конфликт между добром и злом. Конфликт между техническим прогрессом и нравственностью. Конфликт между светлыми и темными силами.
Используются выразительные средства (заклинания, повторы, специфические слова и др.). Аллегория, гипербола, эпитеты, метафора, сравнение. Аллегория, гипербола, гротеск, окказионализмы, терминология. Квипрокво - (лат. qui pro quo, букв. кто вместо кого) - недоразумение, заключающееся в том, что одно лицо, понятие или вещь принято за другое. Используются выразительные средства народного эпоса (архаизация – персонажи, имена, анахронизмы). Персонификация, гипербола, гротеск, аллегория, окказионализмы, вымышленные языки, инверсия. Квипрокво.  
Мораль. Дидактика. Стремление заглянуть за горизонты познания, понять будущее и как-то спланировать его. Философский взгляд на мир.

Приложение №23

Наши рекомендации