Приложение 1. Оценка устной речи
Строение и состояние двигательных функций органов артикуляции
Строение:
§ без особенностей;
§ без отклонений в строении. Оцениваются:
§ размер;
§ целостность;
§ отклонения в строении, которые могут обусловливать дефекты звукопроизношения.
Состояние двигательных функций:
§ двигательные функции сохранны:
§ наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса.
Указываются:
§ характер, степень выраженности, в состоянии покоя, при двигательных нагрузках;
§ каких органов артикуляции, с какой стороны. Оцениваются:
§ объем движений, сила движений, точность, переключае-мость;
§ наличие синкинезий;
§ усиленная саливация в состоянии покоя или при двигательных нагрузках;
§ степень выраженности двигательных недостатков при выполнении непроизвольных и произвольных движений.
Состояние звукопроизношения
Оцениваются:
§ при произнесении изолированных звуков;
§ при контролируемом произнесении звуков;
§ в спонтанном общении. Указываются:
§ звуки, имеющие дефектное произношение;
§ характер нарушения: искажения (какие), замены (какие), смешения (какие);
§ устойчивый или неустойчивый характер проявления недостатков, с чем это может быть связано.
Состояние фонематического восприятия
§ Сформировано;
§ не сформировано (указать, какие звуки, по каким признакам смешиваются, устойчивый или неустойчивый характер смешения, какие факторы ухудшают различение оппозиционных звуков).
Состояние слоговой структуры слова
§ Слова каких слоговых структур ребенок освоил;
§ если йе освоил, указывается тип слоговой структуры (многосложные, со стеченьями согласных, малознакомые, количество слогов и из каких слогов состоит, например трехсложные со стечением согласных на границе слогов);
§ характер ошибок: пропускает слоги, уподобляет слоги, переставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, преобразует стечения согласных в дополнительный слог; переставляет согласные; очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова; при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец.
Состояние связной речи
§ Вид задания: составление связного рассказа по серии картинок, по картинке, с опорой на реальный предмет или ситуацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; назаданную тему; по жанру: повествование, описание;
§ самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения^ другая); составил по вопросам; не смог составить;
§ степень развернутости (примерное количество предложений);
§ тематичность (рассказ соответствует избранной или предложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью);
§ связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи — союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями — присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п.);
§ последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; части рассказа или предложения расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой).
Лексико-грамматическое оформление
Словарный запас:
§ объем соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы, ограничен лепетными словами, ограничен бытовой лексикой;
§ представленность в словарном запасе различных морфологических категорий — существительных, глаголов, прилагательных, наречий (преимущественно представлена конкретная бытовая лексика, преимущественно использует глагольную лексику, незначительный объем прилагательных, наречий и др.);
§ соотношение активного и пассивного словаря;
§ трудности актуализации словаря — с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принцип (какому?);
§ особенности семантического наполнения: использование слова в ситуативно связанном значении, использование слова в расширенном значении;
§ уровень сформированное™ обобщающей функции слова -наличие бытовых обобщающих понятий, использование слова в переносном значении; использование многозначных слов; усвоение терминологической лексики в соответствии с программой.
Грамматический строй:
§ тип предложения: отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватные замыслу;
§ развернутость предложения (длина в среднем);
§ степень выраженности аграмматизма при его наличии: отсутствие грамматических форм, начатки грамматической оформления, использование отдельных грамматически? форм (каких?), грубый аграмматизм, негрубый аграмматизм, отдельные аграмматизмы (какие?), неустойчивы! ошибки;
§ уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;
§ характер аграмматизма: отсутствие грамматических средств, смешение моделей, гипергенерализация, нарушение порядка слов в предложении, пропуски (замены, смешения) предлогов, др.
Особенности голоса
Без особенностей, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный и др.