Иерархия уровней креативной постановки вопросов в ситуациях исследовательского поведения

1. Первый уровень: «Кто, как, что, где, когда?»

2. Второй уровень: « Почему, кто, как, что делает?»

3. Третий уровень: «Что я чувствую, что я знаю?»

4. Четвертый уровень: «Что было бы, если бы…?»

5. Пятый уровень: «Что правильно, а что – нет?»

6. Шестой уровень «Что дальше?»

Задания на развитие умения давать определения понятиям.

Понятие – одна из форм логического мышления, это – мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними. Существуют предметы, явления, события, понятия о которых заключаются в их названиях или обобщающих словах.

Используют следующие приёмы :

¾ Описание. Описать объект – это значит ответить на вопросы: «Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?

¾ Характеристика. Характеристика предполагает перечисление внешних и внутренних признаков или свойств предмета.

¾ Разъяснение посредством примера.

¾ Сравнение. Сравнение. Позволяет выявить сходство и различие предметов.

¾ Различение. Различение используется для того, чтобы установить различия похожих объектов.

¾ Загадки-определения Стоят на столе сестрички: жёлтый глазок – белые реснички (ромашки).

¾ Выявление причин и следствий. Найдите и определите, что является причиной, а что – следствием.

¾ Смех, шутка.

¾ Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.

¾ Жёлтые листья, осень, серое небо, холодные дожди.

¾ Утро, солнце, пение птиц, радость.

¾ Снег, мороз, зима, вьюга, лёд.

¾ Боль, падение, перелом ноги.

¾ Рекорд, медаль, тренировки, победа.

Задания на развитие умения классифицировать.

Задание1. «Классификация по разным основаниям»

¾ Категориальное объединение: яблоко, банан, апельсин – фрукты;

¾ Функциональное объединение: яблоко, банан, апельсин, самолет, платье, хлеб – предметы потребления.

¾ Пространственное объединение: яблоко, банан, апельсин, волк, ромашка – «живут» в дикой природе.

¾ По собственному основанию: черные автомобили, большие и маленькие, тяжёлые и лёгкие предметы и т.д.

Задание 2. «Лишний предмет»

Найди третий лишний предмет: мальчик – мужчина, девочка.

Задания на развитие внимания и наблюдательности.

Задание 1. Сравнение картинок «Найди различия и сходство».

Задание 2. Корректурная проба.

Задание 3. «Силуэты животных».

Назови всех животных. (на карточке с нарисованными друг на друг на друге контурами животных

Задание 4. «Найди на картинке все красные (круглые, мягкие, съедобныё и т.д.) предметы.

Задание 5. «На что похоже?»

Конус, шипы розы, рога коровы, листочек клёна т.д. Пример наблюдения за птицами:

¾ Все ли они одинакового размера?

¾ Все ли они имеют одинаковую окраску?

¾ Все ли они имеют одинаковое оперение?

¾ Все ли они одинаково кричат?

¾ Все ли они миролюбивые или среди них есть драчливые?

¾ Все ли они едят одно и то же?

¾ Какие ещё вопросы помогут вам узнать что-то новое о воронах?

Основной диагностический пакет составляют:

1. Тест Векслера,

2. Матрицы Равенна,

3. Диагностика речевого развития Даскалова Ф.Г.

4. Модификация теста Е. Торренса,

5. Тест творческого мышления (ТТСТ) Форма Д (Е. Торренс, адаптация Синельникова В.Б.)

6. Тест на определение способности к надситуативно – преобразовательным действиям Кудрявцева В.Т

7. Методика. Девочка или мальчик? К. Дункер, модификация Кудрявцева В.Т.)

8. Вопросник для родителей «Родителям о талантах ребенка». С. Белова

9. Исследование социальных отношений дошкольника. (адаптирован Блиновой Л.Ф.

Леворукие дети.

Дидактический материал.

Упражнения на формирование автоматического осуществления конкурирующих действий.
Игры на формирование понимания многозначности слов, иерархических понятий и обобщающей функции слова.
Упражнения для развития понимания причинно-следственных связей, установления последовательности событий и ранжирования объектов.
Игры на развитие произвольной саморегуляции.

Содержание развивающей работы включает:

1. Упражнения с пальцами, пальчиковая гимнастика улучшают у детей телесное, невербальное общение, облегчают им контакты со сверстниками и взрослыми, активируют работу мозга, способствуют развитию речи, помогают подготовить руку к письму.

2. Дыхательные упражнения, способствующие концентрации внимания. Благодаря организации правильного дыхания у детей мы формируем произвольную саморегуляцию. «Ритм дыхания – единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека» (А.В. Семенович).

Упражнения выполняем, как сочетание грудного и брюшного дыхания (основное 4-х фазное), сначала лежа, потом сидя, а затем стоя.

3. Упражнения на развитие чувство ритма, которые предполагают совмещение ритма дыхания с движением, а затем переход к ориентации на внешний ритм, т.е. используются упражнения, способствующие развитию внимания. Ребенок постепенно приспосабливается к новым условиям.

4. Задания на формирование пространственных представлений, которые начинаются с представления ребенку опоры на внешнее пространство (например, маркировки левой руки цветной резинкой или браслетом).

5. Комплекс механической гимнастики для рук (пассивный массаж) с помощью зубной щетки и мягкой косметической кисточки, кинезиологические упражнения.

6. Для стабилизации общего тонуса тела в программу введены растяжки, которые проводятся в щадящем режиме, медленно и плавно.

7. Для формирования пространственных представлений в горизонтальной плоскости, включены упражнения на ползание «Гусеница» и хождение на четвереньках (синхронно и асинхронно). Упражнения выполняются в следующей последовательности: лежа на спине; на животе; сидя на полу и стоя.

8. Комплекс глазодвигательных упражнений для расширения сенсомоторного репертуара.

9. Для формирования ощущения времени вводятся различные движения: ходьба по кругу с выполнением определенных заданий, прыжки на одной и двух ногах, прыжки с поворотом на 180%, далее идет закрепление ритмичных движениями.

Практика показала, что такая логика упражнений соответствует онтогенезу саматогнозиса, тем самым осуществляется актуализация сенсомоторных действий, которые не достаточно развиты или искажены у леворуких детей.

Иерархия уровней креативной постановки вопросов в ситуациях исследовательского поведения - student2.ru Примерные виды работ для леворуких детей:

Иерархия уровней креативной постановки вопросов в ситуациях исследовательского поведения - student2.ru Учить составлять планы.

Иерархия уровней креативной постановки вопросов в ситуациях исследовательского поведения - student2.ru Рисовать схемы, чертить план квартиры.

Иерархия уровней креативной постановки вопросов в ситуациях исследовательского поведения - student2.ru Планировать распорядок дня, составлять расписание воскресного дня.

Иерархия уровней креативной постановки вопросов в ситуациях исследовательского поведения - student2.ru Развивать моторику ведущей руки (завязывать и развязывать узелки. Складывать мозаики и пазлы, собирать конструкторы, модели, манипулировать мелкими предметами: бусами, бисером, пуговицами, крутить в пальцах карандаш).

Иерархия уровней креативной постановки вопросов в ситуациях исследовательского поведения - student2.ru Выполнять графические задания и упражнения:

· обведение рисунка,

· копирование предметов,

· игра в лабиринты,

· корректурная проба (подчеркивание в тексте заданных букв),

· нахождение дороги по карте,

· работа со словами: сосчитай слова, звуки, назови слово из трех звуков и т.д.

Наши рекомендации