Иерархия уровней креативной постановки вопросов в ситуациях исследовательского поведения
1. Первый уровень: «Кто, как, что, где, когда?»
2. Второй уровень: « Почему, кто, как, что делает?»
3. Третий уровень: «Что я чувствую, что я знаю?»
4. Четвертый уровень: «Что было бы, если бы…?»
5. Пятый уровень: «Что правильно, а что – нет?»
6. Шестой уровень «Что дальше?»
Задания на развитие умения давать определения понятиям.
Понятие – одна из форм логического мышления, это – мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними. Существуют предметы, явления, события, понятия о которых заключаются в их названиях или обобщающих словах.
Используют следующие приёмы :
¾ Описание. Описать объект – это значит ответить на вопросы: «Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?
¾ Характеристика. Характеристика предполагает перечисление внешних и внутренних признаков или свойств предмета.
¾ Разъяснение посредством примера.
¾ Сравнение. Сравнение. Позволяет выявить сходство и различие предметов.
¾ Различение. Различение используется для того, чтобы установить различия похожих объектов.
¾ Загадки-определения Стоят на столе сестрички: жёлтый глазок – белые реснички (ромашки).
¾ Выявление причин и следствий. Найдите и определите, что является причиной, а что – следствием.
¾ Смех, шутка.
¾ Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.
¾ Жёлтые листья, осень, серое небо, холодные дожди.
¾ Утро, солнце, пение птиц, радость.
¾ Снег, мороз, зима, вьюга, лёд.
¾ Боль, падение, перелом ноги.
¾ Рекорд, медаль, тренировки, победа.
Задания на развитие умения классифицировать.
Задание1. «Классификация по разным основаниям»
¾ Категориальное объединение: яблоко, банан, апельсин – фрукты;
¾ Функциональное объединение: яблоко, банан, апельсин, самолет, платье, хлеб – предметы потребления.
¾ Пространственное объединение: яблоко, банан, апельсин, волк, ромашка – «живут» в дикой природе.
¾ По собственному основанию: черные автомобили, большие и маленькие, тяжёлые и лёгкие предметы и т.д.
Задание 2. «Лишний предмет»
Найди третий лишний предмет: мальчик – мужчина, девочка.
Задания на развитие внимания и наблюдательности.
Задание 1. Сравнение картинок «Найди различия и сходство».
Задание 2. Корректурная проба.
Задание 3. «Силуэты животных».
Назови всех животных. (на карточке с нарисованными друг на друг на друге контурами животных
Задание 4. «Найди на картинке все красные (круглые, мягкие, съедобныё и т.д.) предметы.
Задание 5. «На что похоже?»
Конус, шипы розы, рога коровы, листочек клёна т.д. Пример наблюдения за птицами:
¾ Все ли они одинакового размера?
¾ Все ли они имеют одинаковую окраску?
¾ Все ли они имеют одинаковое оперение?
¾ Все ли они одинаково кричат?
¾ Все ли они миролюбивые или среди них есть драчливые?
¾ Все ли они едят одно и то же?
¾ Какие ещё вопросы помогут вам узнать что-то новое о воронах?
Основной диагностический пакет составляют:
1. Тест Векслера,
2. Матрицы Равенна,
3. Диагностика речевого развития Даскалова Ф.Г.
4. Модификация теста Е. Торренса,
5. Тест творческого мышления (ТТСТ) Форма Д (Е. Торренс, адаптация Синельникова В.Б.)
6. Тест на определение способности к надситуативно – преобразовательным действиям Кудрявцева В.Т
7. Методика. Девочка или мальчик? К. Дункер, модификация Кудрявцева В.Т.)
8. Вопросник для родителей «Родителям о талантах ребенка». С. Белова
9. Исследование социальных отношений дошкольника. (адаптирован Блиновой Л.Ф.
Леворукие дети.
Дидактический материал.
Упражнения на формирование автоматического осуществления конкурирующих действий. | |
Игры на формирование понимания многозначности слов, иерархических понятий и обобщающей функции слова. | |
Упражнения для развития понимания причинно-следственных связей, установления последовательности событий и ранжирования объектов. | |
Игры на развитие произвольной саморегуляции. |
Содержание развивающей работы включает:
1. Упражнения с пальцами, пальчиковая гимнастика улучшают у детей телесное, невербальное общение, облегчают им контакты со сверстниками и взрослыми, активируют работу мозга, способствуют развитию речи, помогают подготовить руку к письму.
2. Дыхательные упражнения, способствующие концентрации внимания. Благодаря организации правильного дыхания у детей мы формируем произвольную саморегуляцию. «Ритм дыхания – единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека» (А.В. Семенович).
Упражнения выполняем, как сочетание грудного и брюшного дыхания (основное 4-х фазное), сначала лежа, потом сидя, а затем стоя.
3. Упражнения на развитие чувство ритма, которые предполагают совмещение ритма дыхания с движением, а затем переход к ориентации на внешний ритм, т.е. используются упражнения, способствующие развитию внимания. Ребенок постепенно приспосабливается к новым условиям.
4. Задания на формирование пространственных представлений, которые начинаются с представления ребенку опоры на внешнее пространство (например, маркировки левой руки цветной резинкой или браслетом).
5. Комплекс механической гимнастики для рук (пассивный массаж) с помощью зубной щетки и мягкой косметической кисточки, кинезиологические упражнения.
6. Для стабилизации общего тонуса тела в программу введены растяжки, которые проводятся в щадящем режиме, медленно и плавно.
7. Для формирования пространственных представлений в горизонтальной плоскости, включены упражнения на ползание «Гусеница» и хождение на четвереньках (синхронно и асинхронно). Упражнения выполняются в следующей последовательности: лежа на спине; на животе; сидя на полу и стоя.
8. Комплекс глазодвигательных упражнений для расширения сенсомоторного репертуара.
9. Для формирования ощущения времени вводятся различные движения: ходьба по кругу с выполнением определенных заданий, прыжки на одной и двух ногах, прыжки с поворотом на 180%, далее идет закрепление ритмичных движениями.
Практика показала, что такая логика упражнений соответствует онтогенезу саматогнозиса, тем самым осуществляется актуализация сенсомоторных действий, которые не достаточно развиты или искажены у леворуких детей.
Примерные виды работ для леворуких детей:
Учить составлять планы.
Рисовать схемы, чертить план квартиры.
Планировать распорядок дня, составлять расписание воскресного дня.
Развивать моторику ведущей руки (завязывать и развязывать узелки. Складывать мозаики и пазлы, собирать конструкторы, модели, манипулировать мелкими предметами: бусами, бисером, пуговицами, крутить в пальцах карандаш).
Выполнять графические задания и упражнения:
· обведение рисунка,
· копирование предметов,
· игра в лабиринты,
· корректурная проба (подчеркивание в тексте заданных букв),
· нахождение дороги по карте,
· работа со словами: сосчитай слова, звуки, назови слово из трех звуков и т.д.