Занятие по стихотворению «13 очков, или стихи о том, кто открыл Америку».
Целевая аудитория – 6-9 классы
Группа не более 15 человек. Продолжительность занятия – 1,5 часа
Вторая группа может отправиться по музею с маршрутным листом, на пешеходную экскурсию с экскурсоводом или пойти на другое интерактивное занятие.
После занятия можно пройти по городу с буклетом «Город Бродского», по кабинету с маршрутным листом «ИМХО», или послушать аудио экскурсию ИЗИтревел,
Музейно-педагогическая мастерская построена на интеллектуальной игре с подлинными вещами поэта из экспозиции «Американского кабинета Иосифа Бродского», а также с его текстами. Игровой ход продиктован как возможностями музея, так и самой поэтикой Бродского. Каждый предмет в кабинете становится поводом к коллективному обсуждению.
«Американский кабинет» – не точное повторение кабинета Бродского в Саут-Хедли: в этот кабинет включены и вещи из его ленинградского дома, и созданные на их основе инсталляции. Таким образом, пространство кабинета становится и пространством памяти поэта. Вещи здесь выступают знаками его судьбы, позволяют взглянуть на мир глазами поэта.
Такая индивидуальная самостоятельная исследовательская работа и ее коллективное обсуждение с комментариями музейного педагога помогает представить примерную линию жизни поэта.
Подробное описание музейного занятия.
Занятие проходит в экспозиции «Американский кабинет Иосифа Бродского», как диалог детей друг с другом, с музейным педагогом, с собственными родителями.
1 Занятие начинается с чтения шуточного стихотворения И. Бродского «13 очков, или стихи о том, кто открыл Америку». Участники занятия проверяют собственные знания о знаменитых людях, подсчитывают очки и отвечают на вопрос «так кто же на самом деле открыл Америку?»
2 Теперь перед участниками занятия встает серьезный вопрос – как сам Иосиф Бродский «открыл» Америку.
Участники интеллектуальной игры исследуют «Американский кабинет» Бродского. Чувствуют себя свободно внутри его пространства. Они имеют возможность подробно рассмотреть принадлежавшие Бродскому вещи, представленные здесь инсталляции и тексты, и ищут ответ на вопрос - как И. Бродский открыл для себя Америку.
- Чтение фрагментов эссе «Трофейное» Бродского и последующее обсуждение помогает узнать, как поэт открывал для себя Америку еще, будучи в Ленинграде.
- Бродский всегда окружал свое рабочее пространство множеством книг, фотографий, открыток. Участники занятия думают о том, какую роль они играли в его жизнью, как помогли они ему узнать эту страну?
Какие из этих вещей до сих пор остаются символами американской жизни, какие утрачены или потеряли свое значение?
3. Участники занятия узнают, чем пришлось Бродскому в дальнейшем « заплатить» за свое «открытие» Америки.
Знакомство с оставшимся без ответа заявлением отца в ОВИР, с фотографией родителей и родного дома Бродского (Дом Му3рузи), открытки, которые Бродский отправлял родителям – все это дает школьникам представление о трагическом разрыве Бродского с родным городом и родными людьми, о его тоске по ним.
4 Завершая занятие, мы предлагаем написать несколько строк о своем сегодняшнем открытии, либо о том какие открытия случались в жизни каждого из вас.
Идеи для Литературного багажа:
1. Найти подлинную историю Чемодана, с которым Бродский открывает Америку (из текста эссе «Трофейное»),
Создать собственный арт объект – «Чемодан Бродского», наполнить его путевыми заметками, впечатлениями, цитатами, фотографиями, т.д.
2. Человек, который так легко играет с именами исторических персонажей из разных эпох, наверное, был отличником в школе. Так ли это? Узнать (эссе «Трофейное», видеозаписи и др. источники), как Бродский получил образование.
3. Вспомнить и рассказать о своих собственных 13-ти открытиях, сделанных за 13 лет своей собственной жизни. (Можно написать короткое эссе, дополнить фотографиями или вещами)
Дополнительно можно пройти по «кабинету» с маршрутным листом «ИМХО»