Девиантное поведение детей и подростков как социальная проблема.
Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм. Включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (незаконные) и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки.
Возможность появления отклонений в поведении связана с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения, реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни.
Виды отклонений: положительные (геройство, самопожертвование, выдающиеся творческие способности, альтруизм и т.п.), отрицательные (агрессия, алкоголизм, наркомания, суициды и т.п.). Объединяет виды девиантного поведения то, что основой всех их выступают неадекватные способы взаимодействия человека с реальностью, ведущие к дезадаптации.
Классификация по типу нарушаемой нормы: пьянство и алкоголизм; наркомания; проституция; бродяжничество; попрошайничество или нищенство; суицид.
3 уровня профилактики: 1) «общесоциальная профилактика» - воздействие на среду, экологию, экономические, социальные условия жизни с целью их улучшения;
2) «специальная профилактика» - обеспечение мер безопасности, воздействие на «группы риска», устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений;
3) «индивидуальная профилактика» (предупреждение, убеждение).
Такие девиации как алкоголизм, наркомания, агрессивное поведение в семье, бродяжничество требуют организации различной помощи: наркологической, психологической, открытие кризисных центров, домов для бездомных, трудоустройство, «телефоны доверия».
Основные факторы социального контроля:
• методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц. Виды творчества могут служить серьезной.
• сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Допустимо сокращение сроков лишении свободы, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.
• разветвленная система социальной помощи, включающие государственные, общественные, (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы).
• духовное развитие граждан.
• жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия.
• формирование средствами массовой информации, учебными организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим.
• подготовка и переподготовка кадров.
Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п.
Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, Эмоциональность становится неустойчивой. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков ив 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости, Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность. Например, располагая авторитетом в группе спортсменов, подросток может оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола.