Вероятностный подход в педагогике

Исследование учебной деятельности школьника, вычленение учебных задач, с которыми он чаще всего сталкивается, позволило выдвинуть гипотезу, что формирование учебной деятельности возможно осуществить на основе решения так называемых вероятностных педагогических задач.

Исходной методологической позицией при выделении педагогических задач как вероятностных является общая теория функциональных систем, основы которой заложены в фундаментальных трудах как отечественных, так и зарубежных ученых: П.К. Анохина, Л. Берталанфи, Б.Ф. Ломова, К.В. Судакова и др. Согласно принципиальным положениям этой теории весь континуум профессиональной деятельности человека, доминирующей мотивацией которой выступает постановка и решение личностно значимой профессиональной проблемы, может быть разделен на ряд задач, включая и вероятностные. Отмечая тенденции исследований законов развития человека, Б.Ф. Ломов называет существенным компонентом поведения антиципацию, то есть предвидение хода событий. Антиципации принадлежит важнейшая роль в целеобразовании и формировании плана деятельности. При этом многие задачи могут приобретать вероятностный характер. Как известно, под вероятностью понимается «числовая характеристика степени возможности появления какого-либо события при тех или иных определенных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях»2. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека исследуются Б.Ф. Ломовым, Б.С. Гершунским. Логично предположить, что поскольку подавляющее большинство педагогических явлений по природе своей не жестко детерминированы, а подвержены влиянию многих стохастических факторов, то возможно применить вероятностный подход к деятельности педагога. Его сущность, как известно, состоит в осознании и изучении меры статистичности педагогических явлений, в определении вероятности возникновения тех или иных ситуаций. Возьмем проблему управления вниманием учащихся на уроке - какой бы ни был предмет преподавания, какой бы ни был учитель, он всегда сталкивается с неотложным решением задачи управления вниманием. Такие задачи, которые с большой степенью вероятности встречаются у каждого учителя на каждом уроке, назовем вероятностными педагогическими задачами.

Рассмотрим, в чем заключается сущность вероятностных педагогических задач. Как показывают наблюдения и психологические исследования (Б.Ф. Ломов, В.Д.

Большой энциклопедический словарь. С. 211.

Шадриков), деятельность организуется по-разному, в зависимости от того, как она планируется. Элементарный способ планирования - работа «по ориентирам». Деятельность здесь во многом подчинена ходу внешних событий, так как человек не имеет заранее обдуманного четкого плана действий. Педагог в этом случае находится во власти обстоятельств - он не руководит деятельностью учащихся, а реагирует на возникающие ситуации. Педагогическая деятельность в этом случае весьма напряженная, иногда хаотическая.

Способ более высокого уровня - работа по образцу, по заранее разработанному плану урока. Стандартный план, конечно, обеспечивает более высокую эффективность и качество обучения, чем работа по ориентирам. Но непредвиденные ситуации и условия могут дезорганизовать деятельность, протекающую по такому плану.

Наиболее эффективный способ реализации педагогической деятельности - это ее планирование с учетом предполагаемого изменения условий, в том числе вероятности возникновения тех или иных событий. В этом случае педагог намечает общую стратегию управления процессом обучения, но без излишней детализации. Поэтому чтобы успешно управлять процессом обучения, педагогу необходимо уметь решать наиболее вероятностные педагогические задачи. Но для этого необходимо выделить номенклатуру таких задач.

Примерная номенклатура вероятностных задач может быть самой разнообразной:

- при проведении урока - решить задачи актуализации опорных знаний, формирования новых понятий и способов действий и т.д.

- при решении методических задач - оперативно провести всесторонний анализ возникшей ситуации (формулирование задачи); осуществить отбор наиболее эффективных способов и приемов взаимодействия с учащимися и т.д.

При формировании учебной деятельности процесс структурируется в соответствии с решением необходимых школьнику учебных задач. Чтобы ребенок их мог решить, сам учитель должен быть готов к их решению, что и составляет суть вероятностных педагогических задач. В основу выделения их номенклатуры положены структура учебной деятельности и те учебные задачи, которые решает школьник. Представим примерную номенклатуру вероятностных педагогических задач по формированию учебной деятельности школьников в табличной форме в соответствии с учебными задачами (см. табл. 6).

Таблица 6

Вероятностные педагогические задачи исоответствующие имучебные задачи

школьника

Вероятностная педагоги- Учебные задачи
ческая задача  
1. Задачи, направленные на развитие интеллектуальной сферы
школьника
1.1. Развивать творческое Учиться:
мышление - находить способ решения;
  выбирать способ решения из
  предложенных;
  - выбирать лучший способ;
  - формулировать вопросы;
  - составлять план решения;
  - сравнивать задачи;
  - оценивать ответы.
  Развивать:
  - сообразительность,
  - самостоятельность,
Вероятностная педагоги­ческая задача Учебные задачи
  - критичность
Вероятностная Учебные задачи
педагогическая задача  
1.2. Развивать Учиться:
познавательное мышление - находить несколько возможных
  решений;
  - контролировать свое поведение;
  - анализировать (разделять целое на
  части);
  - из частей составлять целое;
  - обобщать;
  - рассуждать;
  - логически мыслить.
  Развивать:
  - память,
  - внимание,
  - воображение,
  - представление,
  - восприятие
1.3. Развивать Учиться:
познавательные и учебные - задавать вопрос;
умения - формулировать ответ;
  - четко и кратко отвечать на вопрос;
  - делать вывод;
  - последовательно излагать мысли
  (развивать речь);
  - быстро и осознанно читать;
  - каллиграфически, грамотно и
  быстро писать
2. Задачи, направленные на развитие мотивационной сферы
2.1. Управлять вниманием Учиться:
учащихся управлять непроизвольным
  вниманием;
  - удерживать внимание;
  - управлять произвольным вниманием;
  - контролировать внимание

Продолжение табл. (

Продолжение табл. (

Вероятностная Учебные задачи
педагогическая задача  
2.2. Раскрывать смысл Учиться:
учебной деятельности - понимать значимость знаний и
  способов действий;
  - осознавать ценность знаний;
  - развивать самостоятельность в
  оценивании знаний
2.3 .Актуализировать Развивать непроизвольную мотивацию:
необходимые мотивационные - любопытство;
состояния - заинтересованность;
Вероятностная педагогическая задача Учебные задачи
  Развивать произвольную мотивацию: - организованность; - инициативность
2.4. Совместно с учащимися разрабатывать цели деятельности Учиться: - принимать учебную задачу; - самостоятельно ставить учебную задачу; - испытывать потребность ставить перед собой учебную задачу
2.5. Обеспечить успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач Учиться: - самостоятельно формулировать учебную задачу; - организовывать поиск решения; - объяснять способ решения; - оценивать способ решения
2.6. Поддерживать уверенность у учащихся в их действиях Учиться: - использовать обратную связь; - организовывать взаимопомощь и взаимопроверку
2.7. Оценивать процесс и результаты деятельности Развивать: - самостоятельность в оценке выполнения учебной задачи; - объективность в оценивании решения; - стремление к исправлению ошибок
Вероятностная Учебные задачи
педагогическая задача  
3. Задачи, направленные на развитие эмоциональной сферы школьника
3.1. Формировать умения Учиться:
осознавать свои - сопереживать,
эмоциональные состояния и - быть сдержанными в проявлении
управлять ими эмоций,
  - понимать свое настроение
4. Задачи, направленные на развитие волевой сферы
4.1. Формировать умения Учиться:
целеполагания и развивать - ставить цели учебной деятельности;
волевые усилия - выбирать цели из предложенных;
  - добиваться поставленных целей;
  - быть терпеливыми;
  - быть настойчивыми;
  - быть самостоятельными

Окончание табл. 6

Пользуясь приведенной таблицей взаимной деятельности учителя и учащихся, можно проектировать и более успешно осуществлять процесс обучения и развития учащихся. Само же решение этих задач рассмотрим на примере общей ориентировочной основы действий учителя по решению вероятностных педагогических задач формирования мотивационной основы учебной деятельности (табл. 7).

Таблица 7

Вероятностные педагогические задачи и способы их решения

Вероятностная педагогическая задача Возможные способы и приемы решения  
Управление вниманием учащихся: привлечение непроизвольного внимания большинства учащихся; под­держание его в течение необходимого времени; переключение внимания Выделение объекта внимания: пре­дъявление конкретных заданий, постановка вопросов, характерных для установления деловых отношений сотрудничества; применение аудиовизуальных средств и т.д. Использо-  
Вероятностная педагогическая задача Возможные способы и приемы решения
с одного вида деятельности на другой; поддержание внимания при различных сочетаниях форм обучения; мобилизация и поддержание произвольного внимания организация дея­тельности, развивающей спо­собности самостоятельно контролировать свое внимание вание новизны объекта внимания: ориентирование в предстоящей деятельности; постановка новых целей, сообщение новых фактов. Выработка динамических стереотипов - соблюдение постоянного стиля работы с учащимися; неизменность деловых отношений. Стимулирование целеустремленности, настойчивости постановка заданий, предъявление требований к выполнению работы и критериев ее оценки и т.д.
Разъяснение смысла предстоя­щей деятельности: разъяснить научную значимость знаний и способов действий; показать их практическое значение; подчеркнуть их социальную и мировоззренческую значимость; формировать умение самостоятельно оценивать значимость знаний и выполняемой деятельности Показ места знаний в общей их структуре: раскрытие связи общеобразовательного предмета с техникой, производством; показ достижений современной науки и культуры; показ необходимости знаний для общего развития, для овладения профессией; прием апперцепции; создание проблемных ситуаций, подчеркивающих необходимость знаний и умений в общественной и произв-водственной деятельности; нацеливание учащихся на самовоспитание, на осознание ими ценности знаний
Актуализация мотивационных состояний: возбудить непроизвольные мотивационные состояния любопытства, стремления познать неиз­вестное, заинтересованности; актуализировать произвольные компоненты мотивации: организованность, инициативность и пр. Побуждение учащихся к осознанию потребности в предстоящей деятельности; подчеркивание необходимости знаний для уяснения природных и социальных явлений, для будущей профессии; создание благоприятных условий для учебной деятельности; создание атмосферы доверия, демократический стиль общения и т.д.
       

ение табл. 7

Продолжение табл. 7

Вероятностная педагогическая задача Возможные способы и приемы решения
Совместная с учащимися разработка целей деятельности: побуждение учащихся к принятию общей цели; форми­рование у них умений самостоятельно ставить цели деятельности; стимулирование у учащихся потребности самим ставить цели Формирование цели совместной деятельности; разъяснение учащимся целей и задач урока; предложение плана, алгоритма деятельности, сообщение им, что они должны по­нять, какими умениями овладеть, чему научиться; совместная с учащимися разработка плана действий; создание проблемных ситуаций и т.д.
Обеспечение успешного выполнения учащимися стоящих перед ними задач: научить обо­бщенным способам и приемам решения задач; формировать умения, необходимые для самостоятельного достижения целей деятельности; стимулировать целеустремленность, стремление проявить волю, настойчивость, упорство Создание ситуаций успеха; предложение опорных конспектов, вариативных заданий, использование справочников, технологических карт; напоминание о поставленных целях, оказание помощи, организация взаимопомощи, выполнение учащимися прогностических и диагностических заданий; комментирование действий, использование средств обучения сме­жным предметам и т.д.
Поддержание у учащихся уверенности в их действиях: своевременный контроль их действий; оказание помощи, обеспечивающей коррекцию деятельности; формирование у учащихся умений самостоятельно получать информацию, необходимую для коррекции деятельности Разъяснения, указания, помощь, напоминания, постановка вспомогательных вопросов; управление самостоятельной работой; нахождение рациональных моментов в действиях учащихся, оценочные, подбадривающие обращения; формирование приемов контроля качества выполненной работы; предупреждение о типичных ошибках в работе учащихся и т.д.
Вероятностная педагогическая задача Возможные способы и приемы решения
Оценивание процесса и результатов деятельности: своевременное оценивание действий учащихся; формирование у них умений самоконтроля и самооценки; формирование потребности в таких действиях Оценивание не только знаний и практических умений, но и качества их деятельности: темпа и полноты выполнения задания, степени самостоятельности, инициативности ответственности, целеустремленности; оценочные обращения в форме замечаний, отрицания, согласия, одобрения; подведение итогов работы, подчер­кивание ее значимости

Окончание табл. 7

Приведенная схема решения вероятных педагогических задач применима в целом к урокам теоретического и производственного обучения - как в общеобразовательной, так и в профессиональной школе.

Вопросы и задания

1. Какими способами учитель может управлять вниманием младшего школьника? Старшего школьника?

2. Приведите свои решения названных в главе педагогических задач в младших, средних и старших классах.

3. Попробуйте дополнить список вероятностных педагогических задач. Литература: 39; 41; 132.

Часть четвертая

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА «ПЕДАГОГИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ»

Главная идея разработки инновационных программ педагогического образования в высшей школе — их общеобразовательная и профессиональная направленность. Разрабатываемый курс «Педагогика индивидуальности» должен быть максимально ориентирован не только на педагогическую деятельность, но и на педагогизацию (термин Платона) деятельности любого специалиста. Педагогика индивидуальности — одна из областей научного знания, обеспечивающего сферу образования в целом и профессиональную деятельность специалиста (в том числе педагога) в частности. Задача курса — показать возможности сущностных сил человека, возможности их развития у каждого индивида и вызвать у студентов интерес к познанию своей индивидуальности и индивидуальности другого. В то же время данный курс ориентирован и на учителя средней школы и призван помочь ему в практической работе по развитию индивидуальности школьников.

В данной части пособия, написанной для преподавателей и студентов университетов и педагогических вузов, изложены методические рекомендации по отбору содержания лекционных и семинарских занятий. Даются также рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Сделана подборка учебных материалов, призванная облегчить труд преподавателя.

Наши рекомендации