Особенности оценки пенсионных прав застрахованных лиц
Следует акцентировать внимание, что все юридически значимые обстоятельства, учитываемые при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал, определяются по состоянию на 1 января 2002 года. К таким обстоятельствам относятся в первую очередь общий трудовой стаж, стаж на соответствующих видах работ, заработная плата застрахованного лица и повышения к пенсии.
В статье 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ приведены два исчерпывающих перечня трудовой и иной общественно полезной деятельности, которая может быть включена в подсчет общего трудового стажа в целях оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 года. Исходя из варианта оценки пенсионных прав, зависящего от применения того или иного механизма определения расчетного размера пенсии, будет учитываться тот или иной период, в календарном или льготном исчислении.
Обратим внимание на некоторые особенности исчисления общего трудового стажа и заработной платы отдельным категориям застрахованных лиц, которые едины независимо от варианта исчисления расчетного размера пенсии.
Работа полный навигационный период на водном транспорте или полный сезон засчитывается за год работы при любом варианте исчисления расчетного размера трудовой пенсии.
Включение в подсчет общего трудового стажа периодов работы в колхозе в качестве члена колхоза также производится в особом порядке. Годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. Календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года.
При определении расчетного размера трудовой пенсии применяется ранее действовавший порядок исчисления среднемесячного заработка, зафиксированный в статьях 100 - 1051 Закона от 20.11.1990 № 340-1, действовавшего до 1 января 2002 года.
В частности, из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию застрахованного лица) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествовавшими избранному периоду или следующими за ним, но не позднее 1 января 2002 года. Вместе с тем при конвертации пенсионных прав не применимы те положения ранее действовавшего законодательства, которые допускали исчисление заработка за периоды работы, не предусмотренные статьей 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Так, статьей 102 Закона от 20.11.1990 № 340-1 было предусмотрено исчисление пенсии из заработка за 24 последних месяца работы перед обращением за пенсией.
В соответствии со статьей 100 Закона от 20.11.1990 № 340-1 в состав заработка для исчисления пенсии включались все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 названного Закона, на которые начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.
В состав заработка для исчисления пенсии в соответствии со статьей 100 Закона от 20.11.1990 № 340-1 включались также денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, пособие по временной нетрудоспособности и стипендия, выплачиваемая в период обучения.
Необходимо иметь в виду, что есть особенности в исчислении заработка отдельным категориям граждан.
Например, в соответствии со статьей 1051 Закона от 20.11.1990 № 340-1 среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывался на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей. При этом гражданам, направленным на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границу либо в международные организации, среднемесячный заработок, по их желанию, мог подсчитываться в порядке, предусмотренном статьей 105 Закона от 20.11.1990 № 340-1, исходя из среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в СССР ко времени назначения пенсии. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц заработок по аналогичной должности определяется по состоянию на 1 января 2002 года.
Таким образом, оплата за работу за границей исключается из подсчета среднемесячного заработка, независимо от того, выплачивалась она в рублях или в иностранной валюте, но может быть учтен заработок по аналогичной должности.
Согласно норм пенсионного законодательства если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
К числу таких международных договоров относятся, в частности, Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997.
Если при применении Соглашения от 13 марта 1992 года представляется заработок в национальной валюте, то ее перевод в российские рубли осуществляется на дату проведения оценки пенсионных прав застрахованных лиц, то есть по курсу, установленному Центральным Банком Российской Федерации на 1 января 2002 года.
При применении Соглашений от 16.05.1997 и 10.02.1995 во внимание принимается заработок (доход) до 1 января 2002 года, полученный после переселения. Для граждан, которые переселившись на территорию Российской Федерации, не работали или не имеют за периоды до 1 января 2002 года минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы, во внимание принимается среднемесячная заработная плата по Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года (1671 рубль).