Принятие управленческих решений
Принятие решений представляет собой процесс, в котором можно выделить ряд этапов:
ü анализ ситуации;
ü формулирование задачи;
ü генерирование вариантов решения;
ü выбор варианта решения;
ü оформление принятого решения;
ü определение способов организации выполнения решения;
ü определение показателей результативности;
ü определение способов контроля.
Конечно, при принятии оперативных решений этапы могут быть "свернуты", но при формировании стратегических решений каждый из них требует значительного времени.
Качество управленческого решения, продуктивность каждого этапа его формирования зависят от многих факторов. И одним из важнейших является информационное обеспечение процесса формирования решения. В условиях возрастания доли стратегических решений в структуре управленческой деятельности возникает необходимость специального анализа информационных потребностей органов управления образованием.
Рассмотрим более подробно информационные потребности регионального органа управления образованием, возникающие при формировании стратегических решений.
Социальный заказ системе образования можно структурировать следующим образом:
ü желательные масштабы образования;
ü требования к условиям обучения;
ü спрос на образовательные программы;
ü ожидаемые результаты (подготовленность к продолжению образования; готовность к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности; личностные качества, наиболее значимые для развития общества и самой личности; требование к социальному поведению).
Необходимые масштабы школьного образования определяются законом. О желаемых масштабах дошкольного, дополнительного, специального образования можно судить по заявлениям родителей (в том числе и по неудовлетворенному спросу). Но этот показатель нельзя признать достаточным, ибо какая-то часть родителей может и не сознавать важности дошкольного или дополнительного образования или же необходимости социального образования для детей, имеющих отклонения в развитии. Поэтому данные о спросе на образование со стороны родителей важно дополнить материалами социологического опроса учителей относительно оптимальности выбранных родителями индивидуальных образовательных маршрутов для своих детей.
Примерно такой же подход может быть использован для изучения спроса на образовательные программы. Но в этом случае необходим социологический опрос и родителей, который позволил бы выявить меру их удовлетворенности предлагаемым "веером" программ. Опрос родителей дает возможность выявить и содержание социального заказа в части условий обучения.
Сложнее анализировать ожидаемые результаты образовательной деятельности, поскольку ожидания родителей, самих учащихся, ориентации вузов и других социальных структур могут существенно различаться. Видимо, и в этом случае социологические методы исследования окажутся основными.
Социальный заказ интерпретируется в педагогических целях, которые должны соответствовать и социальным ожиданиям, и возможностям системы образования. Информационной базой определения целей образования (дошкольного, школьного, дополнительного и т. д., в том числе и на уровне образовательного учреждения) является информация о социальном заказе, достигнутых педагогических результатах, состоянии образовательной системы и теоретических подходах к определению педагогических целей.
Управленческие цели моделируют желаемое состояние образовательной системы, адекватное социальному заказу и педагогическим целям.
Образ «должного» состояния системы образования включает ряд компонентов:
ü набор педагогических программ; условия обучения; сеть образовательных учреждений;
ü уровень ресурсного обеспечения;
ü организация управления; характер и уровень общественной поддержки образовательных инициатив.
Информационную основу определения управленческих целей составляет информация о социальном заказе, педагогических целях (необходимых и реальных), потенциале системы образования, достигнутых результатах.
Информация о сущем, реальном состоянии образовательной системы, достигнутых социальных и педагогических результатах и нерешенных проблемах необходима для определения целей и принятия решений, направленных на реализацию поставленных целей.
Для определения содержания необходимой информации о реальном следует исходить из содержания социальных, педагогических и управленческих целей. Правда, здесь возникает одна трудность. Формулировка целей с точки зрения выполнения ими функций ориентации и мотивации может быть вполне приемлемой, но при использовании формулировки цели как критерия оценки достигнутого результата она может оказаться слишком общей, недостаточно конкретной. Например, можно сформулировать цель, ориентирующую на воспитание у учащихся какого-либо значимого качества личности. Но для оценки достигнутого необходимо определить эмпирические показатели реализации данной цели.
Есть и еще одно обстоятельство, которое следует учитывать, собирая информацию о сущем. Для формирования управленческих решений в равной мере важна информация и о действительной ситуации в системе образования, и о том, как эта ситуация оценивается общественным мнением. Иначе говоря, надо знать не только фактические результаты, например, обучения в школе, но и то, какими видятся эти результаты учителям, учащимся, их родителям, широкой общественности.
Показатели действительного состояния образовательной системы можно условно разделить на три группы.
Первая группа показателей действительного состояния образовательной системы - количественные показатели, которые содержатся в статистических отчетах или могут быть получены путем специальных обследований. Это показатели охвата детей образованием, отсева, движения учащихся, социального устройства выпускников школы. Количественные показатели, такие как показатели успеваемости, данные о продолжении образования на следующей ступени, о выдающихся успехах учащихся (победах на олимпиадах, награждении золотыми и серебряными медалями и т. п.) можно использовать
ü для анализа результатов образовательной деятельности. Вместе с тем следует заметить, что названные показатели дают лишь частичное представление о результатах образовательного процесса.
ü при анализе ресурсного обеспечения образовательной системы (финансовое и кадровое обеспечение, состояние фонда зданий).
ü при изучении некоторых условий обучения, в частности, сменности занятий, обеспеченности необходимыми пособиями и оборудованием и т. д.
ü при анализе удовлетворенности родителей и учащихся условиями обучения и его результатами. Ясно, что для региональной системы такие данные могут быть получены лишь путем выборочного обследования.
Вторая группа показателей действительного состояния образовательной системы - соответствие стандартам:
ü санитарным правилам и нормам;
ü другим федеральным нормативам;
ü действующим образовательным стандартам;
ü правилам (приема в учебные заведения, учета движения учащихся и т. д.).
Сложность анализа этих показателей - в отсутствии свода имеющихся федеральных и региональных нормативов (правил, норм, стандартов). Вряд ли стоит верить в выполнение этих нормативов всеми образовательными учреждениями региона, но достаточно достоверную информацию можно получить путем выборочного обследования (если выборка будет репрезентативной по отношению ко всей совокупности учреждений системы образования).
Третья группа показателей действительного состояния образовательной системы - качественные показатели, которые могут быть получены в результате социологических исследований и систематизации повседневных наблюдений сотрудников управленческих структур. К таким показателям относятся данные
ü о творческом потенциале педагогических кадров;
ü о ценностных ориентациях педагогических кадров;
ü о морально-психологическом климате в образовательных учреждениях;
ü о системе ценностей учащихся;
ü об отношении учащихся к образованию и образовательным учреждениям и т. д.
Совокупность перечисленных показателей может дать достаточно полное представление о состоянии образовательной системы, ее достижениях и проблемах.
Информация о возможном, которая необходима для принятия управленческих решений стратегического характера, включает два компонента. Это
ü информация прогностическая, относящаяся к данной образовательной системе;
ü информация, расширяющая поле выбора решения и относящаяся к другим образовательным системам.
Прогноз развития конкретной образовательной системы может основываться на систематизированных данных о ее состоянии и развитии в предшествующий период, что позволит выделить основные тенденции развития.
Реализация информационных потребностей региональных органов управления образованием возможна при создании специальной системы информационного обеспечения. В этой системе можно выделить два главных элемента.
ü Банк данных. Его формирование связано с отработкой технологии информационного обеспечения: определением элементарных единиц необходимой информации, архитектуры базы данных, способов сбора и хранения информации, обеспечения ее защиты, обработки и распространения;
ü Организация мониторинга, то есть постоянного наблюдения за состоянием и развитием образовательной системы.
Но мониторинг может стать элементом указанной системы, только если сложится определенная технология использования его материалов для своевременного принятия управленческих решений.
Важнейшим элементом схемы управления является контроль. Контроль, как правило, осуществляется как за результатом деятельности, так и за процессом. Результаты контроля анализируются, сравниваются с плановыми показателями, и на этом основании осуществляется корректировка процесса с помощью изменения ресурсного обеспечения. При необходимости корректировке подвергается и план.
Примером построения системы управления качеством образования на государственном уровне может служить следующая схема:
Аналогичные схемы можно построить и для образовательного учреждения, и для муниципального уровня управления. При этом блоки:
«Требования к качеству образования»;
«Образовательный процесс»;
«Результаты»
останутся в том же виде, изменится лишь их содержание. В блоке
«Контроль»
изменится набор видов контроля. Вид блока
«Ресурсы»
не изменится, но изменится возможность их использования и степень влияния на образовательный процесс.
Управление качеством образования представляет собой целенаправленное воздействие на объект управления с помощью экономических и правовых рычагов для получения требуемых значений качественных показателей.
Схема управления любыми хозяйственными объектами и экономическими явлениями описана во всех зарубежных и отечественных учебниках.
Во главе этой схемы стоит план, который наряду с результативными показателями планируемой деятельности определяет необходимое ресурсное обеспечение.
К ресурсам, необходимым для запуска и поддержания процесса производства или иного процесса, связанного с достижением планируемых целей, относятся финансовые, материально-технические, кадровые, а также информационные, технологические и иные нормативные ресурсы.
В системе управления качеством образования применять понятие «план» неуместно. Вместо него следует использовать понятие «требования к качеству образования». Они должны быть представлены в виде заранее установленных конкретных показателей, в соответствии с которыми и осуществляется процесс образования.
Эффективен способ управления по конечному результату. Но нельзя забывать, что образование - это сфера оказания услуг. Поэтому управление только по конечному результату здесь не может иметь места, так как для большинства образовательных услуг процесс их оказания совпадает по времени и пространству с процессом «потребления». И для потребителей важен не только конечный результат, выражающийся в показателях качества подготовки выпускников, но и комфортные, безопасные условия самого процесса. Поэтому требования, в том числе нормативные, устанавливаются как к конечному результату, так и к процессу оказания услуг, который измеряется не часами, не сутками, а годами.
Качественные показатели образовательного процесса прямо зависят от его ресурсного обеспечения.
Под качеством образования в широком смысле понимается соотношение цели и результата, меру достижения цели.
Из этого определения следует, что мы должны научиться измерять в одинаковых единицах:
ü цель, поставленную перед учебным заведением (школой);
ü результат, достигнутый этим учебным заведением (школой).
В дальнейшем под термином «школа» будем понимать различные типы учебных заведений.
Под качеством образования ученика понимается определенный уровень освоения содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений), физического, психического, нравственного и гражданского развития, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и целями воспитания и обучения.
Рассматривая родителей как заинтересованную и активную часть общественного окружения школы, важно анализировать степень удовлетворенности родителей тем качеством образования, которое получают их дети.
Подходы к информационному обеспечению управления вообще и управления качеством в частности ранее опирались на сложившуюся систему субъект-объектных педагогических отношений в обучении и воспитании. В связи с этим критерии и показатели носили усредненный, уравнительный характер. Используемый измерительный инструментарий не давал информации о достижениях личности в процессе обучения и ее развитии.
В настоящее время отмечаются две важнейшие тенденции: современная школа должна стать «антропоцентричной» (то есть центром всех учебно-воспитательных воздействий должен стать конкретный ученик, а все способы и формы организации школьной жизни подчиняться цели его всестороннего личностного развития). Это требует разработки новых подходов к информационному обеспечению управления и развития новых информационных технологий (НИТ).
Основной целью антропоцентричной школы является интеллектуальное (умственное) воспитание. Интеллект - это специфическая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта (Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - М., 1997).
При этом можно сказать, что любой ребенок «заполнен» своим собственным ментальным опытом, который и предопределяет характер его интеллектуальной активности в тех или иных конкретных ситуациях. Состав и строение этого опыта у каждого ребенка различны, поэтому дети, безусловно, различаются по своим интеллектуальным возможностям. Однако каждый ребенок объективно нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному росту за счет максимально возможного обогащения его ментального опыта. В этом суть проблемы интеллектуального воспитания учащихся.
Ориентация на решение задачи интеллектуального воспитания ребенка в свою очередь вынуждает пересмотреть основные компоненты школьного образования: его назначение, содержание, критерии эффективности форм и методов обучения, роль школьного учебника, функции учителя.
Назначение образования. Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку социального опыта), должно реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования субъективного внутреннего мира личности с учетом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребенка). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что цель процесса обучения - не просто усвоение математики, физики, истории и т. д., но расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами математики, физики, истории и т. д.
Содержание образования. Сейчас вопрос должен стоять так: «Каким должно быть содержание образования, чтобы ребенок плодотворно развивался?» Иными словами, в рамках антропоцентричной школы не ребенок должен подстраиваться под содержание образования, а, напротив, содержание образования должно подстраиваться под ребенка. При этом имеется в виду не просто адаптация содержания школьного предмета к индивидуальным и возрастным особенностям школьников, а именно кардинальная его трансформация в направлении учета реальных психологических механизмов интеллектуального развития личности.
Критерии эффективности форм и методов обучения. В контексте задач интеллектуального воспитания эффективность образования должна быть связана с характером тех изменений, которые происходят под влиянием процесса обучения в самом субъекте обучения, то есть в ментальном опыте каждого конкретного ребенка. Соответственно, в качестве критерия должны выступать показатели сформированности знаний, умений, навыков и определенных интеллектуальных качеств, характеризующих разные стороны развития интеллекта школьника.
Роль школьного учебника. Нужны школьные учебники принципиально нового типа, которые могли бы играть роль интеллектуального самоучителя. Для этого необходимо изменить принципы конструирования учебного текста. В частности, подобного рода учебник по своему содержанию и форме должен быть проекцией не только научного знания, но и основных психологических линий интеллектуального развития детей, в том числе линий, связанных с учетом особенностей состава и строения ментального опыта ребенка.
Функции учителя. Если раньше основная функция учителя заключалась в трансляции социального опыта, то в современной школе учитель должен реализовывать функцию проектирования хода индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного ребенка. Соответственно, на первый план выходят такие формы деятельности учителя, как разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование и т. д.
В этих условиях именно внедрение ОИТ определяет получение управленческой информации, которая имеет не усредненный, а индивидуально-личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребенка в процессе обучения.
С внедрением ОИТ связано более широкое понимание управления обучением, осознаваемое не только как управление школой, но и управление процессом обучения каждого учащегося. При этом субъектами управления выступают уже не только руководители школ, но и учитель, и сам ученик.
Речь идет о кибернетическом подходе к управлению обучением, когда под управлением понимается такое воздействие на объект (процесс), которое выбрано из множества возможных воздействий с учетом поставленной цели, состояния объекта (процесса), его характеристик и ведет к улучшению функционирования или развития данного объекта, т.е. к приближению цели. (Лернер А. Я. Начала кибернетики. - М., 1967).
Рассмотрим более подробно структурные компоненты кибернетического подхода, следуя Н. Ф. Талызиной (Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984).
Вид управления - циклический, с обратной связью, и, следовательно, с регуляцией процесса обучения, то есть реализуется принцип «белого» (прозрачного) ящика. Еще раз подчеркнем, что регуляция процесса будет осуществляться не только с учетом конечного продукта, но и на основании сведений о процессе получения этого конечного продукта.
Такое управление позволяет выделить следующие структурные компоненты:
ü указание цели управления;
ü установление исходного состояния управляемого процесса;
ü определение программы воздействий, предусматривающей основные переходные состояния процесса;
ü обеспечение получения информации по определенной системе параметров о состоянии управляемого процесса (обеспечение систематической обратной связи);
ü обеспечение переработки информации, полученной по каналу обратной связи, выработки корректирующих (регулирующих) воздействий и их реализации.
Применение данной структурной схемы предполагает разработку двух видов программ управления качеством образования: основной и корректирующей (регулирующей). Основная программа составляется на уровне проектирования процесса обучения, с учетом всех его особенностей. Программа регулирования вырабатывается только в ходе процесса обучения на основе анализа данных, получаемых по каналу обратной связи.