Первая конфликтная зона в работе педагога

В душевном состоянии ребенка на 3—4 день наступает кризис; первые два дня он переносит легче, так как присутствует элемент новизны ситуа­ции, а затем возможен кризис – «пик трудности». Только интересная разнообразная деятельность, принятие ре­бенка таким, какой он есть, уважение к его личности, быстрое знакомство со сверстниками помогут вожатому преодолеть конфликтную зону.

2. Основной. Это время многообразных, коллективных, групповых и индивидуальных видов деятельности. Вторая конфликтная зона в работе педагога. -контроль за выполнением тех требований, которые были усвоены в оргпериод; -укрепление своего авторитета (участие в мероприятиях для того, чтобы быть примером для детей)

В этот же период примерно на 13—14 день, наступает второй пик труд­ности, условно называемый «пиком привыкания». Дети привыкли ко всему: к педагогам, к совместной жизни, к режиму, к делам, к лагерю и т. д.Противоречия в коллективе будут преодолены, если перед детьми (пе­ред всеми группами) будет поставлена увлекательная для всех перспекти­ва. В такой ситуации группы чувствуют себя как часть целого коллекти­ва – отряда. Значимым для отряда становится общий успех. Повышается статус тех ребят, которые играют важную роль в обеспечении успеха.

3.Итоговый (заключительный) Этот период включает подведение итогов пребывания детей в лагере, проверку того, чему научился, удивился, узнал каждый, как оценил свою жизнь, с каким багажом уезжает домой. -поощрения;

-тёплые слова детям на прощание (необходимо подчеркнуть мысль о том, что смена получилась благодаря вкладу каждого члена отряда).

Третья зона конфликта в работе педагога

В этот период ВДК (на 19—20 день смены) возможна еще одна зона конфликта — «пик усталости». Дети устают жить в большом шумном коллективе, вне дома без родителей и т д. Из «третьего пика» сложности можно выйти общими усилиями, подняв настроение детям, удивив тем, что не успели узнать они о педагоге и о себе в течение смены. Педагогу важно помочь детям пережить расставание детей друг с другом, с взрослыми людьми.

Социально-психологические процессы, протекающие в первично организованной группе, подразделяются на адаптацию(Чем больше ребята узнают друг друга, тем легче и интенсивнее идет процесс адаптации.), коммуникацию(информационный обмен между людьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых взаимодействий и согласования интересов.),идентификацию( уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к товарищу, члену отряда, на основе эмоциональной связи с ним (эмоциональная идентификация)и интеграцию(Важнейшими факторами, обеспечивающими групповую интеграцию, являются руководство, осуществляемое вожатым в сотрудничестве с активом отряда, а также коллективные дела, игры и другие формы межличностного взаимодействия ребят).

Основные характеристики:ответственность, открытость, нравственность, организованность, контактность, информированность, эффективность и пр.

Обычно система коллектива представляет собой: коллектив/пассив à актив à лидер à руководитель.

Детский коллектив выполняет следующие функции: воспитательная, организационная, регулятивная, стимулирующая, консолидационная.

В своем развитии может пройти стадии: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

4) Лидерство!!!

· Роли детей в отряде:

· а) высокостатусные

· - лидер

· - «звезда» (персонаж, который любит привлекать к себе внимание)

· - «жилетка»

· - «клоун»

· - «информатор»

· б) низкостатусные

· - аутсайдер

- «козел отпущения»

Роли в коллективе (команде):

1. Координатор - не только управляет, обеспечивает распределенность, контроль, планирование.

2. Двигатель, генератор идей - источник вдохновения, энтузиазма.

3. Практик - оптимист и пессимист, спорит с генератором идей, прогнозирует.

4. Успокаиватель - приводит к компромиссу, гасит конфликты.

5. Делатель - дотошный, всегда все делает, создает.

6. Внешний контактер - информация извне.

7.Контролер на выходе — постоянно смотреть, следить, задавать вопросы.

Классификации лидерства

ФОРМАЛЬНЫЙ лидер – это человек, которому помогли стать лидером извне, то есть первый шаг отделения от всего коллектива и подъема на ступеньку выше он проделал не сам, а с чьей-то помощью, его позиция лидера официально утверждена общим сбором коллектива. Формальный лидер, в связи с этим, пользуется поддержкой вышестоящих структур, его деятельность санкционирована свыше и все это знают. Это помогает ему более успешно добиваться своих целей.

НЕФОРМАЛЬНЫЙ лидер – это тот человек, который стал лидером сам, без избрания на какой-либо пост, только с помощью собственных достижений. В связи с этим отношение к его действиям в коллективе будет более спокойное, потому что все знают, что он может полагаться только на свои собственные силы.

Деловой лидер или лидер - организатор – тот, кто обычно понимается под словом "лидер", отвечает за организационные моменты (часто - формальный лидер).

Эмоциональный лидер – поддерживает хорошие отношения в группе, создает настроение; человек, которому доверяют тайны, к которому приходят за поддержкой. Это лидерство основано на человеческих симпатиях, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу пси­хологического комфорта (неформальный лидер).

Интеллектуальный лидер – "генератор идей", всегда знает больше.

Лидер-исполнитель – тот, кто реализует придуманное на практике.

Абсолютный лидер (универсальный) – человек, совмещающий качества всех типов лидера и постоянно их проявляющий.

Негативный лидер. Его задачи не совпадают с реальными задачами отряда. (Антилидер) Здесь нужно избрать такую тактику, чтобы свести антилидера на «нет». Это может быть подбор для него другой деятельности, такого интереса, чтобы он совпадал с интересами группы. Обычно он собирает вокруг себя команду недовольных. (Как правило, это молодые лидеры, стремящиеся выйти на оперативный простор и вследствие этого осознавшие, что прошлый лидер или глуп, или не прав, или не решает задачи, и т. д., истинность данного утверждения не имеет значения.)

Методы борьбы с позицией антилидера:

•Главное, помнить, что это не человек, а позиция!

•Поговорить.
•Подставить под успех и ввести в деятельность

•Подставить под неуспех, задав деятельность, в которой он не разбирается, а вы разбираетесь хорошо.

Авторитарный лидер. Его задачи совпадают с реальными задачами отряда. Он точно знает, что нужно для достижения результата. Такого лидера нужно активно выдвигать на различные отрядные и лагерные должности, чтобы он совершенствовал свои способности, при этом не давая увлечься авторитарностью, а наоборот, обучая больше советоваться с отрядом.

Демократический лидер (интересующийся мнением группы). Почти аналогичен предыдущему случаю. Единственное отличие состоит в том, что он очень зависим от мнения группы и не примет решения, которое будет расходиться с решением группы. Нужно не допускать ситуации, когда отряд, другой лидер или антилидер давят на него.

Скрытый лидер - его никто не видит, но он проводит в жизнь свои решения (таким лидером часто стоит быть вожатому).

Ситуативные лидеры – временные лидеры. То есть лидирует тот, кто на данный момент может лучше решить стоящие перед группой задачи. Соперничества при этом обычно не происходит.

5) СТИЛИ РУКОВОДСТВА!

Стили руководства

1) «Разящие стрелы» - авторитарный стиль руководства, приказание, требование выполнения указаний. Лидер один и добивается полного подчинения.

· чёткая постановка цели и инструкция для коллектива;

· часто проводится инструктаж;

· уточнения, как поняты конкретные задания членом коллектива;

· кратко с каждым уточняются его действия;

· проверяется выполнение заданий;

· отмечаются ошибки и хорошо выполненные поручения;

· требовательность, но тактичность.

Плюсы: выработка дисциплины, четкость выполнения задач, экономия времени. Минусы: отсутствие карьерного роста, творческого решения, отсутствие ощущения собственной важности.

2) «Возвращающийся бумеранг» - демократический стиль руководства, взаимодействие между лидером и коллективом, распределение обязанностей и стимулирование. Носит совещательный характер. Однако принятие окончательного решения остается за лидером.

· оценивание и учёт индивидуальностей характеров в работе коллектива;

· выявление общих интересов;

· при необходимости даются задания;

· контроль за точностью исполнения задания;

· похвала в присутствии других членов группы;

· недостатки разбираются наедине;

· поощрение за позитивную самостоятельную деятельность.

Плюсы: учитывается мнение всей группы, развитие творческого потенциала, карьерного роста, распределение ролей.

Минусы: затраты времени на обсуждения, конфликты, снижение уровня дисциплины.

3) «Снующий челнок» - стиль либеральный, советующийся, уступчивый. Коллектив принимает участие в принятии решений.

§ ставится цель без уточнения способов достижения;

§ ограничиваются прямые указания и контроль;

§ создаётся система самоконтроля;

§ проводятся консультации по отдельным проблемам;

§ поощряются высказанные замечания;

§ представляется большая самостоятельность;

§ лидер контролирует ситуацию.

Плюсы: взаимоответственность.

Минусы: возможно злоупотребление дружескими отношениями.

4) «Плавающий плот» - попустительский стиль невмешательства, доверия, руководства со стороны; передача полномочий членам коллектива.

§ оказывается поддержка и помощь, если члены группы сами попросят о ней;

§ лидер избегает вмешательства в дела без особой необходимости;

§ контроль не ослабляется;

§ соизмеряются возможности членов коллектива и сложность задания;

§ похвала как можно чаще.

Плюсы: возможность появления нового лидера. Минусы: потеря интереса, конфликты.


В группах на уровне «Песчаная россыпь» предпочтительнее может оказаться стиль руководства авторитарный - «Разящие стрелы» (настаивающий, требующий, приказывающий).

В группах «Мягкая глина» преобладает стиль авторитарный с элементами демократического – к «Разящим стрелам» всё активнее вводятся «бумеранговые» приёмы: создание актива, опора на него, привлечение членов к обсуждению вопросов жизни и работы коллектива.

В группах «Мерцающий маяк» эффективен демократический стиль с элементами авторитарного стиля («Возвращающийся бумеранг», «Разящие стрелы»). Как правило, на этой ступени органы самоуправления имеют большой вес, и лидер может активнее использовать мнение группы, считаться с позицией большинства, если оно стоит действительно на правильном пути. В целях создания положительного эмоционального климата коллектива в отдельных случаях можно использовать вспомогательные способы воздействия типа либерального и попустительского: быть уступчивым, при необходимости идти на компромисс.

Организация и руководство группой через органы самоуправления и актив становится основным способом на ступени «Алый парус». Демократический стиль руководства («Возвращающийся бумеранг») является ведущим на этом этапе работы с коллективом, с возможными элементам либерального стиля («Снующего челнока»). В основе взаимоотношений организатора и группы – взаимное доверие. Дело в том, что сплочённость и сработанность группы освобождают организатора от необходимости всякого рода напоминаний, проверок, тщательного инструктажа перед началом дела и т. д. На этом этапе организатор выполняет чаще функции «мозгового центра», разрабатывающего идеи, подающего инициативу, поддерживающего начинания других ребят.

В основе руководства группами, находящимися на ступени «Горящий факел», – самоуправление, опора на группу в целом. Основной стиль руководства – либеральный («Снующий челнок») с элементами попустительского («Плавающий плот). Основное внимание лидера направлено на установление связей с другими группами, на формирование активной позиции своего коллектива среди других объединений. Распорядительные действия лидера носят вспомогательный характер. К делам коллектива, к руководству привлекаются в разной форме все члены коллектива.

КТД.

В условиях временного детского коллектива коллективно-творческие дела подразделяются на:

— КТД оргпериода;

— КТД основного периода;

— КТД итогового периода.

Они различаются по степени сложности подготовки и проведения.

Наши рекомендации