Как фактор его профессионального саморазвития
Автор – Павлова Татьяна Леонидовна,
профессор, заведующая кафедрой педагогики Новосибирского государственного педагогического университета,
заведующая Лабораторией Гуманной педагогики,
Рыцарь Гуманной Педагогики,
г. Новосибирск.
Материалы данных педагогических раздумий составлены на основе работы мастер-класса «Дневник учителя – путь к педагогическому искусству». Работа строилась в режиме реализации принципа «познающего и созидающего мышления» в их единении. Погружение аудитории в обозначенную проблему и поиск ответов на вопросы:
– какие функции выполняет дневник;
– какие вопросы может поставить учитель самому себе в дневнике;
– как искусство ведения дневника может вывести учителя на постижение глубин педагогической науки и её единение с практикой;
– дневник учителя – это откровение или тайна от самого себя;
– какова специфика заполнения дневника (виды оформления дневника: портретная зарисовка, анализ событий дня, исповедь, самооценка, спонтанные рисунки и др.)
– как можно использовать дневниковые записи.
Участники мастерской – учителя школ, преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования.
Цель деятельности – актуализация подобной формы дневниковой прозы как зеркала профессионального и творческого саморазвития педагога; поиск разнообразных подходов в проектировании педагогического дневника.
Средства организации – информация, диалог, коллективное мышление.
Содержание работы мастерской можно разделить на три этапа, в процессе которых решались следующие задачи:
1. Актуализация проблемы, историко-педагогический экскурс на основе документальных материалов (зарубежных исследований по проблеме «Ведение дневника и контроль за временем как новый педагогический инструмент», архивов К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, М.М. Пришвина, работ В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, научно-методических материалов М.А. Крафт).
2. Обсуждение своеобразия дневниковой прозы (её индивидуальности, самобытности, неповторимости) и общности целеполагания. Знакомство с опытом ведения дневника участников мастерской.
3. Рассмотрение функций дневника.
Первый этап был связан с осознанием актуальности проблемы и её истории.
Модернизация в европейских странах XVIII века повлекла за собой и изменение отношения их жителей к себе: к необходимости контролировать личное время, планировать его, соотносить прошлое, настоящее и будущее. Одним из способов достижения этого было ведение дневников, позволяющих анализировать события, планировать рациональную организацию будущего. В публичное использование были введены карманные дневники как прототипы современных органайзеров.
Название для этого типа дневников – «аджент» и появилось оно в 1769 году, а их фабричное производство было организовано в начале XIX века. Именно в этот период ведение дневника входило в обязанность детей, а родителям поручалось обучение навыкам работы с дневником и регулярный просмотр записей. Таким образом, детские дневники не были личными. Парадокс состоял в том, что хотя дневники имели открытый характер, но родители советовали детям делать записи личного характера, стимулируя их саморефлексию. Тенденция ведения дневников в личном, закрытом формате прослеживается в XIX веке. Однако в большинстве случаев наблюдалась дихотомия личного и публичного.
Идея ведения дневника для отечественной педагогики тоже не нова.
В образовательном пространстве России XIX-XX вв. работа педагога над личным дневником не была редкостью. Размышляя над дневниковыми записями К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого остро осознаешь доверительный, интимный характер разговора педагога с самим собой. Не случайно дневники в то время рассматривали как форму обращения, как письмо к «собственной совести», как фактор успешной рефлексии пишущего.
В качестве подтверждения приведем выдержки из юношеских дневниковых записей Константина Ушинского.
«Думал ли я так надолго покинуть тебя, мой бедный журнал?…Дух мой как будто заснул, ни одним движением он не напоминает о своем существовании. Гордой самоуверенности в самостоятельном бытии, в своей индивидуальности, в самом себе, в душе – как будто не бывало. Я по-прежнему мелочен, тщеславен, брюзглив, зол, нерешителен, труслив… тороплив, легкомыслен, ленив… И во всем этом никто не виноват, кроме меня! Позволь мне опять созерцать тебя во мне!.. Опять должно начать свое исправление. Каждый день я опять начну беседовать с тобою, мой сговорчивый приятель!...»
Программу своего «выздоровления» К. Ушинский формулирует через рецепт:
«1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность действия.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.
7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
10. Никому не показывать этого журнала»[10].
Дневниковые записи Ушинского периода 1845-1849 годов дают основание говорить о постоянной работе автора над самим собой. Самосовершенствование – длительный процесс. Дневник давал молодому педагогу возможность увидеть свой внутренний мир и происходящие в нем изменения, фокусировать свое внимание на тонкостях взаимоотношений с миром.
Если мы обратимся к дневниковым записям Л.Н. Толстого, то обратим внимание на то, что его записи касались, прежде всего, детей, анализа учебных ситуаций, причин учебных затруднений, проявлений творческой одаренности крестьянских детей. Знакомство с дневниками Яснополянской школы позволяет увидеть пошаговый анализ Л.Н. Толстым успехов, творческих находок детей, биографических зарисовок, портретов детей с краткими, но очень точными характеристиками и педагогических размышлений о характере педагогического труда.
Особое место занимают дневниковые записи А.С. Макаренко, его записные книжки. «Хороший воспитатель, – по мнению Антона Семеновича, – должен обязательно вести дневник… Ведение такого дневника может характеризовать качество работы воспитателя и служить известным материалом его ценности как работника».
Что же советует записывать в свой рабочий дневник педагог-новатор? Только то, что не остается в памяти надолго. К ним он относил интересное дело, рассказ очевидца, детали портрета, характеристика колонистов, маленькие смешные истории и мысли, детали пейзажа. Обозначенные пунктиром соображения, споры, дискуссии, диалоги, реплики, сентенции дневниковых записей, по мнению Макаренко, есть та «арена, на которой обостряется внимание к мелочам жизни». Особое место в записных книжках Макаренко уделяется афоризмам.
Ценностью педагога, показателем его профессионализма В.А. Сухомлинский считал дневниковые записи. Их он рассматривал как источник раздумий, педагогической мудрости и сохранения «бесценного наследия». Именно поэтому Василий Александрович советовал хранить дневники в музеях, творческих объединениях, научно-исследовательских лабораториях. Именно подобные записи выступают не поучениями, а материалами для размышлений следующих поколений педагогов. По мнению Василия Александровича, дневник можно рассматривать как «личные записи, а не официальный документ», который «учит мыслить, размышлять», «помогает в работе», выступает «источником творчества», способствует сохранению неповторимого опыта, которым обладает каждый учитель. Опыт, пишущего дневник, это своеобразная мастерская оттачивания индивидуального «речевого вкуса, речевого мужества». Итак, дневник педагога Сухомлинский рассматривал как инструмент самопознания и самореализации.
Большинство участников цитировали книгу Ш.А. Амонашвили «Единство цели», ссылаясь на его советы вести записи, которые со временем становятся кладовой педагогической мудрости.
По мнению участников мастерской, дневник способствует обретению собственного опыта. В процессе «погружения» участников мастерской было предложено задание – описать собственный опыт ведения дневника. Вот один из фрагментов этой работы, представленный учителем из Кирова Г.П. Шиляевой:
«Дневник – это было начало моей педагогической биографии. Каково было удивление, что потом странички читали студенты педвуза (по просьбе начальника летнего лагеря, где я начинала работать). Тогда дневник – мимолетность для меня, время не ощущалось. Всё слёту. Позднее – дневник для себя (болевые моменты жизни). От дневниковых стихотворных записей, сродни альбомов барышень XIX века, до раздумий духовного роста… Как прекрасно, что этот литературно-педагогический жанр выжил!»
При оценке эффективности данной формы работы учителя были выделены следующие его функции:
– исследовательская. И здесь программа описания личного опыта включает «не формализуемые, не отчуждаемые от личности педагога такие свойства», как интуиция, вдохновение, удовлетворенность работой, творческое переживание, озарение и потребность на основе пережитого научно обобщить свои находки.Если учитель заинтересован поисками своей творческой индивидуальности, он обязательно встанет перед необходимостью фиксировать результаты своей аналитической работы, критически осмысливать и оценивать мир вокруг и мир в себе;
– коммуникативно-творческая. Анализ и оценка, например, своих коммуникативных опытов, взращивание, воспитание, «оттачивание речевого вкуса», помощь застенчивому и скрытному человеку более свободно исследовать определенные свойства своей личности;
– самопознания и самореализации (с помощью записей можно выйти за пределы обычного мышления и банального изложения);
– терапевтическая. Участники мастерской поделились секретами ведения дневника. Как выражать наиболее безопасным способом любые мощные разрушительные эмоции, кипящие внутри. Если педагог овладеет навыками «выпускать пар» на бумаге, то сможет ослабить напряжение в трудной ситуации конфликта, понять его истоки.
В ходе диалога присутствующие оценили дневник как отражение профессионального бытия педагога. Было сформулировано общее требование к ведению дневника – максимальная конкретность в описании события, факта, возникающих идей. Объекты внимания в дневнике – сам педагог, его воспитанники, родители, коллеги. Продуктивность дневниковых записей начинается тогда, когда получены ответы на поставленные вопросы самому себе – педагогу:
– Что я делал?
– Чего хотел достичь?
– О чем думал и что при этом чувствовал?
Немаловажным является и постановка вопросов по отношению к воспитанникам:
– Чего хотели дети и что при этом они делали?
– О чем предположительно они думали и что чувствовали?
Были предложены примерные вопросы для аудитории и творческие задания для молодых педагогов:
1. Попытайтесь войти в круг понимания В.А. Сухомлинского, который в работе над дневником видел «сладостные минуты неспешных раздумий» «минуты свободной мысли», «самые счастливые минуты учительской биографии». Найдите свои доводы и аргументы.
2. Какой круг тем можно охватить в личном дневнике учителя? Каким темам Вы отдадите предпочтение?
3. Опишите традиции школы или класса сегодняшнего дня, вспомните традиции школы, где вы учились, обоснуйте их ценность, полезность или формальный, начетнический характер. Попытайтесь поразмышлять о таких формах взаимодействия, которые могут со временем стать реальной ценной традицией.
4. Напишите творческие характеристики на учеников, которых, по вашему мнению, незаслуженно характеризуют как «проблемных».
5. Представьте, какими придут домой те учащиеся, которым вы поставили неудовлетворительные отметки или дали им в классе резкие оценки. Опишите свои предположения в дневнике.
6. Составьте план своих действий по отношению к этим детям на следующую неделю.
7. Опишите в своих дневниках три ситуации, в решении которых Вы испытываете затруднения.
8. Попытайтесь с коллегами обсудить преимущества ведения дневника.
Не уставайте делать добро
Автор – Хулимат Султанова,
учитель начальных классов Бамутской СОШ № 2 Ачхой-Мартановского района,
начальник отдела инновационной и национальной образовательной политики Министерства образования и науки Чеченской республики,
Рыцарь Гуманной Педагогики,
г. Грозный
Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце – способность к обогащению, к признанию равенства душ взрослого и ребенка.
С. Соловейчик. Педагогика для всех