Этапы становления акмеологии
Этапы | Характеристика |
имплицитный | связанный с обобщением развития представлений о совершенствовании человека в философии, истории, психологии, педагогике, других науках и культуре. На данном этапе особое внимание уделялось теоретико-методологическим проблемам, имеющим акмеологическое содержание |
эксплицитный | проявившийся в становлении акмеологии как самостоятельной области знания. На этом этапе формировались представления о целях акмеологии, ее предмете, объекте, проблематике, общих и частных методологических принципах |
рефлексивный | связанный с осмысливанием результатов акмеологических исследований в контексте места акмеологии в системе человекознания, перспектив развития акмеологического знания, тенденций к интеграции и дифференциации акмеологии |
В тоже время эти процессы, в силу действия многих причин, осуществлялись не равномерно. Сложилось так, что основное внимание в акмеологических исследованиях было сосредоточено на высших достижениях в деятельности и, в частности, деятельности профессиональной. Поэтому наиболее интенсивное развитие получили как раз те направления акмеологии, которые связаны главным образом с профессиональными достижениями зрелой личности, с прогрессивным личностно-профессиональным развитием человека как субъекта деятельности. Это вполне естественно: личностные достижения становятся заметными в основном в профессиональной деятельности, особенно той, которая имеет высокую социальную значимость.
Изучение АКМЕ в профессиональной деятельности имеет хорошо осознаваемое многими практическое значение. По этому поводу А. А. Бодалев высказал следующую мысль: «В стране огромное число людей, которые подвизаются в политике, экономике, сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова. И, суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в строительстве, во внешней и внутренней политике, в промышленности и в сельском хозяйстве, в управлении ими, в сфере воспитания и образования и во всех других областях жизни народа» (Бодалев А. А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта-Наука, 1998.).
Насущная практическая потребность в акмеологических знаниях о профессионализме стала главным импульсом развития и доминирования данного направления акмеологии. В результате весьма распространенным стало мнение о том, что акмеология – это прежде всего наука о закономерностях развития профессионализма.
Действительно, акмеологических исследований прогрессивного развития зрелого человека как индивида, личности и индивидуальности значительно меньше, чем исследований развития человека как объекта труда. Особенно много проблем возникает с изучением личностного аспекта АКМЕ. Дело в том, что, определяя его содержание в прогрессивном развитии человека как личности, необходимо четко обозначить следующее:
· мировоззренческие позиции;
· дать описание соответствующих личностных стандартов и эталонов развития.
Но, во-первых, это неизбежно приведет к идеологизации акмеологии как науки. Например, в период господства «всепобеждающего марксистко-ленинского учения» эталоном АКМЕ были ли бы, естественно, «личность и деятельность В. И. Ленина», вернее созданный пропагандистской машиной его мифологический образ. Сейчас это сделать очень сложно, так как отсутствуют общепринятые идеологические эталоны. Выходом из создавшейся ситуации, по мнению А. А. Деркача и В. Г. Зазыкина, могла бы стать опора на религиозные парадигмы. Однако такой подход в настоящее время считается дискуссионным.