Правоотношения по государственному надзору и контролю, профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства
Это правоохранительное правоотношение, его субъектами являются с одной стороны органы государственного надзора и контроля в лице их представителей (федеральной инспекции труда и ее органы в субъектах федерации, федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору и ее органы в субъектах федерации, федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека и ее органы в субъектах федерации), а с другой стороны – работодатели и их представители – руководители организаций, индивидуальные предприниматели. В качестве управомоченной стороны вправе выступать и соответствующие выборные профсоюзные органы и образованные ими профсоюзные инспекции на федеральном уровне (в отраслевых общероссийских профсоюзах) и на региональном уровне (правовая и техническая инспекции при советах профсоюзов субъектов федерации).
Данные правоотношения являются длящимися с момента возникновения и до момента прекращения соответствующего работодателя. Для работника они возникают с момента заключения им трудового договора с работодателем и прекращаются при прекращении его трудового договора. Для остальных работников они продолжают действовать.
Содержание: права и обязанности субъектов:
1. Надзорно-контрольный орган обязан осуществлять свои надзорно-контрольные функции за соблюдением трудового законодательства каждым работодателем на подконтрольной территории.
2. Каждый работодатель обязан обеспечить возможность проведения надзора и контроля (допуск на территорию организации или соответствующих объектов, представление документов и необходимых объяснений и тд), а так же нести надлежащую ответственность за нарушения норм трудового законодательства и охраны труда (административную ответственность как правило в форме штрафов).
Правоотношения по разрешению трудовых споров
Разрешение индивидуальных споров главой 60, а коллективных – 61 ТК
У большинства работников не возникает индивидуально-трудовых споров, и тем более коллективных трудовых споров. Поэтому и указанные правоотношения так же не возникают. Особенностью этих правоотношений является их субъектный состав:
С одной стороны это органы по разрешению трудовых споров (юрисдикционные органы для индивидуально-трудовых споров и примирительные комиссии, трудовой арбитраж для коллективных трудовых споров), а с другой стороны это каждый участник трудового спора (работник и работодатель выделяет в трудовом споре, работники и работодатель – в коллективном трудовом споре).
Основания возникновения данных правоотношений выступает факт обращения с заявлением о возникновении трудового спора в юрисдикционный орган (при индивидуально-трудовом споре) или решение общего собрания работников направленное работодателем, который отказывается его выполнить (при коллективном споре). Таким образом выделяют 2 вида правоотношений
1. По решении индивидуальных споров
2. По разрешению коллективных споров.
Юрисдикционными органами для индивидуальных споров выступает комиссии по трудовым спорам (досудебный орган) и суд, решение которых обязательны для участников спора, если они не были обжалованы и отменены в соответствующем порядке.
Содержание указанных правоотношений является юридическая связь по разрешению трудовых споров. Права и обязанности закреплены в трудовом законодательстве, а так же в гражданско-процессуальном законодательстве и административно-процессуальном законодательстве.
Правовой статус профессиональных союзов в сфере труда. Защита профессиональными союзами трудовых прав работников.