Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
Известно, что для эффективной работы по коррекции речевых нарушений необходимо тесное взаимодействие логопеда с работниками образовательного учреждения и родителями. Опыт показывает, что родители детей с билингвизмом менее мотивированы на проведение коррекционной работы, чем родители русскоязычных детей с нарушениями речи. До школы дети данной категории в подавляющем большинстве не получают, поэтому имеющиеся у ребенка проблемы в речевом развитии родители и педагоги склонны объяснять лишь двуязычием и не считают нужными дополнительные занятия. Учитывая тот факт, что занятия в логопунктах проводятся во внеучебное время, именно родители обеспечивают посещаемость занятий детьми. Поэтому необходима большая просветительская работа, чтобы родители стали активными союзниками логопеда. С этой целью учитель-логопед проводит родительские собрания, индивидуальное и групповое консультирование родителей, организует посещение ими логопедических занятий, привлекает к подготовке наглядного материала, а иногда и к участию в занятиях.
Регулировать взаимоотношения между логопедом и родителями целесообразно с помощью специального договора на проведение коррекционно-развивающих занятий, в котором указаны права и обязанности сторон, даты и время проведения занятий. Это позволит повысить ответственность родителей за посещение детьми логопедических занятий.
Авторская программа коррекции
Нерезко выраженного общего недоразвития речи
У детей с билингвизмом (Румега Н. А.)
Программа коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом разработана специалистами образовательного комплекса «Детский сад № 177 – средняя школа № 15» Советского района города Ростова-на-Дону.
Специальная программа курса занятий для двуязычных детей позволяетрешать общие коррекционно-развивающие задачи с учетом принципов изучения русского языка как иностранного. Этой специфике подчинена логика построения курса, его содержание, приемы и методы обучения.
Программа курса рассчитана на двуязычных учащихся 1 -х классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Параллельно на индивидуальных и подгрупповых занятиях ведется работа по коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия. Поставленные звуки, а также звуки, трудные для большинства русскоязычных учащихся, включаются в фонетическую зарядку на групповых занятиях, что способствует их успешной автоматизации.
Цель курса: коррекция нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом и профилактика обусловленных этим трудностей в обучении.
Основные задачи курса:
ü обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;
ü формирование навыков словообразования и словоизменения;
ü обучение правильному грамматическому оформлению предложений;
ü формирование связной речи;
ü развитие артикуляционных навыков;
ü развитие фонематического восприятия;
ü развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления;
ü формирование навыков общения на русском языке;
ü воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях межнационального общения.
Структура курса
Программа курса включает в себя два раздела, определяющие изучаемые грамматические и лексические темы. Такая структура позволяет реализовывать лексико-грамматический подход к материалу. Этот подход является основным при изучении русского языка как иностранного и способствует расширению и совершенствованию словарного запаса учащихся при одновременной работе над различными грамматическими категориями.
В то же время последовательность тем курса выбирается не случайно, а в соответствии с особенностями формирования речи ребенка при общем ее недоразвитии (с учетом ошибок интерференции, характерных для детей с билингвизмом).