Социально обусловленные задержки психического развития
К третьей большой группе относятся ЗПР психогенного происхождения. Неблагоприятные социальные условия длительно действующие на ребенка. Оказывают травматическое влияние на его психику и могут привести к стойким сдвигам нервно-психической сферы, в первую очередь его эмоционального развития.
Такие дети импульсивны, недостаточно самостоятельны, имеют повышенную внушаемость. У них трудно воспитываются правильные формы поведения, связанные с активным торможением, чувство ответственности. Все это сочетается с недоразвитием соответствующих знаний и представлений.
В преддошкольный период ребенок может уже иметь явления аффективной раздражительности. Он начинает обнаруживать повышенную реакцию, претензии на неудачи и травмы в личных отношениях. А именно в этом возрасте у ребенка формируются устойчивые характерологические образования.
Социальная запущенность часто является причиной невроза. Когда ребенок не находит выхода из конфликтной ситуации и противоречия, он дает аффективную реакцию, у него вырабатывается определенный способ отношения к действительности. У детей могут проявляться разные типы неврозов.
4.Требования к педагогу – дефектологу
Быть педагогом очень нелегко. Особенно сложен труд педагога-дефектолога. Ведь он должен воспитывать и учить детей с различными отклонениями в развитии. Каждому ребенку нужно оказать, возможно, большую, целесообразную помощь, с корригировать его дефект. А это значит, что нужно организовать педагогическую работу таким образом, чтобы учитывать характер его отклонения от нормы, а также те положительные возможности, которые есть у ребенка. Нужно помочь становлению его личности, продвинуть в плане общего развития, сообщить определенную сумму знаний, сформировать жизненно важные умения и навыки, а также сделать все возможное для его успешной социальной адаптации. От педагогического мастерства учителя, его эрудиции, вдумчивости, добросовестного отношения к делу в немалой степени зависят успехи ребенка. Конечно, большое значение имеет социальное окружение ребенка — его семья и взаимоотношения ее членов, ближайший двор и улица, товарищи по играм, а также способности ребенка, его любознательность, стремление к знаниям и др. Однако, роль учителя чрезвычайно велика.
Нужно сказать, что педагог-дефектолог работает не только с детьми, отклоняющимися в своем развитии от нормы. В сфере его деятельности оказываются и родители, которые в большинстве случаев глубоко переживают обрушившееся на них несчастье, но ведут себя очень по-разному, нередко мало адекватно создавшейся ситуации. Одни из них, чувствуя себя беспомощными и растерянными, внутренне не готовы бороться за будущее ребенка, полагая, что это бесполезно. Другие пытаются активно действовать, но делают это неумело, и в ряде случаев приносят ребенку не пользу, а вред. Некоторые родители быстро переходят от энергичных попыток воспитания к бездеятельности, поскольку не видят немедленных успехов.
Встречаются родители, стыдящиеся своего необычного ребенка, старающиеся держать его в относительной изоляции, лишая общения с ровесниками, живущими поблизости, взрослыми и даже с родственниками. Они не дают ему возможности играть с другими детьми, не ходят с ним гулять, не водят на елку и т.п., чем наносят ему большой вред. С большим трудом они заставляют себя обратиться за помощью к специалисту. Есть и такие родители, которые, следуя здравому смыслу, разумно воспитывают ребенка, приветствует его общение с окружающими, привлекают к посильным домашним работам, стараются показать что-то новое, рассказать о чем-то. Они оказывают своему ребенку несомненную помощь, развивая его познавательную деятельность, формируя положительные личностные качества. Такие родители идут за советами к дефектологу, когда видят, что чего-то им не удается добиться.
Учитель-специалист должен помочь всем родителям. В одних вселить уверенность в то, что систематически проводимая, правильно организованная работа обязательно, хотя и не всегда быстро, увенчается успехом, и ребенок в дальнейшем сможет многого добиться. Другим — объяснить, что они идут по неверному пути, что отношение к ребенку следует изменить и только тогда можно ожидать от него существенных сдвигов. Третьим — видеть, что работа с ребенком, отклоняющимся в развитии, требует много терпения и труда, и нет оснований при первых же неудачах падать духом и опускать руки. Педагог должен доказать родителям, что нельзя изолировать ребенка, страдающего каким-либо отклонением, от окружающих, что для его развития необходима нормальная социальная среда, активное общение со сверстниками и с взрослыми. Конечно, учитель-специалист скорее, чем кто-либо другой может подсказать родителям способы и приемы, полезные в той или иной ситуации, развивающие ребенка, благотворно влияющие на формирование его эмоционально-волевой сферы.
Следует заметить, что работа с родителями — их консультирование, поддержка в тяжелые минуты, раскрытие перед ними перспективы будущего их ребенка — очень сложный и важный аспект деятельности педагога-дефектолога. К этому можно добавить, что в ряде случаев один или оба родителя детей с отклонениями в развитии имеют такие же отклонения. Ведь у глухих, слепых, умственно отсталых родителей иногда рождаются дети со сниженным слухом или зрением или умственно отсталые. Это обстоятельство весьма усложняет работу педагога-специалиста, однако не делает ее менее значимой. К трудностям общения с такими родителями присоединяются трудности, обусловленные ограниченностью их мышления, их недостаточным пониманием всей ситуации.
В сферу деятельности педагога-дефектолога входит также пропаганда дефектологических знаний среди окружающих его людей. Такая работа необходима потому, что трудности социальной адаптации подростка с отклонениями в развитии зависят не только от своеобразия его психики, особенностей личности, но и от неподготовленности окружающих его людей к общению с ним, непонимания его нужд, отсутствием у них активного желания помочь устроиться в жизни человеку, в чем-то существенно отличающемуся от других, от недостаточности эмпатии. Многие с удовольствием помогли бы ему, но не знают, как это следует делать. Деятельность педагога-дефектолога может способствовать более гуманному отношению ко всем детям, в том числе и к тем, у которых имеются отклонения в развитии.
Педагог-дефектолог должен постоянно решать сложные задачи, которые ставит перед ним жизнь, его работа с детьми и их родителями. Для этого ему необходимо быть широко образованным, эрудированным специалистом. Это относится, прежде всего, к его знаниям в области общей и специальной педагогики. Ему необходимо быть знакомым с новейшей литературой по коррекционной педагогике, свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения, дифференцированными и индивидуальными формами работы, уметь пользоваться специальными техническими средствами. Без этих знаний он не сможет организовать эффективный учебно-воспитательный процесс, придать ему коррекционную направленность, помочь советом родителям детей с отклонениями в развитии.
Конечно, учитель-дефектолог не может быть в равной мере компетентен в вопросах воспитания и обучения детей, имеющих различные отклонения в развитии. Слишком велика специфика каждой категории таких детей. Однако в общих чертах он должен быть знаком со всеми направлениями дефектологической работы.
Кроме педагогических знаний учитель-дефектолог должен также хорошо знать общую и возрастную психологию, ее детский и специальный разделы. Без этого нельзя понять природу, сущность и характер отклонений в психической деятельности ребенка, обусловленных присущим ему дефектом развития, нельзя сколько-нибудь правильно прогнозировать перспективы его развития.
В повседневной работе педагога-дефектолога постоянно возникают многие вопросы, которые нужно решать быстро и безошибочно. А вопросы эти не всегда связаны с педагогикой. Часто они требуют знаний медицинского и клинического характера, понимания физиологических закономерностей. Поэтому осведомленность учителя-специалиста в этих вопросах обязательна.
Серьезные требования предъявляются к личности педагога-дефектолога. Он должен быть глубоко гуманным человеком, любящим детей и стремящимся им помочь. Если учителя раздражают дети с отклонениями в развитии, которые часто бывают некрасивыми, неопрятными, непонятливыми, слишком замедленными или наоборот — импульсивными, подчас имеют скверные с трудом искореняемые привычки, то ему нельзя быть дефектологом, это ему противопоказано. Если он все же им станет, то его деятельность принесет много тяжелых минут и ему самому и детям. Учитель будет постоянно находиться в плохом настроении, окажется недовольным и собой и детьми, будет сердиться по самым незначительным Поводам и даже вовсе без них. Все дети, в том числе и с отклонениями в развитии, обычно улавливают общий эмоциональный тон ситуации, в которой они находятся и, в соответствии со своими дефектами, состоянием, возрастом, воспитанием и пониманием всей обстановки и другими факторами реагируют на происходящее. Создается ситуация «холодной войны» между учителем и учениками, одна из самых вредных для учебно-воспитательного процесса. Она нередко перерастает в состояние близкое к полному неприятию друг друга, хотя это не всегда полностью осознается и словесно квалифицируется обеими сторонами.
Настоящим педагогом-дефектологом может стать лишь очень добрый и терпеливый человек, разумно реагирующий на самые необычные формы поведения своих питомцев. Он должен уметь разобраться в том, чем эти формы поведения вызваны и какими путями они могут быть урегулированы. Учителю необходимо владеть ситуацией, в случае необходимости принимать быстрые и обоснованные решения и реализовать их в своей практической деятельности. Ему следует быть твердым и последовательным, но не жестким в своих действиях.
Педагогу-дефектологу необходимо иметь чувство юмора, уметь вовремя мягко пошутить по поводу некоторых происшествий и таким путем снять напряжение, предотвратить назревающий конфликт. Однако насмешки над ребенком ни в коем случае недопустимы. Даже невполне понимая смысл сказанного, дети с отклонениями в развитии, в том числе и умственно отсталые, если они не глубокие идиоты, улавливают интонацию учителя и по-своему воспринимают и переживают ее. Они способны чувствовать себя обиженными. Соответственно у них возникает нелюбовь к учителю, недоверие к нему.
Учителю-дефектологу следует быть ласковым по отношению к учащимся как начальных, так и более старших классов. Не нужно думать, что доброго отношения заслуживают только первоклассники. Подростки также нуждаются в ласковом слове. Ведь многие ученики специальных школ живут в сложной домашней обстановке и не всегда получают в семье достаточное количество положительных эмоций. Между тем каждый ребенок и подросток стремится к доброте, вниманию, поддержке. На всех занятиях с педагогом-дефектологом ученик должен чувствовать себя комфортно и уютно. Вне зависимости от успехов и неудач знать, что учитель хорошо к нему расположен, является его настоящим старшим наставником, желающим ему добра, готовым всегда придти на помощь. Ученик не должен уходить из школы домой в рассерженном, озлобленном состоянии, со слезами на глазах и с обидой на окружающих. Его необходимо успокоить, дать возможность почувствовать себя равным среди равных. В этом — один из залогов успеха всей работы.
Педагогу-дефектологу в его трудной работе всегда поможет веселый, неунывающий характер. Он повысит общий тонус его общения с детьми, оживит учебно-воспитательный процесс. Невольно подражая поведению любимого учителя, учащиеся и сами становятся оптимистичнее, увереннее в своих силах и охотно принимаются выполнять даже, казалось бы, самые малоинтересные задания. Впрочем, учитель может скрасить этот труд, привлекая различные дидактические игры, которые делают эти задания более привлекательными.
Работа учителя-дефектолога всегда предполагает большую отдачу сил, энергии, душевного тепла. Она невозможна без наличия глубоких разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами.[4]