Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. 6 страница

3. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Г. И. Рузавин. – М.: Гардарики, 2007.

Дополнительная:

1. Гусейханов, М. К. Концепции современного естествознания: учебник / М. К. Гусейханов,
О. Р. Раджабов. – М.: Дашков и К, 2004.

2. Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания: учебник / В. М. Найдыш. – 2-е изд-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; Инфра-М, 2003.

3. Романова, А. А. Концепции современного естествознания: практикум / А. А. Романова,
В. Б. Коцкович, П. П. Рымкевич. – СПб.: СПбГУСЭ, 2006.

ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения:

– электронный учебник «Физика»;

– электронный учебник «Элементы космологии»;

– пакет прикладных программ по моделированию физических процессов ElektroMF.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.

Составители: к.т.н., доц. А.А. Романова, к.т.н., проф. Ю.В. Гомзин кафедры «Прикладная физика».

Рецензент: д.т.н., проф. кафедры «Прикладная физика» Ю.Н. Чилин.

ИНФОРМАТИКА И МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная цель дисциплины – сформировать у студентов комплекс теоретических знаний и практических навыков в области современных информационных технологий с учетом тенденций их развития.

Задачи дисциплины – научить студентов:

– принципам применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности;

– практическим навыкам работы с современной компьютерной техникой;

– работать с пакетами прикладных программ общего назначения и специализированными профессионально – ориентированными программными средствами.

Знания, полученные студентами при изучении дисциплины, позволяют применять современные информационные технологии в будущей профессиональной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Информатика» студент должен:

· знать:

– современное состояние уровня и направлений развития электронно-вычислительной техники и архитектуры аппаратных и программных средств;

· уметь:

– работать как с программными средствами общего назначения, так и с отдельными профессионально ориентированными программными средствами;

– владеть основами автоматизации решения экономических задач;

– владеть приемами антивирусной защиты;

· получить навыки:

– работы в локальных и глобальных компьютерных сетях;

– использования современных компьютерных информационных технологий обработки информации.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
Данные – как форма документирования информационных процессов. - - -
Современный компьютер и его технические и программные средства реализации информационных процессов. - -
Операционная система MS DOS - -
Операционные системы серии WINDOWS. - -
Пакеты прикладных программ общего назначения. - -
Электронные таблицы. - -

Алгоритмизация и программирование    
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Данные – как форма документирования информационных процессов

Понятие информации. Сигналы и данные – как форма представления сведений, понятие информации. Кодирование данных и операции над данными. Единицы представления, измерения и хранения данных. Предмет и задачи информатики, ее место среди других наук. Новые информационные технологии как основа повышения эффективности управления производством и экономикой. Информационные технологии в области легкой промышленности. История, перспективы и темпы развития компьютерных технологий. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.

Тема 2. Современный компьютер и его технические и программные средства реализации информационных процессов

Системы счисления. Арифметические и логические основы выполнения операций над данными. Основные компоненты ЭВМ и принцип действия компьютера. Центральный процессор, оперативная память, системная магистраль, внешняя память и устройства ввода/вывода. Классификация ЭВМ. Типовая архитектура аппаратных средств IBM-совместимых персональных компьютеров (РС). Назначение и классификация программного обеспечения ЭВМ, иерархия программных средств. Типовая архитектура программных средств IBM-совместимых персональных компьютеров (РС). Назначение и виды операционных системы ЭВМ. Основные функции ОС по обеспечению интерфейса пользователя, программно-аппаратного и программного интерфейса. Дополнительные функции операционных систем. Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации.

Лабораторное занятие:

Элементарные приёмы работы на ПК в среде MS DOS. устройствами ПК. Основные команды DOS: Ознакомление и просмотр каталогов, смена директория, запуск программ. Создание файлов и каталогов, их копирование и удаление.

Тема 3. Операционная система MS DOS

Основные возможности ОС, структура ПО и требования к аппаратному обеспечению. Достоинства и недостатки MS DOS. Работа с файлами и каталогами. Программы-утилиты и программы-оболочки. Архивация файлов. Компьютерные вирусы.

Лабораторное занятие:

Работа в среде Norton Commander. Загрузка и выход из NC. Просмотр, копирование, редактирование файла средствами DOS и использованием NC. Функциональные клавиши в NC.

Тема 4. Операционные системы серии MS Windows

Основные возможности ОС, структура ПО и требования к аппаратному обеспечению. Достоинства и недостатки MS Windows. Графический пользовательский интерфейс. Работа с окнами. Многозадачный режим. Обмен информацией между программами в среде MS Windows. Элементы технического сервиса ПК: установка операционной системы, создание индивидуальной операционной среды пользователя, сервис сменных носителей информации (гибкие магнитные диски, компакт диски), расширение и модернизация конфигурации аппаратных и программных средств.

Лабораторное занятие 1:

Операционная система MS Windows 98. Загрузка и ознакомление с графическим интерфейсом, возможности его настройки. Управление прикладными окнами. Варианты запуска приложений. Работа с учебником по MS Windows 98.

Лабораторное занятие 2:

Работа с программами «Мой компьютер» и «Проводник». Создание папок. Основные операции с файлами и папками.

Лабораторное занятие 3:

Работа с дискетой и архивация файлов. Форматирование и проверка дискет. Создание архивных файлов различными типами программ-архиваторов на разных носителях. Разархивация.

Лабораторное занятие 4:

Работа с встроенными текстовыми редакторами Notepad и WordPad. Ввод, редактирование и форматирование текста.

Лабораторное занятие 5:

Работа с встроенным графическим редактором Paint. Инструменты и команды. Рисование графических примитивов и кривых. Работа с буфером обмена.

Тема 5. Пакеты прикладных программ общего назначения

Классификация и области применения прикладных программ общего назначения. Автоматизация задач делопроизводства. Стандартные средства пакета MS Office. Функциональные возможности и области применения текстовых редакторов и текстовых процессоров. Вероятности. Текстовые и графические редакторы Word for Windows. Языки и программирование, алгоритмы.

Лабораторное занятие 1:

Текстовый процессор MS Word. Элементарные приёмы работы в Word for Windows. Работа с панелями инструментов. Буфер обмена. Справочные средства.

Лабораторное занятие 2:

Форматирование и редактирование текста. Создание документа в MS Word с использованием различных приёмов форматирования и редактирования. Работа со списками. Сохранение документа.

Лабораторное занятие 3:

Работа с таблицами в MS Word. Создание таблиц. Основные приемы редактирования и форматирования таблиц. Вычисления в таблицах.

Лабораторное занятие 4:

Работа с графическими объектами в MS Word. Вставка рисунков. Фигурный текст. Рисование схем.

Тема 6. Электронные таблицы

Назначение и основные области применения электронных таблиц. Вычисления, анализ данных, поддержка принятия решений. Функции и системы команд электронных таблиц. Табличный процессор MS Excel. Создание таблиц. Функции и формулы. Обработка данных. Фильтры. Сводные таблицы.

Лабораторное занятие 1:

Создание и форматирование электронной таблицы в среде MS Excel. Работа с обучающей программой «Быстрое знакомство». Создание таблицы. Форматирование ячеек.

Лабораторное занятие 2:

Редактирование электронной таблицы. Вставка ячейки, столбца строки. Копирование строк. Разбиение окна, работа с большой таблицей.

Лабораторное занятие 3:

Расчёты в MS Excel. Ввод формул. Мастер функций. Абсолютные и относительные адреса.

Лабораторное занятие 4:

Диаграммы в MS Excel. Создание диаграмм. Работа с Мастером диаграмм.

Лабораторное занятие 5:

Обработка данных в MS Excel. Сортировка и фильтрация данных. Сводные таблицы.

Тема 7. Алгоритмизация и программирование

Языки программирования высокого уровня их основные элементы. Моделирование как средство поддержки принятия решений в профессиональной области. Основные этапы разработки программ решения задачи на ЭВМ. Языки и программирование, алгоритмы Архитектура программных систем. Программное обеспечение и технологии программирования. Основы создания программного продукта. Компьютерный практикум.

Лабораторное занятие:

Алгоритмизация. Переход от алгоритма к программе. Система программирования QBasic. Среда QBasic. Типы данных. Операторы QBasic. Ввод программы.

Элементы программирования. Разработка программ для заданных условий. Массивы, циклы. Условные операторы. Встроенные функции. Ввод-вывод данных.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

– самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора, повторение и углубленное изучение лекционного материала;

– подготовку и выполнение лабораторных работ и расчетов на ПК;

– подготовку к экзамену.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Текущий контроль:

– отчет по результатам выполнения лабораторных работ;

– рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно – экзаменационная сессия:

– экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Основные компоненты ПЭВМ.

2. Структура программного обеспечения ЭВМ.

3. Функции операционной системы. Интерфейс пользователя в MS DOS.

4. Управление файловой системой в MS DOS.

5. Загрузка MS DOS в оперативную память с диска.

6. Операционная оболочка Norton Commander.

7. Антивирусные программы и программы-архиваторы.

8. Линейные и разветвляющиеся алгоритмы.

9. Циклические алгоритмы.

10. Языки программирования.

11. Программирование разветвляющихся алгоритмов на языке Бэйсик. Условный оператор.

12. Программирование циклических алгоритмов на языке Бэйсик. Циклический оператор.

13. Системы счисления.

14. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

15. Логические основы ЭВМ.

16. Видеосистема. ПЭВМ.

17. Накопители на жестких и гибких магнитных дисках.

18. Принтеры. Типы. Способы печати. Работа в сети.

19. Интерфейс и объекты табличного процессора MS Excel.

20. Данные, хранимые в ячейках табличного процессора MS Excel.

21. Режимы работы табличного процессора MS Excel.

22. Копирование и перемещение информации в табличном процессоре Excel. Понятие абсолютной и относительной ссылок.

23. Способы копирования и перемещения информации в табличном процессоре MS Excel. Объединение электронных таблиц.

24. Сортировка и фильтрация данных в электронных таблицах.

25. Сводные таблицы в табличном процессоре MS Excel.

26. Основные понятия и классификация баз данных.

27. Модели данных.

28. Создание структуры таблиц в СУБД MS Access.

29. Создание схемы данных в СУБД MS Access.

30. Загрузка, просмотр и корректировка базы данных в СУБД MS Access.

31. Запросы к базе данных и технология их конструирования в СУБД Access.

32. Запросы на сортировку, с критериями поиска, с параметрами в СУБД MS Access.

33. Компьютер. Магистрально-модульный принцип построения.

34. Разрядность процессора. Адресное пространство процессора.

35. Структура памяти. Оперативная память (область программ пользователя и видеопамять). Постоянное запоминающее устройство.

36. Внешняя память (дисководы, диски).

37. Матричный принцип печати. Принтер.

38. Операционная система (назначение, состав, загрузка).

39. Файл. Файловая система.

40. Машинная графика. Назначение и основные функции.

41. Системы управления базами данных (СУБД). Назначение и основные функции.

42. Электронные таблицы. Назначение и основные функции.

43. Текстовый редактор. Назначение и основные функции.

44. Локальные и телекоммуникационные компьютерные сети. Компьютерная почта.

45. Информатизация общества. Развитие вычислительной техники.

46. Информация. Единицы измерения информации.

47. Понятия алгоритма. Исполнители алгоритмов.

48. Разветвляющийся алгоритм.

49. Циклический алгоритм.

50. Конструирование алгоритмов методом последовательной детализации. Вспомогательный алгоритм.

51. Этапы решения задач на ЭВМ.

52. Переменная: имя и назначение. Идентификатор.

53. Типы переменных (целый, вещественный, символьный, логический).

54. Функции обработки символьных (литерных) переменных.

55. Оператор присваивания. Арифметические выражения.

56. Условный оператор, полный и неполный варианты.

57. Цикл, тело цикла, параметры цикла.

58. Операторы ввода/вывода информации.

59. Стандартные функции. Определение функции пользователя.

60. Операторы графики.

61. Массивы (размерность, типы, заполнение).

62. Подпрограмма, обращение к ней, возврат из подпрограммы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Акулов, О. А. Информатика. Базовый курс: учебник / О. А. Акулов, Н. В. Медведев. – 5-е изд-е, испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2008.

2. Информатика для юристов и экономистов / под ред. С. В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2006.

3. Информатика. Базовый курс: учебник / под ред. С. В. Симоновича. – 2-е изд-е. – СПб.: Питер, 2008.

Дополнительная:

1. Гук, М. Аппаратные средства IBM PC: энциклопедия / М. Гук. – СПб.: Питер, 2005.

2. Колесниченко, О. Аппаратные средства РС / О. Колесниченко, И. Шишигин. – СПб.: БХВ – Петербург, 2004.

3. Королев, Л. Н. Информатика. Введение в компьютерные науки: учебник / Л. Н. Королев, А. И. Шиков. – М.: Высшая школа, 2003.

4. Основы информатики: учеб. пособие / под ред. А. Н. Морозевича. – Минск.: Новое знание, 2003.

5. Пуха, Г. П. Информатика: лаб. практикум / Г. П. Пуха, А. Т. Тяжев. – СПб.: СПбГАСЭ, 2005.

6. Пуха, Г. П. Информатика: метод. указ. по выполнению контрольной работы / Г. П. Пуха. – СПб.: СПбГУСЭ, 2006.

Периодические издания:

1. Информатика и системы управления: журнал

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе «Информатика», укомплектованном учебно-наглядными материалами (лабораторным стендом для изучения устройства персонального компьютера, наборами плакатов и таблиц, диаграмм) и оснащенном соответствующим оборудованием.

Составители: к.т.н., доц. С.В. Тихов, д.т.н., проф. В.М. Пестриков кафедры «Информатика».

Рецензент: к.т.н., доц. кафедры «Информатика» А.Т. Тяжев.

МАТЕМАТИКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Математика является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но также и элементом общей культуры. Поэтому математическое образование следует рассматривать как важнейшую составляющую фундаментальной подготовки специалиста.

Основные цели дисциплины – развитие у студентов навыков математического мышления; навыков использования математических методов и основ математического моделирования; математической культуры.

Задачи дисциплины:

– научить студентов использовать в своей практической деятельности математические и экономико-математические методы и модели;

– привить студентам навыки самостоятельного математического анализа сложных социально-экономических процессов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Математика» студент должен:

· знать:

– основы линейной алгебры и аналитической геометрии;

– основы математического анализа;

– основы теории дифференциальных уравнений;

– основы теории вероятностей и математической статистики;

– существующие экономико-математические методы и модели, применяемые при анализе, планировании и прогнозировании экономических процессов;

– основные принципы и этапы построения экономико-математических моделей;

· уметь:

– решать задачи, примеры и выполнять расчетно-графические работы с помощью теорем, персональных компьютеров, таблиц и справочников;

– самостоятельно разбираться в математическом аппарате, содержащемся в литературе по специальности;

– перевести экономическую задачу на математический язык;

– решать экономические задачи с использованием математического аппарата;

– анализировать и прогнозировать экономические процессы, опираясь на результаты, полученные путем математического моделирования;

· получить навыки:

– в решении оптимизационных задач;

– в постановке и решении задач экономико-математического содержания.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Аксиоматический метод, основные структуры, составные структуры - - -  
2. Элементы линейной алгебры - -
3. Аналитическая геометрия на плоскости - -
4. Векторная алгебра - -
5. Функция, предел, непрерывность - -
6. Дифференциальное исчисление функции одной переменной - -
7. Неопределенный интеграл - -
8. Определенный интеграл - -
9. Дифференциальные уравнения - -
10. Элементы теории вероятностей - -
11. Математическая статистика - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -
Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Введение

Основные этапы развития математики и структура современной математики. Основные черты математического мышления. Аксиоматический подход.

Тема 1. Аксиоматический метод, основные структуры, составные структуры

Аксиоматический метод, основные структуры, составные структуры


Тема 2. Элементы линейной алгебры

Матрицы, операции над ними. Определители и их свойства. Ранг матрицы, обратная матрица. Теорема Кронекера-Капелли. Решение систем линейных алгебраических уравнений по формулам Крамера, матричным методом и методом Гаусса.

Практическое занятие:

Операции над матрицами. Вычисление определителей. Решение систем линейных алгебраических уравнений по формулам Крамера, матричным методом, методом Гаусса.

Тема 3. Аналитическая геометрия на плоскости

Декартова система координат. Простейшие задачи на плоскости (деление отрезка в заданном отношении, расстояние между двумя точками). Преобразование координат. Прямая на плоскости. Расстояние от точки до прямой. Угол между прямыми. Геометрический смысл линейных неравенств и их систем. Кривые II-го порядка: эллипс, гипербола, парабола, их канонические уравнения.

Практическое занятие:

Простейшие задачи на плоскости (деление отрезка в заданном отношении, расстояние между двумя точками). Прямая на плоскости.

Тема 4. Векторная алгебра.

Линейные операции над векторами. Координаты вектора. Разложение вектора по базису. Скалярное, векторное и смешанное произведение векторов.

Практическое занятие:

Линейные операции над векторами. Координаты вектора. Разложение вектора по базису. Скалярное, векторное и смешанное произведение векторов.

Тема 5. Функция, предел, непрерывность

Элементы теории множеств. Логические, алгебраические и топологические структуры на множестве. Последовательности. Функция, область определения, способы задания. Сложная и обратная функции. Предел функции, основные теоремы о пределах. Замечательные пределы. Бесконечно малые функции, их свойства. Непрерывность функции, точки разрыва. Свойства непрерывных функций.

Практическое занятие:

Предел функции, применение основных теорем о пределах. Замечательные пределы. Непрерывность функции, точки разрыва. Свойства непрерывных функций.

Тема 6. Дифференциальное исчисление функции одной переменной

Задачи, приводящие к понятию производной. Производная, ее геометрический смысл. Таблица производных. Правило дифференцирования. Производная сложной функции. Дифференциал функции, его геометрический смысл, правило вычисления дифференциалов. Применение дифференциалов приближенных вычислениях. Производные и дифференциалы высших порядков. Применение производной. Теоремы Ролля, Лагранжа, Коши. Правило Лопиталя. Исследование функции: монотонность, экстремумы, наибольшее и наименьшее значения на отрезке, выпуклость и вогнутость, точки перегиба, асимптоты. Общая схема исследования функции. Формула Тейлора. Ряды. Векторный анализ. Гармонический анализ. Численные методы. Функции комплексного переменного. Элементы функционального анализа.

Практическое занятие:

Правило дифференцирования. Производная сложной функции. Производные и дифференциалы высших порядков. Правило Лопиталя. Исследование функции: монотонность, экстремумы, наибольшее и наименьшее значения на отрезке, выпуклость и вогнутость, точки перегиба, асимптоты. Общая схема исследования функции.

Тема 7. Неопределенный интеграл

Первообразная. Интегральное исчисление. Неопределенный интеграл, свойства. Таблица интегралов. Основные методы интегрирования: замена переменных, интегрирование, по частям.


Практическое занятие:

Первообразная. Неопределенный интеграл, свойства. Использование таблицы интегралов. Основные методы интегрирования: замена переменных, интегрирование, по частям.

Тема 8. Определенный интеграл

Задача о площади криволинейной поверхности. Определенный интеграл. Свойства определенного интеграла. Формула Ньютона-Лейбница.

Практическое занятие:

Формула Ньютона-Лейбница.

Тема 9. Дифференциальные уравнения

Дифференциальные уравнения I-го порядка. Общее частное и особые решения, геометрический смысл. Задача Коши, теорема о существовании и единственности решения. Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными.

Практическое занятие:

Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными.

Тема 10. Элементы теории вероятностей

Случайные события, основные понятия, алгебра событий. Статистическое, классическое, геометрическое, аксиоматическое определения вероятности. Элементарная теория вероятностей. Схема событий Бернулли. Формула полной вероятности. Случайные величины. Ряд распределения. Числовые характеристики случайных величин: математическое ожидание, дисперсия, среднее квадратичное отклонение. Закон больших чисел.

Практическое занятие:

Вероятность события. Сложение и умножение событий. Дискретные случайные величины. Законы распределения дискретных случайных величин. Числовые характеристики дискретных случайных величин.

Тема 11. Математическая статистика

Основные задачи математической статистики. Статистические методы обработки экспериментальных данных. Выборка. Статистический ряд, гистограмма, статистическое среднее и дисперсия. Точечные оценки параметров распределения. Интервальные оценки параметров распределения. Статистическая проверка гипотез.

Наши рекомендации