Вопрос. Роль школьных реформ в развитии начального образования.
В XIX в. впервые в истории русской школы педагогическая теория стала оказывать большое влияние на организацию и деятельность начальной школы. Особенно интенсивно разрабатывались вопросы содержания элементарного образования, методов и форм организации обучения в народной школе. Проблема обновления начального образования выдвинулась на первый план после отмены крепостного права в 1861 г.
Это было обусловлено аграрной, административной, судебной, земской, школьной и другими реформами, осуществление которых могло быть лишь при наличии новой системы образования. По отношению к народной школе царское правительство допускало участие общественных сил (крестьянских общин, органов местного самоуправления и др.) в организации элементарного образования.
XIX век оставил потомкам богатое наследие русской педагогической мысли в лице русских писателей, передовых педагогов, общественных деятелей в области начального образования. Понять и дать оценку их деятельности можно лишь раскрывая широкую панораму источниковедческой базы: официальные документы правительства, законодательные акты, научные труды педагогов и общественных деятелей о народном образовании.
Особенно интенсивно разрабатывались вопросы содержания элементарного образования, методов и форм организации обучения в народной школе, методики подготовки народного учителя и вопрос о всеобщем и обязательном обучении. Активно исследовались проблемы создания национальной системы образования, ' идея народности как основы воспитания, необходимость широкого общественного обсуждения путей развития начальной школы.
В первой половине XIX в. во всех странах Европы происходила борьба прогрессивных сил против феодально-абсолютистских режимов за утверждение нового буржуазного строя. Свидетельством этой борьбы явился ряд значительных всемирно-исторических событий: Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов в
России, национально-освободительные движения в Испании, Греции и других странах.
И все же основной причиной реформы просвещения в России, предпринятой царским правительством в начале XIX в., явился кризис крепостнических отношений.
В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, а в 1803 г. опубликованы "Предварительные правила народного просвещения". Организация государственной системы начального образования определялась "Уставом учебных заведений, подведомых университетам" (1804), который обеспечивал известную преемственность между приходскими и уездными училищами. Школа была объявлена бессословной, способствующей распространению реальных знаний среди учащихся.
Согласно Уставу вся Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. Во главе каждого округа стоял попечитель.
Новая система школьного образования была представлена четырьмя типами учебных заведений: приходские училища, уездные училища, гимназии и университеты. Приходские училища непосредственно подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища — директору гимназии, сами гимназии — ректору университета, а университет — попечителю учебного округа.
Срок обучения в приходских училищах, которые создавались во всех приходах городов и селений, продолжался один год. Цель их деятельности заключалась в подготовке детей низших слоев населения к поступлению в уездные училища. Учебный план приходских училищ включал закон божий и нравоучение, чтение, письмо, первые действия арифметики, чтение разделов из книг "О должностях человека и гражданина". Детям давалось религиозное и элементарное образование. Приходские училища содержались за счет пожертвований, собираемых приказами общественного призрения. Нагрузка учителя составляла 9 часов в неделю.
Уездные училища (срок обучения 2 года) создавались в губернских уездных городах с целью подготовки учащихся к поступлению в гимназию, а также сообщения детям непривилегированных свободных сословий необходимых познаний, "сообразных состоянию их промышленности". В соответствии с учебным планом изучались: закон божий, книга "О должностях человека и гражданина", российская грамматика, грамматика местного языка, всеобщая и русская география, всеобщая и русская история, арифметика, начальные правила геометрии, начальные правила физики и естественной истории, начальные правила технологии (относящиеся к хозяйству края и его промышленности) — всего 15 процентов.
Многопредметность являлась непосильной нагрузкой для учащихся. Преподаватели в уездном училище — два учителя с недельной нагрузкой 28 часов. Каждый учитель вел по 7-8 предметов. Уездные училища финансировались как за счет государственного бюджета, так и за счет местных сборов, путем обложения населения.
С 1811 г. во всех типах учебных заведений России был введен закон божий. В 1817 г. Министерство народного образования было реорганизовано в Министерство духовных дел и народного просвещения, а с 1819 г. в приходских училищах стала взыматься плата за обучение, изменились учебные планы (запретили преподавание естествознания, рекомендовали "чтение из народного писания").
С целью введения единообразия в работе учебных заведений и внедрения в сознание учащихся самодержавно-крепостнической идеологии был создан Комитет по устройству учебных заведений (1826).
Согласно "Уставу гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов"(1828), каждый тип школы предназначался для определенного сословия и приобретал законченный характер.
Таким образом, приходские училища, в которых обучались мальчики и девочки "самых нижних состояний", не должны были готовить их к поступлению в уездные училища.
Произошли изменения и в уездных училищах: они стали трехклассными заведениями, в которых могли учиться дети купцов, ремесленников, мещан и других городских жителей, не имеющих отношения к дворянству. Учебный план уездных училищ включал: закон божий, священную и церковную историю, российский язык, арифметику, геометрию, географию, общую и русскую историю, чистописание, черчение, математику.
Устав 1828 г. предусматривал установление надзора за деятельностью учебных заведений, введение палочной дисциплины (физические наказания разрешалось применять только к учащимся младших классов). Были увеличены штаты чиновников, которые выполняли роль надзирателей за поведением учащихся и учителей. Велась борьба с домашним обучением и деятельностью частных учителей. Учителями могли работать только те люди, которые получили аттестат об окончании гимназии или университета, а также сдавшие экзамен на право быть учителем. Что касается окраин России, царская политика была направлена на русификацию всех народов, входивших в состав империи.
С назначением в 1833 г. министром народного образования С. С. Уварова, главным направлением в работе министерства стало внедрение школы православия, самодержавия и народности. Чтобы дети не дворянского происхождения не могли попасть в гимназии, в 1845 г. увеличилась плата за обучение в них. И все же, несмотря на монархические препятствия развитию
школьного дела, в 1841 г. в России было отрыто 1021 приходское училище. До 50-х годов XIX в. в крепостных поселениях школ почти не было. Однако там, где жили государственные и удельные крестьяне, с начала 30-х годов создавались школы, задача которых состояла в обучении детей крестьян грамоте и подготовке писарей и счетных работников. Детей учили овладению красивым почерком и счету. Содержались такие школы за счет общественных сборов с крестьян. Школами для государственных крестьян занимался Учетный комитет министерства государственных имуществ.
Таким образом, к концу первой половины XIX в. в России была сделана сеть начальных училищ (главным образом в городах), школы для детей государственных и удельных крестьян в крепостных поселениях (сельские народные школы). Что касается детей крепостных крестьян, то они имели возможность учиться у дьячков или домашних учителей.
Общественное движение 60-х годов XIX в. вынудило царское правительство провести ряд реформ, б частности, по отмене крепостного права, земской, судебной, воинской, реформы начальной и средней школы (1864), а также университетов (1863). Если «Устав гимназий и училищ...» (1828) главную задачу школы видел в подготовке человека к выполнению его сословных обязанностей и каждый тип школы (приходские, уездные училища и гимназии) готовили обслуживать определенное сословие, то проекты "Положения о начальных народных училищах" и "Устава гимназий и прогимназий" первой половины 60-х годов заменили сословно-крепостническую школу на сословно-буржуазную. С целью реорганизации системы образования и было издано 19 июля 1864 г. «Положение о начальных училищах», согласно которому к начальным училищам относились все элементарные школы всех ведомств, содержащиеся за счет казны, обществ и частных лиц. Царское правительство разрешало местным органам самоуправления заниматься открытием народных школ и содержать их за счет народных средств.
После отмены крепостного права народной школы в России начали заниматься также земства. Именно земства много сделали для развития русской народной школы и теории начального обучения благодаря педагогической деятельности Н. А. Корфа, Н. Ф. Бунакова, В. П. Вахтерова, И. В. Чехова и др. При помощи русских общественных организаций и отдельных деятелей начальной школы была проведена большая практическая работа по открытию школ, их благоустройству, составлению азбук, написанию учебников и разработке дидактики начального образования. Однако с первых лет работы (1866) земства издается циркуляр Министерства внутренних дел, согласно которому была определена зависимость земства от правительственных учреждений, которые запрещали им руководить учебным процессом в земских школах и его контролировать.
Таким образом, в области народного образования царизм отводил земству роль организатора школ, правда, с разрешения уездного училища совета. Кроме этого, передовые земства организовывали подготовку народных учителей в земских педагогических школах, проводили курсы и съезды учителей, создавали школьные библиотечки.
Основные расходы по созданию школ несли сельские общества (наем помещения для школы, постройка школьных зданий, отопление, освещение, оплата учителям). Однако и земства также занимались открытием школ, отоплением, освещением, оборудованием, снабжением учебниками и письменными принадлежностями, оплатой учителям.
В первом разделе "Положения о начальных народных училищах" рассматривались цели, содержание и организация учебы в начальных училищах. Их цель заключалась в том, чтобы внедрить в сознание народа религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания.
В начальных народных училищах изучался закон божий (катехизис и священная история), чтение книг государственной и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики, церковное пение. Учебный курс начальных народных училищ был сильно подвержен влиянию духовенства. Кроме этого, надзор за религиозно-нравственными направлениями во всех начальных народных и воскресных училищах возлагался на местного приходского священника.
Преподавание в начальных народных училищах велось на русском языке. Заведовали начальными народными училищами уездные и губернские училищные советы.
Прогрессивным типом русской начальной школы являлись земские начальные школы, т. к. в них могли учиться дети всех сословий, независимо от вероисповедания. Организационные формы этих школ были апробированы на юге России, в Александровском земстве Екатеринославской губернии.
С целью ограничения развития прогрессивных земских народных школ царское правительство создало правительственные начальные школы. В 1869 г. Министерство народного образования открыло одноклассные, а позже двухклассные народные училища.
Таким образом, в России после отмены крепостного права, кроме земских начальных школ, появился другой их тип — «образцовые» народные училища Министерства народного образования. В положении о них говорилось, что цель их создания и функционирования заключается в предоставлении детям сельского населения возможности получить элементарное образование в более полном и законченном виде по сравнению с другими сельскими начальными училищами.
Министерство народного образования делало все, чтобы реорганизовать общественную школу в школу казенную. Однако основное население России тянулось к земским народным школам, а «образцовые» народные училища были весьма непопулярны. В связи с этим царское правительство вместе с церковью создает церковноприходские школы (1884).
Начальные школы Св. Синода включали церковноприходские школы (одноклассные и двухклассные) и школы грамоты. Цель создания этих школ заключалась в воспитании у детей преданности престолу, императору, крепостникам и православию. Эти школы находились под пристальным вниманием императора Александра II, которому дважды в год докладывали о их состоянии и развитии. Был издан целый ряд правил, положений о деятельности этого типа школ: «Правила о церковноприходских школах» (1884), «Правила о школах грамоты» (1891), «Положение об управлении церковноприходскими школами и школами грамоты» (1896) и др.
Таким образом, развитие теории и практики начального образования в России XIX в. осуществлялось с учетом трех основных типов начальных школ: министерских народных училищ, церковных школ и земских школ.