IV. Концептуальные основы программы.
Методологические подходы:
Аксиологический подход(В.А. Сластенин, З.И.Равкин)подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей воспитательного взаимодействия педагогов и воспитанников и акцентирует внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы воспитания. В основе аксиологического подхода к педагогическим процессам и явлениям лежат основные положения педагогической аксиологии. Предметом педагогической аксиологии является формирование ценностного сознания, ценностного отношения и ценностного поведения личности. Педагогическая аксиология рассматривает ценности как специфические образования в структуре индивидуального или общественного сознания, которые являются идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества.
Деятельностный подход(С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности. В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.
Системный подход (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Л.И.Новикова, А.Т.Куракин, М.М.Поташник, Ю.П.Сокольников) предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.) не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять воспитания на новый качественный уровень.
Личностно-ориентированный подход(Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) –методическая ориентация в педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддерживать процессы самопознания и самосовершенствования и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Основными принципамиинтеграции общего и дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности являются:
· принцип системности, который позволяет выстроить внеурочную деятельность учащихся начальной школы в определенной логической последовательности, эффективно используя все компоненты образовательной среды;
· принцип дополнительности, который позволяет удовлетворить потребности личности в приобретении новых знаний и развитии собственных способностей за пределами образовательных программ, являющихся профилированными для данного образовательного учреждения (организации), обеспечивая движение воспитанника вперед в образовательном пространстве;
· принцип опоры на ведущую деятельность, в соответствии с которым интеграция общего и дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности на различных возрастных этапах должна соответствовать ведущей деятельности, характерной для данного этапа, и психологическим возможностям и ограничениям, связанным с возрастными особенностями «самодеятельности» и рефлексии над собой и своим поведением и деятельностью;
· принцип творческой и социальной активности обучающегося во внеучебной деятельности, реализующийся через создание установки на социальную и творческую активность, формирование убеждений обучающихся, организацию условий для включения обучающихся в творческую и социально значимую деятельность.
1. Этапы реализации программы:
1 этап –подготовительный (сентябрь 2012 – май 2013 г.)
2 этап –реализации (сентябрь 2013 г. – июнь 2018)
3 этап ‑ обобщающий (сентябрь-декабрь 2018 г.)
2. Содержание и методы реализации программы, необходимые условия организации работ