О важности углубленного изучения культурологии для студентов, специализирующихся
В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА
Шибико О.С.,
ФГБОУ ВПО «КнАГТУ»,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
Since design is a new specialty in Russian education system, theory and methodology of design education are still being formed. The article shows the inseparable interconnection between culture as an integral system and design projects as specialized cultural forms. Cultural meaning is an inherent part of any design project. In-depth and extended study of culturology as part of future designers’ education can provide deeper understanding of cultural meanings, processes, phenomena and norms, and thus have significant impact on creative transformation of reality through designers’ activity.
Дизайн является относительно молодым направлением в системе государственного образования России. История преподавания дизайна в нашей стране еще весьма непродолжительна, поскольку система дизайн-образования сложилась в России только во второй половине ХХ века [3]. Поэтому естественным является то, что теоретико-методологическая база образования в этой творческой и перспективной области находится в стадии становления. В данной статье мы показываем важность углубленного изучения культурологии в процессе получения образования в области дизайна.
Являясь так называемым «предметным творчеством», дизайн призван создавать новые вещи или их проекты, и именно вещь понимается как структурная единица и объект дизайнерского творчества [5]. А поскольку вещь неразрывно и многосторонне связана с культурой, в условиях которой она возникает, глубокое знание и понимание культурных процессов, феноменов культуры и культурных норм является безусловной первоосновой и базисом для деятельности дизайнера.
Как отмечает И.А. Розенсон, «вещь не только несет в себе образ породившей ее самобытной культуры, но и содержит в себе идеи и смыслы, которыми наделяется в сознании людей какой-либо ее исторический этап» [5:28]. Таким образом, дизайнер, проектируя вещь, вносит в реальность те социокультурные смыслы, которые актуальны в данной культуре на данном этапе ее развития. Являясь творцом новых проектов, дизайнер вместе с тем отражает «выработанную историческим опытом информацию, посредством которой определенное сообщество людей… постигает и понимает окружающий мир и свое предназначение в нем» [4:304]. Понимание социокультурных смыслов непосредственно связано с проникновением субъекта познания в ту социокультурную область, которой этот смысл принадлежит. Такое проникновение возможно либо эмпирическим путем (погружением в мир той или иной культуры на личном опыте), либо теоретическим (изучением научной литературы, культурных артефактов, произведений искусства и т. д.). Первый путь является, несомненно, наиболее эффективным в плане глубины «погружения», однако в условиях получения образования в ограниченные сроки не может претендовать на ведущую роль в изучении культур. Кроме того, этот путь ограничен текущим этапом развития той или иной культуры, что не дает представления об исторической динамике культурных процессов и тем самым ограничивает возможность глубокого и всестороннего понимания изучаемой области культуры.
Напротив, теоретическое изучение культуры как целостного феномена и одновременно совокупности многообразных культурных явлений и процессов может служить средством понимания тех смыслов, которые заложены в культуре как «бытийные константы мира», которые «становятся основаниями конкретных актов мироотношения, в том числе и в специализированных формах культурной деятельности» [4:304]. А поскольку дизайн возникает «как технологическая возможность зафиксировать новые культурные смыслы» [5:33], понимание последних является важной предпосылкой для успешной деятельности дизайнера.
Такое теоретическое изучение возможно, на наш взгляд, в углубленном курсе культурологии. Будучи дисциплиной, в задачи которой входит осмысление мира человеческой культуры как системного единства, культурология является той областью знания, которая формирует целостное представление о культуре в многообразии ее форм и выражений. Глубокое понимание «сущности, закономерностей существования и развития культуры» [4:176], а также «механизмов функционирования культурных форм, явлений и процессов» [4:176] является предпосылкой творческого осмысления культурной реальности, ее социокультурных смыслов, и трансформации такого осмысления в новые образы реальности.
Безусловно, культурология как социо-гуманитарная дисциплина является обязательным предметом в рамках получения высшего образования в любой области. Но для студентов, получающих образование в области дизайна, расширенный и углубленный курс культурологии может стать именно тем прочным фундаментом, который обеспечивает широкое видение и понимание культурных универсалий, традиций, динамики исторического развития культур и специализированных форм культурной деятельности, а также делает возможным видение перспектив, творческое прогнозирование и создание новых векторов для такого развития. Ведь дизайнер – активный создатель новых вещей и проектов в рамках той или иной культуры, творческий участник трансформации культурной реальности.
Поскольку культурология как наука сложилась в России только в конце ХХ века, в настоящее время существует множество различных концепций в преподавании этой дисциплины и, соответственно, множество учебных пособий, среди которых порой трудно выбрать наиболее соответствующее целям и задачам углубленного изучения культурологии. По мнению А.С. Кармина, одним из лучших в современной учебной литературе по культурологии является учебник «Культурология» под редакцией С.Н. Иконниковой и В.П. Большаковой, М.: Проспект, 2010. В нем культурология представлена «в виде комплексной, разветвленной гуманитарной науки, объединяющей… шесть основных составляющих ее дисциплин: историю культуры, историю культурологических учений, теорию культуры, социологию культуры, антропологию культуры, прикладную антропологию» [1:108]. Можно рекомендовать это пособие для расширенного изучения культурологии студентами, специализирующимися в области дизайна.
Библиографический список:
1. Кармин А.С. Значительный шаг вперед в преподавании культурологии // Вопросы культурологии. – 2010. - №4. – С.107-111.
2. Культурология. Учебник под ред. С. Н. Иконниковой и В. П. Большаковой. – М.: Проспект, 2010.
3. Лаврентьев А.Н. История дизайна. – М.: Гардарики, 2006.
4. Лихвар В.Д., Погорелый Д.Е., Подольская Е.А. Новейший культурологический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
5. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. – С-П: Питер, 2010.
учебные и творческие задачи обучения изобразительному искусству:
их особенности и вопросы превалирования
Павленкович О.Б.,
ФГБОУ ВПО «ДГГУ»,
г. Хабаровск, Россия
At each step of training of students of is art-graphic faculties creative and educational problems should be in close interrelation, reasonably be combined. It is necessary remember always what problems should to be dominating in this or that task, the work form, at this or that grade level. In the academic statements at the decision it is accurate tasks in view, the creative beginning, the active relation to nature isn't excluded. It is important to understand that the pupil should seize all sum of professional knowledge and skills – necessary base for the further creative work. Ample opportunities for display of creative abilities of pupils are given by drawing on representation, on imagination, on memories, performance of independent and competitive works, any tasks on a composition.
Эстетическое развитие личности средствами искусства принято называть художественно-эстетическим воспитанием. Формирование эстетической культуры – процесс целенаправленного развития способностей личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Данный процесс предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от действительно эстетически ценного. Одновременно с этим у человека воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все сферы бытия, бороться против уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве. Непосредственно в искусстве наиболее полно проявляются эстетические возможности человека и его художественный потенциал.
Для его познания, для раскрытия его закономерностей чувственного познания недостаточно. Посредством реалистического рисования с натуры в изобразительном искусстве человек учится осознавать реальную картину мира, производит отбор жизненного материала, формирует систему ценностей, через призму которой он усваивает окружающую действительность. Материальный мир интересен, сложен, многообразен. Рисуя, человек познает мир, анализирует его, познаёт и создаёт себя.
Процесс познания реальной действительности лежит в основе и науки и искусства, различны лишь формы отражения: наука воплощает результаты познания реальной действительности в форме понятий, суждений и умозаключений, а искусство – в образной форме, через язык изображения. «Говорить - значит думать вслух, а рисовать думать видимо. Кто рисует, тот думает формами и облекает им каждую мысль свою. Мы только тогда основательно говорим, когда основательно думаем…» [1]. Процесс создания реалистического изображения должен проходить через гносеологические (познавательные) процессы. «Понятие о предмете по-настоящему уясняется только в результате последовательного ряда зрительных впечатлений и логических суждений» [2, с.117]. Изречение «я так вижу», которое порой имеет место в практике работы студента, не имеет оснований, а если имеет, то только по причинам медицинского характера.
Требование в обучении объективного изображения предметов никоем образом не противоречит развитию творческих способностей. Наоборот, для развития творческих способностей необходимо заложить фундамент прочных знаний и навыков. Только личный багаж объективных знаний и арсенал умений для их воплощения способствует развитию творческой свободы личности в любой сфере человеческой деятельности. Творческий поиск, не подкрепленный теоретическим обобщением художественной практики, часто не результативен. Творчество и его осмысление идут рука об руку. Знания дают свободу в творчестве – важный принцип в организации учебного процесса студентов художественного обучения.
Но превалирование направленности на креативность вместо знаний и опыта в специальных образовательных учреждениях, проявляется негативными последствиями уже на первых месяцах профессионального обучения изобразительному искусству. Студент-первокурсник, еще не обладает элементарной обученностью, но зато уже очень уверен в собственной компетентности и профессионализме. Это свидетельствует о неадекватной самооценки, вследствие мнимого видения себя как творца. Политика заигрывания и игровая форма обучения искусству не способствует развитию у студента таких качеств, как трудолюбие, объективная самооценка, целеустремленность и т.д. Всякое высокое творчество возможно только тогда, когда оно основано на усвоенных ранее основных правилах профессии. Вместе с тем, когда речь идет о живописи, графике, нередко возникает вопрос о том, не мешает ли последовательное изучение изобразительной грамоты творческому развитию личности художника. Школа для художника – с одной стороны, это академическая учеба, освоение необходимых качеств рисунка и живописи, изучение объективных закономерностей природы, опыта изобразительного искусства, выполнение определенных установок и требований, обязательных для всех учащихся и т.п. С другой стороны, это сохранение и развитие индивидуальности, творческих способностей будущих художников. Школа призвана дать общую культуру, обобщенный объективно-положительный опыт и знания как исходный базис для развития индивидуальности. «Школа учит основам большого искусства, – отмечал К.Ф. Юон, – и уже от педагога зависит бережное отношение к индивидуальным свойствам молодого художника». Поэтому в основе учебно-воспитательной работы с учащимися должно быть мудрое соотношение между так называемым академическим обучением, коллективным опытом и развитием индивидуальности учащихся.
Как правило, в обучении студент выступает в роли объекта обучения. Знания подаются ему в готовом виде, педагогом ставится ряд задач, и задаются способы их выполнения, как средство достижения результата. Строгий алгоритм исполнения задания существенно снижает творческую активность учащихся, приводит к усредненным результатам.
При правильном методическом руководстве учащийся начинает многое осознавать, формирует суждения о натуре и, тем самым, подходит к истинному ее познанию. Научить студента чутко реагировать на события и явления окружающего мира, привить уважение к вечным ценностям есть жизнеутверждающая, созидательная позиция изобразительного искусства и художественно-эстетического воспитания в целом. Задача сложная, но ее необходимо решать. Только таким образом можно достичь основной цели художественно-эстетического воспитания – гармоничного развития личности, формирование человека разбирающегося в искусствах, обладающего эстетическим вкусом, имеющим свою гражданскую позицию.
Установки реалистической школы не противоречат творчеству учащихся, потому что они опираются на реальный мир как на неисчерпаемый источник, питающий человеческое воображение. Соединение объективной реальности и фантазии человека является залогом индивидуальной неповторимости искусства. Но как бы ни казалась новой и оригинальной идея, художественная и духовная ценность ее теряется или снижается, если материальное воплощение идеи не обеспечено мастерством, т.е. необходимыми качествами профессионального исполнения. М.С. Сарьян подчеркивал: «Ничто не может принести так много вреда, как дилетантизм!
Школа дает необходимый толчок художнику. Суметь овладеть техникой, чтобы передать сложный комплекс того, что видишь и чувствуешь, – это дело нелегкое, но обязательное на пути к мастерству. Свет, цвет, материал, форма, взаимоотношение находящихся рядом предметов – все это художником должно быть передано легко. Правда, легкость эта трудна, но она отличала крупных мастеров всех времен. Уметь – надо научиться.
Творческое начало, как активная сторона изобразительной деятельности, нарастает постепенно – от элементарного, спонтанного уровня до категории творческого мышления. Например, при рисовании человека на младших курсах учащиеся выполняют упражнения по изучению анатомического строения головы, ее формы, пропорций, пластики. Они овладевают умением лепить форму цветом, передавать условия освещения, живописно-пространственные, фактурные, материальные и другие качества натуры; методом работы над этюдом головы. Но это только подступы к портрету, своеобразная учебная основа для изображения головы. Основная цель учебных заданий на этом этапе состоит в том, чтобы вооружить учащегося суммой знаний и навыков, необходимых для дальнейшего изучения и решения целого ряда постепенно усложняющихся задач.
Творческое начало не исключается при решении самой элементарной задачи изображения, будь то в этюде, рисунке, натюрморте, пейзаже и т.д. Исходя из принципов реалистического изображения и опираясь на них, рисующий дает свою собственную оценку натуре и в соответствии с этим выбирает приемы, средства для ее изображения на картинной плоскости. Эта авторская оценка в пределах любого учебного задания может проявляться у учащегося в композиционном и цветовом решении, в выявлении индивидуальных и типичных черт портретируемого, в выборе приемов работы изобразительным материалом, обработке фактуры красочной поверхности и т.д. При самостоятельных формах работы творческий подход должен проявляться в выборе темы, сюжета, модели, освещения, костюма, места для организации постановки и т.д.
Таким образом, на каждой ступени обучения творческие и учебные задачи должны находиться в тесной взаимосвязи, разумно сочетаться и правильно пониматься учащимися. Нужно всегда помнить, какие задачи должны быть доминирующими в том или ином задании, форме работы на том или ином этапе обучения. Так, в учебных академических постановках, не исключая творческого начала, активного авторского отношения к натуре, необходимо добиваться безусловного решения четко поставленных учебных задач. Учащийся должен овладеть всей суммой профессиональных знаний и навыков как необходимой базой и важнейшим условием для дальнейшей самостоятельной творческой работы. В то же время широкие возможности для проявления творческих способностей учащихся дает выполнение различного рода заданий по композиции, по представлению, по воображению, по памяти, конкурсных, самостоятельных домашних работ.
Библиографический список:
1. Гиппиус, Г.А. Очерки теории рисования, как общего учебного предмета с присовокуплением практического руководства для обучающихся сему искусству / СПб.: типография военно-учебных заведений, 1844. - 384 с.
2. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учеб. пособие для студентов ХГФ пед. ин-тов / Н.Н. Ростовцев. – М.: Просвещение. 1974. – 246 с.