Автономность—зависимость учащихся в учебной деятельности

(по данным А.А. Реана)

Выборка Число учащихся, %
«автономные» «зависимые» «неопределенные»
А 5,5 29,5
В
С 25,6 44,4

Обращает на себя внимание тот факт, что высок процент учащихся, относя­щихся к типу «зависимые» — 41-65 %. Это обстоятельство никак нельзя назвать отрадным. Диагностика «зависимости» в учебной деятельности у большого чис­ла учащихся, конечно, не случайна.

Вся система традиционной педагогики ориентирована на субъект-объектное взаимодействие (ученик — лишь объект воздействия), на жесткое и прямое управление, на директивные методы обучения и воспитания и в конце концов ведет к формированию именно зависимого типа учащихся. Формирование того или иного стиля учебной деятельности имеет многофакторную обусловлен­ность: зависит от характерологических особенностей личности подростка, от способностей и т.д. И все-таки педагогический фактор представляется нам чрез­вычайно важным.

Более частным, но от того не менее интересным обстоятельством является то, что доля «автономных» учащихся в двух выборках (В и С) составляет около 25%, а в третьей (А) лишь 5,5%. Эти выборки различаются по половому призна­ку: выборки В и С состоят из юношей, а выборка А — из девушек. Очевидно, этот факт имеет свои психологические корни, в том числе и социально-психологи­ческие. В связи с этим стоит вспомнить о существовании и действии социальных эталонов маскулинности и фемининности: что является одобряемым и допусти­мым в поведении и психологии женщин, не всегда одобряется социумом в муж­чине. По крайней мере самостоятельность и независимость всегда рассматрива­лись в подростковой среде как важнейшие признаки маскулинности.

Имеются, кроме того, специальные исследования общей картины представ­лений педагогов об автономности—зависимости учащихся, а также исследова­ния адекватности этих представлений реальному распределению учащихся по диагносцируемым типам учебной деятельности (А.А. Реан, 1990). Из этих ис­следований можно сделать вывод, что в целом педагоги имеют достаточно адек­ватные представления о соотношении автономных и зависимых учащихся. Од­нако это именно тот случай, когда адекватные представления не только радуют. Ведь дело состоит в том, что, относя в своем сознании к зависимому типу боль­шинство учащихся, педагог не только видит их определенным образом, но и, в определенном смысле, «программирует» их своим видением на неавтономное, зависимое поведение.

Развитие и социализация

Наши рекомендации