Постскриптум. Нечто вроде послесловия 4 страница
Конечно, никто не конспектировал моей речи, все, что называется, «поплыли» от многочисленных умных слов о профессии актера. Что-то они запомнили, а что-то вспомнит их творческая природа, когда сочтет нужным.
Я не люблю долго говорить, тем более детям, которые не любят долго слушать. Глаза их умоляли: хватит, Валерий Борисович, пожалуйста, хватит болтать. Я понял, что чуть-чуть переборщил с теорией. Стоп!
Начинаем работать.
– Кто пойдет на сцену? Кто готов к серьезному, конфликтному сценическому общению?
Почти все подняли руки. Мы продолжили сценические поиски до перерыва. После перерыва были басни. Этюды на тему басен. Это когда ученики тему басни разыгрывают собственными словами. Что родилось сиюминутно, то и говорят. Данные упражнения помогают им в остросюжетных ситуациях не наигрывать, а оставаться естественными. Наговорились и наобщались до хрипоты. За окнами студии стояли глубокие сумерки, когда мы расходились по домам – молчаливые, уставшие и довольные.
Е занятия
(Коллективность – основной принцип студийного творчества, событие и как его вносить в действие – знакомство с некоторыми театральными понятиями – театральные школы в искусстве)
Конечно, не все занятия проходили гладко и ровно. Были и конфликты, куда же в коллективном творчестве без них. Дети часто бывают эгоцентричны, тем более в борьбе за первенство роли. Быть лучшим в показе, в отрывке, в этюде, быть лучшим вообще. Чаще получать похвалу педагога. Быть лидером. Эти в общем-то конструктивные позывы ученика или учеников порой вызывали негативные реакции остальных членов коллектива. Приходилось реагировать, останавливать, объяснять, успокаивать, сердиться. В коллективном творчестве личная инициатива ученика должна исходить из общественной целесообразности. И каждый это должен предметно понимать.
Один ученик не может играть три роли в спектакле в ущерб двум другим ученикам. Даже если он делает это в десять раз лучше. Это претит законам коллективности и студийности. А вот помочь поделиться с коллегами своим опытом и наработками он должен уметь.
Я призываю всех быть бескорыстными в творчестве, уметь делиться и отдавать самое лучшее. Творческая копилка не безразмерна – то, что ты отдал, у тебя останется, но на освободившееся место придут новые накопления, новые эмоции и новые силы. Поэтому я всегда говорил и говорю своим ученикам: умеющий делиться выигрывает вдвойне. Практически и эмоционально. Ну и конечно выигрывает дело и коллектив. Нами совместно формируются правила игры. И если их основу составляют честность, бескорыстность, коллективизм, взаимовыручка – значит мы создаем здоровый творческий организм. Значит, будет творческий успех.
Проходили недели, наступила дождливая осень, распахнув объятья проливным дождям, утренним заморозкам и первым простудам. По утрам все более оголялось пространство обзора из окна. Листья опали, и только гроздья рябины, привлекая стаи нахохлившихся птиц, напоминали о тепле, солнышке и лете. Осень была поздняя, снега еще не было, но каждый день приближал его появление. И он появился, как появляется почти всегда, ожидаемо-нежданно. Просто очередное утро высветилось морозной свежестью чуть раньше обычного, нелюбопытные люди не заметили присутствие чего-то нового в их жизни, а дворники сменили метлы на лопаты, и их скрежет об асфальт на несколько месяцев погрузил всех в пространство снега и холода. Наступила Зимушка-Зима.
Мы с учениками репетировали басни и готовились к спектаклю (контрольному уроку). На занятиях я познакомил их с разными театральными понятиями. Например, как на сцену приносить событие. Из чего формируется это самое сценическое событие и как его предъявить интереснее зрителю. Что такое творческая импровизация? Как ее обуздать, если она чересчур фанатична, и как ее вызволить, если она заснула где-то внутри нас. Что такое творческая индивидуальность, ее поиск, ее нахождение и закрепление за собой. Я объяснил ученикам, что каждая роль, даже самая маленькая, имеет свои обособленные кусочки, а эти кусочки имеют свои задачи. И в итоге они должны совпасть. В смысле, кусочки с задачами. Это как мозаика – из множества пазлов собираешь один рисунок. Но в мозаике он предопределен заранее, а в роли только ты отвечаешь за конечный рисунок. И в каждом исполнении он разный. Это самое привлекательное в театре. Что такое сверхзадача роли? Ее зерно? Слов об этом много – правильных, умных слов, а как ребенку это объяснить? В общем, решили, что сверхзадача Лисы в «Вороне и Лисице» – съесть сыр, несмотря ни на что, а сверхзадача Вороны – тоже его съесть, этот сыр. Сыр – один, делиться персонажи не склонны, налицо – крупнейший эмоциональный конфликт, переходящий периодически в банальную сценическую драку. Сквозное действие роли – Кушать очень хочется! Попробуй отбери! Знаете, в конце занятия, когда силы уже на исходе, а до ужина далеко, аппетитный «Пармезан» на столе, даже меня, педагога, наводил на мысль о суетности и бренности нашей жизни. Об инстинктах и давлении материального на духовное. А что такое атмосфера? Внутренняя, внешняя, коллективная? Как ее создать? Из каких компонентов она складывается? Начали сами готовить костюмы и декорации, думать о музыке и других изобразительных компонентах в баснях. Все включились в поиск, как в игру. Обсуждали все, даже интонации персонажей, даже жесты и пластический рисунок ролей. В итоге все знали наизусть все басни. Я так и говорил ученикам – вы мой коллективный режиссер. Не знаю, как атмосфера спектакля, а атмосфера репетиций была очень творческая и шумная.
Рассказывал ученикам о двух школах в театральном искусстве. Школе переживания и Школе представления. Много говорил, сначала сам запутался, потом и их запутал. В педагогическом многословии лежит многомыслие, в многомыслии – путаница.
– А поконкретнее можно? – спросила Милена.
– Наверное, даже нужно, Милена. Переживание на сцене – это естественное проживание вами вашей роли и ваших чувств. Представление – ваша творческая пародия на ваше естественное проживание вашей роли. То есть вы представляете все ваши чувства роли, особо не проживая их, не особо затрачиваясь, более внешне, более физически, – понятно?
Им все было понятно. Дети очень понятливы. Они тут же разыграли пантомиму, без слов, на тему басни «Волк и ягненок», почти как в чаплиновском исполнении. Гротесково представляя свои чувства жестами и мимикой.
– Такой театр Представления, Валерий Борисович?
– Такой, такой, молодцы!
Так двигались мы долгих одиннадцать вечеров, одиннадцать занятий к первому в их жизни творческому экзамену, к спектаклю. И наконец наступило 18 декабря.
Контрольный урок
(О творческом волнении, его преодолевании и результате)
Морозило. Шел снег. В театральную студию я пришел на полчаса раньше.
Волновался. Мне очень хотелось, чтобы не волновались они. Ученики приходили с родителями, дедушками и бабушками. Родители приходили с котомками, – реквизит и костюмы. Я украдкой заглядывал в их глаза – в глаза своих учеников. Там было волнение. Но и улыбки были, и смех был, и шуточки.
– Нам страшно, но мы не боимся! – обобщила состояние учеников Бугрова Ирина.
Творческое волнение – это когда обострены кончики человеческих чувств. Им можно и нужно пользоваться в жизни и на сцене, если имеешь практические навыки. Плохо, когда человек перегорает от волнения, опустошается от страха. Эмоции выходят из-под контроля, и он забывает даже то, что очень хорошо знал. Пример – экзамены:
школьные, институтские, разные. От волнения вдруг вылетает все из головы, и ты зависаешь над незаслуженной двойкой или обидной тройкой. Как избавиться от лишнего волнения – примеров много. Во-первых, избавьте себя от постоянных заниженных самооценок. Во-вторых, чаще прислушивайтесь к своему внутреннему «Я».
В-третьих, напрягайтесь в подготовке и расслабляйтесь перед выступлением.
В-четвертых, правильно дышите. Глубоко, медленно вдыхая воздух животом и, после небольшой задержки, медленно выдыхая его вместе со страхом. Мы попросили родителей, друзей и педагогов подождать нас 30–35 минут, а сами закрылись в репетиционном зале готовиться к премьере. Пока дети переодевались в свои сценические костюмы, сшитые и приготовленные по нашим эскизам, я расставлял декорации. Когда ученики вышли в ярких костюмах, загримированные друг другом, с горящими пытливыми глазами, в простенькие декорации, со сцены сразу повеяло сказкой, театром. Я воодушевился от хорошего творческого настроя своих учеников. Я окончательно поверил в успех. Мы сели в кружок, включили музыку и подышали. Волнение рассредоточилось в театральных стенах. Перед показом мы устроили маленький прогон. Собственно, весь наш спектакль состоял из трех басен И.А. Крылова: «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Стрекоза и муравей». Учеников в группе было больше, чем персонажей в баснях. Поэтому мы пошли на легкие сценические эксперименты. У нас в басне «Ворона и лисица» было целых две вороны и две лисицы плюс два ведущих от автора, которые тоже принимали непосредственное участие в действии басни. Я добивался от участников импровизации – синхронного произношения своих текстов и синхронного рисунка в движении. Басню «Волк и ягненок» играли два раза подряд, с разными участниками и разным режиссерским прочтением. Первое прочтение было традиционным, во втором – в силе волка мы пытались найти слабые места, а ягненок был не таким уж безропотным и покорным, он защищался. Волка играла девочка, а ягненка – мальчик. Текст от автора читали двое конфликтующих ведущих. Один защищал позицию волка, другой позицию ягненка. А в басню «Стрекоза и муравей» мы ввели очень много страждущих насекомых, которые тоже хотят «накормиться и обогреться». Каждый танцевал презентационный танец, а в конце басни жуки, бабочки, гусеницы и слепни кружились в падающем снегу, в беспечном хороводе, возле удивленного муравья, который не понимал их предсмертного веселья. Прекрасная, но глупая Стрекоза была королевой этого снежного бала. Должно было быть красиво. Мы с учениками ценили эстетику красивого на сцене.
Зазвенел колокольчик, распахнулись двери, строгие ряды стульев встретили волнующихся зрителей. Сцена была пустынна и настороженна. Занавес раскрыт. Играла фоновая музыка, из-за кулис доносился легкий «гур-гур» участников.
Я попросил зрителей отключить мобильные телефоны – представление началось!..
* * *
Несколько месяцев творческого общения заменяют порой несколько лет плотной человеческой дружбы. На зимних каникулах, встречая Новый год вместе с морозной заснеженной уральской зимой под -37 градусов Цельсия, я скучал по нашим репетициям, по театральному залу, по улыбчивым ученикам, по творчеству. Скучал как ребенок, наивно не понимая – а, собственно, почему мы не занимаемся? И ждал, ждал середины января, когда мы вновь встретимся и продолжим наши поиски в жизни и на сцене. Они – в сторону взрослости, и я – в сторону детскости. Учиться друг у друга и учить друг друга – как надо жить! Вот такая история о детях!
«Сценическая речь» Екатерина Пейч
Об авторе
Пейч Екатерина Юрьевна – режиссер, преподаватель кафедры культуры и мастерства устной и сценической речи Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), преподаватель сценической речи в Детской театральной студии Ирины Феофановой, работает преподавателем 12 лет.
Автор сам о себе
Когда мне было 6 лет, у меня был звонкий голосок, и мама отдала меня в хор им. В. Локтева на Ленинских горах (сейчас Воробьевы горы). В 8 лет поступила в музыкальную школу учиться игре на скрипке. После окончания музыкальной школы играла в симфоническом оркестре ДК АЗЛК в Москве.
В школьные годы трудно было выбрать будущую профессию – слишком большой круг интересов меня разрывал на части, если еще принять во внимание то, что очень любила рисовать и сочинять истории.
На концерте в школе удачно прочла отрывок из повести Б. Васильева «В списках не значился» и поняла, что хочу посвятить жизнь сценическому искусству. Ведь в театре соединяются различные искусства – и музыка, и слово, и действие, и сценография. Все, что я люблю!
В школьные годы и много позже устраивала с племянницами домашние спектакли – капустники, занималась в театральной студии.
Вскоре поступила учиться на режиссера в Московский институт культуры. Участвовала в чтецких конкурсах. Завоевывала награды на различных фестивалях. Позже сама вела театральные студии, ставила спектакли. Много лет преподавала художественное слово у дошкольников.
Сейчас являюсь преподавателем сценической речи в МГУКИ на актерском факультете, а также занимаюсь с детьми в студии Ирины Феофановой.
Еще со школы зараженность театром трансформировалась в любовь к сценическому искусству изнутри, со стороны подготовки актеров, и теперь хочется завлекать детей в это непростое, но захватывающее дело.
Вступление
Сценическая речь, как и пластика, относится к внешним выразительным средствам актера. Какие бы чувства ни были у исполнителя роли, как бы он ни переживал, зритель должен слышать, что говорят со сцены, понимать о чем говорят, голос не должен быть отталкивающим, визгливым, неприятным.
Преподавание сценической речи в детском театральном коллективе воспитывает технику речи (правильное дыхание, хорошую дикцию, умение владеть резонаторной системой, диапазоном), логику речи, улучшает координацию движений пальцев рук, развивает фонематический слух и интонационную выразительность, умение общаться с партнером-зрителем, учит выражать свои чувства, развивает ребенка в личностном, эмоциональном и мировоззренческом плане. Круг задач решается огромный.
Результат занятий – это то, какими дети выходят на спектакль-показ в конце года обучения. Как они звучат, четко ли говорят, держат ли осанку, понимают ли исполняемое произведение, воздействуют ли на партнера.
Если дети занимаются только один год, то не нужно от них ждать прекрасно поставленного голоса и хорошей дикции. Развитие сценической речи – довольно длительный процесс. Требуется перестройка всего организма, отход от привычных штампов в звучании и замена их на верные навыки. Этот процесс требует времени.
Дети, как правило, не понимают, что, когда они выходят на сцену, при публичном выступлении голос, речь должны звучать как-то по-другому, не так, как в обыденной жизни, в бытовой речи. Четче должна быть дикция, активнее работает диафрагма, должен быть посыл, полетность голоса. Как правило, ребята забывают об этом. Еще бы! Ведь на сцене пытаешься выполнить задачи, поставленные педагогом по актерскому мастерству. Внимание не может удержать сразу несколько задач. И думаешь только о самом главном. Стоит записать это выступление на видеокамеру и показать детям, так они поймут, что главного-то зритель и не понял. Не слышно! Непонятно!И тогда возникает прямая необходимость заниматься голосом. Мотивация! Это самое главное в обучении. Поэтому, родители!
...
Почаще снимайте своих детей на видеокамеру, записывайте на диктофон!
Обсуждайте с ними их показы, выступления. Что получилось хорошо, а что плохо. Задали выучить в школе стихотворение – запишите голос ребенка на диктофон. Вы услышите все недочеты, а главное: он почувствует, как не надочитать. Кроме того, слушайте вместе радиопередачи, в которых звучат отрывки из литературных произведений. Ребенок тогда и в чужой речи будет выявлять достоинства и недостатки. Таким образом, развивается фонематический слух – внимание к звучащей речи.
Театральная студия не только готовит учеников к поступлению в театральные вузы, но – главное! – воспитывает полноценно развитую личность, которая могла бы выразить себя в жизни. Помогут в этом навыки хорошей речи, прекрасно говорила. Умела бы отстаивать свои убеждения, могла бы воздействовать, менять мировоззрение людей. Кроме того, работая с текстами, дети усваивают богатство и многообразие русской речи обогащают словарный запас. Работа с текстами развивает память, образное мышление, обогащает ребенка эмоционально.
В курсе «Сценической речи» взяты упражнения из методик К.С. Станиславского, М. Чехова, З.В. Савковой, Л.В. Соловьевой, Ю.А. Васильева, А.М. Бруссер, М.П. Оссовской.
Центральная нервная система контролирует процесс голосообразования. Частота колебания голосовых связок задается импульсами нервного возбуждения, идущими из центральной нервной системы. Но на частоту колебаний голосовых связок влияет и струя выдыхаемого воздуха. Поэтому на развитие голоса влияют упражнения по дыханию, артикуляции, резонированию, упражнения на развитие слуха. Для наилучшего результата от занятий все упражнения, освоенные под присмотром педагога, необходимо закреплять дома.
В книге даны не все упражнения программы, но показательные, чтобы родители имели представление, что необходимо тренировать детям, какие недостатки в речи необходимо искоренить, осветить направление в обучении сценической речи.
В предмете «Сценическая речь» для развития речевого голоса выделены следующие разделы:
предмет, сценическая речь, осанка, дыхание, резонирование, диапазон, артикуляция, дикция, речь с мячом, речь в движении, пальчиковая гимнастика, развитие фонематического слуха, внимание, видения, общение, словесное действие, логика речи
Осанка, дыхание, резонирование, диапазон, артикуляция, дикция, речь с мячом, речь в движении – это разделы, обязательные для всех возрастных групп детей.
Пальчиковая гимнастика, развитие фонематического слуха – дополнительные разделы, предназначены для развития речи дошкольников.
Внимание – важная составляющая всех упражнений.
Общение, видения, словесное действие, логика речи – эти разделы относятся к художественному слову. Требуются в основном при работе с текстами.
Все разделы обучения не могут быть представлены «в чистом виде». Одно и то же упражнение может развивать в ребенке и внимание, и фонематический слух. Работая над логикой речи, нельзя не видеть то, о чем говоришь, нельзя не воздействовать на зрителя, нельзя одновременно не держать внимания. Поэтому деление упражнений по некоторым разделам условно.
В дошкольном возрасте основной метод проведения занятий – игры. В возрасте 7–12 лет чередуются игры и «взрослые» упражнения, направленные на ощущение своего голосового аппарата. Занятия проходят в группе. Упражнения могут задействовать всех участников, могут делиться по парам, по группам.
Работа с детьми ведется в разных возрастных категориях:
• 4–6 лет (дошкольники),
• 7–8 лет (младшие школьники),
• 9–10 лет,
• 11–12 (подростки).
В следующей главе подробно рассказывается о каждом разделе обучения, приводятся упражнения для постановки голоса и обучения художественному чтению.
Сборник упражнений
Осанка
Это первый раздел, с которого начинается обучение речи. Почему же с осанки? Разве голос связан с осанкой? Дело в том, что эта взаимосвязь очевидна: не будет выровненной осанки, не будет хорошо поставленного голоса.
Наше тело – музыкальный инструмент. На нем исполняются монологи, убеждающие речи, споры, песни, тосты, крики, шепот и т.д. Этот инструмент должен звучать хорошо, быть настроен. Скрипку, фортепьяно или трубу – любой музыкальный инструмент изготавливают симметричным, визуально прекрасным. Приятно взять скрипку в руки, рассматривать. Дотронешься смычком до струн – она зазвучит, запоет. Что делает ее звук таким? Одна из причин – совершенные размеры, корпус. Стоит ей изломаться или где-то треснуть – звук не будет жить в этом доме. Тело скрипки – ее дом. Внутри – пустота для резонирования. Наш инструмент – наше тело, наш дом, где живет звук. Поэтому размер инструмента нужно сохранить, его необходимо выточить, выстругать, сделать его совершенным, выработать правильную осанку, поддерживать ее, и тогда первое условие на подступах к хорошему звуку будет сделано.
Кроме того, человек с хорошей осанкой всегда нам симпатичен. Хочется на него смотреть. Он выглядит адекватным, привлекательным. Кажется, что этот человек способен совершать поступки, на него можно положиться. В хорошо поставленной осанке развиваются и функционируют правильное дыхание, хорошее звучание.
Кривой, сутулый вызывает чувство жалости, он выглядит безвольным, неспособным сказать «да», «нет», бесхарактерным. Кажется, что ему плохо, выглядит он болезненным, нерешительным, уставшим. В школе таких детей чаще вызывают к доске, так как кажется, что они плохо подготовлены.
Как правило, ребенку трудно удержать верхний грудной отдел позвоночника в вертикальном положении – он сутулится. И чтобы смотреть вперед, приходится искривлять шейный отдел – закидывать голову немного наверх. И так одна неровность тянет за собой другую. Что же происходит? Шея тянется вперед, голова запрокинута, корень языка поднимается вверх, дыхание не может опуститься в глубину, корень языка натирает связки – они сипят и быстро устают. Голос становится крикливым, натужным, сиплым.
Часто бывает, что детям трудно удержать и поясничный отдел. И это запирает дыхание наверху. Из-за этого поднимаются плечи.
Исправить осанку просто – упражнения элементарнейшие. Но следить за ней в жизни тяжело!Нужно вечно поправлять себя, одергивать. Часто мы просто забываем об этом и сидим или стоим, как привыкли. Поэтому важнейшее условие постановки осанки – это «домашняя работа» .
Голова держится прямо, плечи немного отведены назад, лопатки держатся в плоскости спины, грудь немного выступает вперед, копчик направлен вниз, стопы находятся под тазобедренными суставами, все тело сбалансированно.
Упражнения на осанку для детей 4–6 лет
Красивые спинки.
И.п. сидя. Сначала нужно потянуться, сидя на стульчиках. Руки вверх, позевать.
Беру «волшебную» палочку-хлопушку и говорю:
– Так, пойду посмотрю, у кого нужно подправить сломанную спинку?
Хожу и хлопаю палочкой-хлопушкой по «больному» согнутому месту в осанке. Кривые спинки тут же исправляются, и я тогда нахваливаю: «О, какие вы все красивые!»Детям это очень нравится.
Кроме того, в середине занятия, когда я вызываю на сцену, я говорю:
– Выйдет на сцену тот, кто ровно сидит!
И вся команда, как по волшебству, выравнивается! Таким образом, я несколько раз за занятие напоминаю об этом. И к концу года дети уже сами обращают внимание на осанку и даже поправляют друг друга.
2. Тянемся к солнышку.И.п. стоя. Встаем на цыпочки, руки вверх. Представьте, что вы башенки, небоскребы, а может, деревья. Вдруг налетел сильный ветер, ураган, и ломает вас, рушит ваши многоэтажные домики, ломает верхушки деревьев. И вот вы стоите покалеченные. Я беру волшебную палочку-хлопушку и иду вас лечить. Хлопаю по искалеченному месту, вы вырастаете вновь красивые, подтянутые, высокие. Фиксация выровненного положения – 10 секунд.