Ш. Логопедическое обследование
1. Психологические особенности ребенка:
контактность____________________________________________________
особенности поведения___________________________________________
2. Состояние слуховой функции:
слуховое внимание_______________________________________________
восприятие речи__________________________________________________
3. Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса
4. Состояние моторной сферы
— Общая моторика:
естественные движения___________________________________________
выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом)__________________
Вывод:________________________________________________________________
— Ручная моторика:
кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)____________
кинетическая основа движений пальцев________________________________
Вывод:__________________________________________________________________
— Артикуляционная моторика:
движения нижней челюсти__________________________________________
движения губ______________________________________________________
движения языка____________________________________________________
движения мягкого нёба______________________________________________
- Работа мышц лицевой мускулатуры__________________________________
Вывод:__________________________________________________________________
5. Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата_________________________________________________________
6. Состояние звукопроизношения_____________________________________
гласные: А _________________ У________________; О_________________;
И___________________; Э___________________; Ы____________________;
согласные: С _______; С’ _________; З _______; З’________;Ц ___________;
Ч _____________; Щ _____________; Ш ______________; Ж _____________;
Л ____________; Л’ _____________; Р _______________; Р’ ______________; j______; Г_____; Г’_______; К_______К’______; Х______; Х’ ____________; Б_______Б’_______; П_______ П’ ___________ ; М_______; М’ __________;
Д ______;Д’ ________; Т_______; Т’ _______; Н_________ Н’ ___________.
Исследование слоговой структуры слова:
картина _______________; пианино _____________; крокодил____________;
телевизор _____________; снеговик ___________________;
сковородка________________; строительство _________________;
велосипед_______________; милиционер _______________.
Повторение фразы:
Ребята слепили снеговика _______________________________________.
Космонавт управляет космическим кораблем _______________________.
Ткачиха ткет ткань ______________________________________________.
Экскурсовод проводит экскурсию _________________________________.
7. Состояние дыхательной и голосовой функции
тип физиологического дыхания_______________________________________
объем, продолжительность, плавность речевого выдоха___________________
характеристика голоса_______________________________________________
направление голосовыдыхательной струи при речи _____________________
8. Состояние просодических компонентов речи
темп_____________________________________________________________
ритм ____________________________________________________________
паузация _________________________________________________________
интонация________________________________________________________
9. Состояние фонематических функций
а) Способность к фонематическому анализу
выделение ударного гласного в начале слова:
Аня________, аист__________, Оля_________, осы______, утро___________, умный_______, Ира_____________, иней___________;
выделение звука из слова:
звук [с]: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата;
звук [ш]: дым, шар, нога, душ, книга, кошка, картина, подушка, камыш;
звук [р]: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор;
звук [л]: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол.
определение первого, последнего звука в слове:
мак_________, дом________, топор________, ландыш_________, самолет__________, палец___________.;
осуществление сложных форм фонематического анализа и фонематического синтеза
определение последовательности и количества звуков в слове: дым_________________, ваза_______________, кошка______________, волк___________________;
составление слова из последовательно данных звуков:
н, о, с_____________; л, у, ж, а_______________; л, а, п, к, а____________;
б) Дифференциация звуков
слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении:
почка—бочка_________________; мошка— ножка__________________; банка—банька____________________; мышка—мишка__________________; корка—горка _________________________;
слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении:
рак—лак_____________; гроза—глаза____________; угорь – уголь________; суп—зуб______________; коса—коза_____________; лиса—лица__________; Луша—лужа_______________; кочка— кошка_________________;
миска—мишка____________________; речка—редька___________________
при повторении серий слогов:
та—да_____________, ба—ма_____________, да—га___________, ва—та__________, ня—на_________, ка—га________, фа—фя__________, ма—ка____________, ба—на—ба_________________, ка—ка—га_____________, на— а______________, са—та-са____________, за—за—жа______________, ца—со—ца_________________.
в) Фонематические представления
нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук:
с (санки, носки, колос), з (зубы, зонт), ш (шар, машина, камыш), р (рыба, ворона, топор), л (лыжи, молоко);
подбор слов с заданным звуком:
а____________, о_________, у___________,
т_____________, н____________, с___________, ш______________ и др.
Вывод:__________________________________________________________________
10. Состояние лексики
а) существительные
— называние предметных картинок по лексическим темам:
Игрушки_________________________________________________________
Мебель___________________________________________________________
Посуда____________________________________________________________
Одежда____________________________________________________________
Транспорт_________________________________________________________
Овощи____________________________________________________________
Фрукты____________________________________________________________
Животные_________________________________________________________
Птицы_____________________________________________________________
Деревья__________________________________________________________
Цветы____________________________________________________________
Бытовая техника____________________________________________________
Школьные принадлежности__________________________________________ и др.
— обобщение картинок одним словом;
— называние целого предмета и его частей:
стул— ножки, сиденье, спинка;
машина — кабина, фары, колеса, кузов;
рубашка — рукав, воротник, пуговицы;
рука — плечо, локоть, кисть, пальцы;
лицо — брови, ресницы, подбородок, лоб;
б) глаголы
— называние действий по картинкам или по демонстрации:
птица что делает ?_______________(летает); рыба что делает?_________ (плавает); змея_______________( ползает); заяц_______________(прыгает); самолет________________(летает); лодка ________________( плывет); собака _______________(лает, кусает, спит, ест, пьет, играет, грызет);
— называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий):
врач __________________лечит; учитель_______________ учит; строитель_____________________строит; повар_________________ варит; художник________________ рисует; музыкант______________играет; балерина _____________________танцует; маляр________________красит;
в) прилагательные:
— называние цвета:
красный_____________, синий_____________, желтый________________, зеленый_____________, коричневый_________, серый_____________, голубой_____________, розовый_____________, оранжевый______________;
— подбор определений к слову:
еж - колючий_________________, роза_____________; лимон__________; ёлка______________; конфета_____________________, лук______________.
— подбор антонимов (с 6 лет):
большой — ... открывать — ...
широкий — ... опускать — ...
длинный — ... добро — ...
грязный — ... далеко — ...
молодой — ... радость — ...
Вывод:__________________________________________________________________
11. Состояние грамматического строя речи
— Изменение имен существительных по числам:
стол — столы книга — ...
жук — ... табуретка — ...
рот — ... ухо — ...
пень — ... окно — ...
стул — ... колесо — ...
рука — ... дерево — ...
кукла — ... перо — ...
лента — ...
— Изменение имен существительных по падежам:
У меня есть ручка (карандаш) Я пишу (рисую)_____________________
У меня нет______________ Я говорю о_____________________________
Употребление формы родительного падежа множественного числа:
Много чего?
дом — домов, ключ —___________________
стакан — _________________ день —____________________
книга —___________________ вилка —___________________
кофта —_____________ ручка —______________
платье —_____________ блюдце —_____________
дерево —_____________ окно —________________
— Употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действия: в_________________, на_____________________, под__________________________, за________________________________,
из___________________, с___________________, из-за_________________, из-под_________________.
— Согласование имен прилагательных с существительными (называние цвета):
Шар__________________красный, кофта _____________________красная, яблоко____________________красное.
— Согласование имен существительных с числительными два и пять:
гриб — два гриба — пять грибов
ночь —две_______________ —пять____________________;
окно —два___________________ —пять____________________.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
ключ — ключик; ведро —______________________;
тетрадь —_______________; лист —_____________________;
кукла —____________________; ухо —_____________________;
дом —_____________________; ложка —___________________;
— Образование относительных прилагательных :
из стекла — стеклянный коробка из картона —_______________
из резины —_____________ сумка из кожи —___________________
варенье из яблок — _____________ одеяло из шерсти —_________________
— Образование притяжательных прилагательных (с 6 лет):
книга дедушки — дедушкина уши лисы — ________________
хвост зайца — _______________ рог оленя — _________________
платок мамы —_______________ зубы волка —_________________
— Образование приставочных глаголов:
летает – улетает - пролетает _______________________________________
ходит -____________________________________________________________
12. Состояние связной речи
— Пересказ рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок (приложить к карте образец рассказа, составленного ребенком)
Вывод:________________________________________________________________
Логопедическое заключение
1. Группа нарушения речи по симптомологической (психолого-педагогической) классификации (ФНР, ФФНР).
2. Вид нарушения речи по клинико-педагогической классификации: дислалия; дизартрия; ринолалия (указать форму ).