Глава 12. задержание подозреваемого 3 страница
6. Под семейным положением обычно понимается наличие на иждивении несовершеннолетних детей или иных нетрудоспособных членов семьи, иных членов семьи, способных обеспечить присмотр за ними. Для женщин это также состояние беременности, нахождение в отпуске по уходу за ребенком. Пленум ВС РФ разъяснил, что в случае удовлетворения ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении подозреваемого или обвиняемого, который имеет несовершеннолетних детей, других иждивенцев либо престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе, суду следует обратить внимание следователя или дознавателя на необходимость разрешения в соответствии с ч. 1 ст. 160 УПК вопроса о передаче перечисленных лиц на период применения данной меры пресечения на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо о помещении их в соответствующие детские или социальные учреждения, если они остались без присмотра и помощи (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 19 декабря 2013 г. N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога").
7. Род занятий также является самостоятельным обстоятельством, которое следует учитывать при решении вопроса о мере пресечения. Наличие определенного места работы, военной службы или учебы, необходимость выполнения мероприятий в условиях чрезвычайного положения, продолжения обучения в учебном заведении, находящемся в другой местности, в совокупности с другими данными может послужить избранию меры пресечения, не связанной с ограничением свободы передвижения. В то же время в отношении отдельных категорий должностных лиц закон предусмотрел некоторые ограничения и особенности в применении мер пресечения.
8. Сведения о личности подозреваемого или обвиняемого - это различного рода характеризующие его данные (характеристики с места работы и жительства, по месту отбывания прежнего наказания, справки из правоохранительных органов, в том числе о фактах привлечения к административной ответственности, показаний его соседей, сослуживцев, родственников, заключения экспертов, например о наличии полового влечения в виде педофилии).
9. К другим обстоятельствам можно отнести имущественное положение, наличие или отсутствие постоянного места жительства, ходатайств трудовых коллективов, общественных организаций и отдельных граждан, факты совершения лицом преступлений в отношении членов своей семьи при совместном проживании, поведение лица после совершения преступления - побег с места жительства и объявление в розыск или, наоборот, явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, заглаживание причиненного вреда. Указанные обстоятельства могут влиять на выбор той или иной меры пресечения с учетом, например, возможности внести залог, наличия поручителей.
Статья 100. Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого
Комментарий к статье 100
1. По общему правилу мера пресечения применяется в отношении обвиняемого, т.е. лица, в отношении которого на основании имеющихся по делу доказательств вынесено постановление о привлечении его в качестве такового. Как показывает следственная практика, в большинстве случаев задержанным лицам обвинение предъявляется в течение 48 ч, отведенных УПК на задержание подозреваемого, либо в течение следующих 72 ч, на которые срок задержания продлевается в случаях, предусмотренных п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК. Основания, условия и порядок избрания мер пресечения в отношении подозреваемого и обвиняемого также в целом совпадают.
2. Исключительность избрания меры пресечения в случае, предусмотренном комментируемой статьей, заключается в том, что она применяется именно в отношении подозреваемого, а не обвиняемого. Кроме того, она применяется при обстоятельствах, не терпящих отлагательств (когда неприменение этой меры может, например, повлечь за собой исчезновение следов, сокрытие подозреваемого), и на достаточно краткий, указанный в законе срок.
3. В отношении подозреваемого может быть избрана любая мера пресечения, а не только заключение под стражу. Кроме того, ее избрание (возбуждение перед судом соответствующего ходатайства) является правом, но не обязанностью уполномоченных на то должностных лиц. Требование избирать меру пресечения в отношении подозреваемого лишь в исключительных случаях обусловливает необходимость мотивировки данной исключительности, которую следует излагать в соответствующем постановлении об избрании меры пресечения.
4. В силу указанных правил мера пресечения в отношении подозреваемого применяется на срок, не превышающий 10 суток (в случаях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, - 30 суток). Причем, если данное лицо было фактически задержано по подозрению в преступлении, а затем заключено под стражу, но обвинение ему еще не было предъявлено, в 10-суточный срок входит и все время задержания. Таким образом, лицо ни при каких обстоятельствах не может находиться в условиях лишения свободы без предъявления обвинения свыше указанных сроков.
5. Статьи УК, к которым отсылает ч. 2 комментируемой статьи, предусматривают ответственность: за терроризм, организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, диверсию и иные преступления, характеризующиеся повышенной степенью общественной опасности, большим объемом и сложностью сбора доказательств, необходимых для предъявления обвинения. Увеличенный срок возможного применения меры пресечения до предъявления обвинения в этих случаях обусловлен необходимостью решения задач борьбы с терроризмом и проявлениями организованной преступности.
6. Не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения подозреваемому должно быть предъявлено обвинение. Если в этот срок обвинение ему предъявляется, вступают в силу общие правила действия избранной меры пресечения, в том числе о продолжительности пребывания под стражей (домашним арестом), но уже не подозреваемого, а обвиняемого, предусмотренные ст. 109 УПК - два месяца. При этом вынесение отдельного постановления о продлении срока содержания под стражей свыше 10 дней до 2 месяцев не является обязательным (Определение КС РФ от 16 июля 2009 г. N 986-О-О).
7. Десятисуточный (тридцатисуточный) срок, на который применяется мера пресечения в отношении подозреваемого, не может быть продлен, и лицо подлежит освобождению из-под стражи. Если к подозреваемому применялись другие меры пресечения, они также автоматически прекращают свое действие. В таких случаях обычно выносится и постановление о прекращении уголовного дела (уголовного преследования). Если лицо получило статус подозреваемого в связи с применением к нему меры пресечения, оно теряет этот статус в случае, если обвинение ему в течение 10 (30) дней предъявлено не было. Когда производство по делу продолжается, данное лицо может являться подозреваемым по другим основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 46 УПК.
Статья 101. Постановление и определение об избрании меры пресечения
Комментарий к статье 101
1. Постановление, определение об избрании меры пресечения выносится, как правило, в виде отдельного процессуального документа. Согласно ч. 4 ст. 7 УПК оно должно быть законным, обоснованным и мотивированным. В нем должны указываться не только основания для избрания меры пресечения, но и подлежащие при этом учету в силу ст. 99 УПК обстоятельства. Эти требования распространяются на решения о применении любой меры пресечения.
2. Необходимость указывать в постановлении (определении) на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, объясняется тем, что на данный момент уголовное дело уже возбуждено по признакам определенного состава преступления, вероятное наказание за которое имеет важное значение для возможности избрания меры пресечения определенного вида.
3. Действующее законодательство предусматривает два вида процедур принятия решения о мере пресечения. Заключение под стражу, домашний арест и залог на любой стадии производства по делу избираются судом по результатам судебного заседания с обеспечением возможности сторонам довести до сведения суда свое мнение по обсуждаемым вопросам. Остальные меры пресечения в ходе предварительного расследования избираются органом уголовного преследования, в производстве которого находится дело.
4. Как во всяком процессуальном решении, в постановлении, определении об избрании меры пресечения, в частности, указываются время, место и субъект его вынесения, фамилия, имя и отчество, возраст, место рождения обвиняемого, преступление с указанием статьи УК, в совершении которого он подозревается или обвиняется, предусмотренные законом основания и мотивы ее избрания. В резолютивной части решения об избрании мер пресечения в виде домашнего ареста и заключения под стражу необходимо указывать срок, на который оно принято, дату окончания этого срока.
5. Наряду с вынесением постановления при избрании некоторых видов мер пресечения оформляются и другие документы - соответствующая подписка или протокол (подписка о невыезде, личное поручительство, протокол о принятии залога, сообщение командованию воинской части и т.п.).
6. В силу ч. 2 комментируемой статьи копия постановления или определения об избрании любой меры пресечения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе. Между тем, учитывая полномочия прокурора освобождать лиц, незаконно содержащихся под стражей (ст. 49 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"), копию такого решения целесообразно направлять прокурору. Кроме того, следует иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве" внесены изменения в ч. 8 ст. 108 УПК, согласно которым копия постановления судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу направляется и потерпевшему.
Лицу, в отношении которого избрана та или иная мера пресечения, одновременно с вручением копии решения об этом разъясняется порядок обжалования данного решения, предусмотренный ст. ст. 123 - 127 УПК, в том числе судебный. В то же время судебное решение об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу обжалуется в апелляционном порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 108 УПК. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 389.2 УПК апелляционному обжалованию подлежат судебные постановления или определения об избрании и иных мер пресечения или о продлении сроков их действия. Данные положения закона также подлежат разъяснению лицу, в отношении которого мера пресечения была избрана по судебному решению.
Статья 102. Подписка о невыезде и надлежащем поведении
Комментарий к статье 102
1. Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении - наиболее широко применяемая мера процессуального принуждения к лицам, как правило, имеющим постоянное место жительства, работы, семью, когда вероятность их уклонения от следствия и суда, а также воспрепятствования расследованию и разбирательству дела в суде незначительна.
2. Это наименее строгая мера пресечения, которая выражается в минимально возможном вторжении в сферу прав подозреваемого, обвиняемого и наименее заметном контроле за его поведением. Ее содержанием является ограничение предусмотренного ст. 27 Конституции РФ права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории РФ.
3. Данная мера пресечения состоит из двух основных частей: не покидать постоянное или временное место жительства без соответствующего разрешения и надлежаще себя вести, т.е. в назначенный срок являться по вызовам и не препятствовать производству по уголовному делу.
4. Понятие постоянного или временного места жительства содержится в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". В соответствии со ст. 2 этого Закона место жительства - это, в частности, жилой дом, квартира, комната, жилое помещение в общежитии, иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства жилое помещение, в которых он проживает временно.
5. В силу ст. 3 указанного Закона регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами. Поэтому сама по себе регистрация не является решающим фактором для применения данной меры пресечения. Тем более что она может быть избрана и на короткий промежуток времени, например в случае, предусмотренном ст. 100 УПК. Избрание меры пресечения в виде подписки о невыезде допустимо и в отношении лица, находящегося временно в данном месте, например в отношении находящегося в командировке и проживающего в гостинице.
6. Обязательство не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения соответствующих должностных лиц и органов означает пребывание не в доме или квартире, а в населенном пункте (город, село, поселок, деревня) с указанием точного адреса места нахождения, которое обеспечивало бы выполнение обвиняемым, подозреваемым предусмотренных этой мерой пресечения обязательств.
7. Надлежащее поведение обвиняемого, подозреваемого - это выполнение им процессуальных обязанностей: своевременно являться по вызову и сообщать о месте своего пребывания и о его перемене. Подписка о невыезде в отличие от домашнего ареста не предполагает ограничения возможности выходить из дома или общаться с любыми лицами, а также осуществления за ним какого-либо надзора. Противоречит закону практика возложения обязанности периодически отмечаться у следователя, дознавателя или участкового инспектора полиции. Не предусмотрено законом и применение аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля. Каждый вызов обвиняемого, подозреваемого должен быть обоснован необходимостью его участия в конкретных процессуальных действиях.
8. Последствием нарушения предусмотренных законом обязательств (не покидать место жительства, неявка без уважительных причин по вызову, попытки повлиять на потерпевших, свидетелей или иным образом незаконно воспрепятствовать производству по делу) может явиться изменение меры пресечения на более строгую, в том числе заключение под стражу.
9. Срок действия подписки о невыезде не ограничен и не указывается при ее избрании. Она сохраняет силу на весь период предварительного расследования и судебного разбирательства вплоть до обращения к исполнению вступившего в законную силу обвинительного приговора.
10. Закон не предусматривает зачета времени применения меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в счет наказания. При зачете в срок наказания только содержания лица под стражей и домашнего ареста учитывается характер претерпеваемых ограничений, связанных с данными мерами пресечения, которые сопоставимы с лишением свободы. Применение же меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении не влечет ограничений, соизмеримых с уголовным наказанием, тем более с таким, как лишение свободы (см. Определение КС РФ от 24 февраля 2011 г. N 183-О-О).
11. При избрании данной меры пресечения, как правило, составляется два документа - постановление о ее применении и непосредственно подписка о невыезде и надлежащем поведении с разъяснением обязанностей и последствий их нарушения. В подписке о невыезде обычно указываются точные данные о подозреваемом или об обвиняемом, адрес его постоянного или временного места жительства, домашний, служебный и мобильный телефон, номер факса, электронной почты - средства связи, позволяющие обеспечить его немедленный вызов. Подписка должна быть удостоверена подписью обвиняемого, подозреваемого.
12. Процессуальный порядок применения подписки о невыезде и надлежащем поведении состоит из вынесения постановления или определения, объявления его обвиняемому, подозреваемому, вручения копии постановления (определения) и отобрания самой подписки о невыезде и надлежащем поведении.
13. Такой порядок предусматривает необходимость присутствия самого обвиняемого, подозреваемого. Как указал КС РФ, без отобрания у лица, в отношении которого принято решение об избрании меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, соответствующего письменного обязательства эта мера не может считаться примененной и влекущей правовые последствия для подозреваемого или обвиняемого. Следовательно, ст. 101 во взаимосвязи со ст. 102 УПК не позволяют применять меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащего поведения в отсутствие подозреваемого или обвиняемого (см. Определение КС РФ от 26 января 2010 г. N 66-О-О).
14. Как показывает судебная практика, эти правила не распространяются на случаи, когда любая мера пресечения, включая заключение под стражу, может быть применена в отсутствие подозреваемого, обвиняемого или осужденного. Например, в случае отмены судом вышестоящей инстанции приговора с передачей дела на новое судебное разбирательство в суд нижестоящей инстанции (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 19 декабря 2013 г. N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога").
Статья 103. Личное поручительство
Комментарий к статье 103
1. Личное поручительство - это одна из наименее строгих мер пресечения, которая заключается в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 102 УПК (в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу).
2. Особенность этой меры пресечения заключается в том, что она основывается на доверии: следователя, дознавателя или суда к поручителю и самому обвиняемому. Обвиняемый и поручитель также должны доверять друг другу, поэтому личное поручительство может быть применено только с согласия самого обвиняемого. В основе доверия поручителя могут быть личные и общественные отношения - родства, товарищества, сотрудничества, взаимных материальных, творческих и иных интересов и т.д.
3. Заслуживающими доверия могут считаться законопослушные граждане, не только достигшие совершеннолетия и способные нести предусмотренную законом ответственность, но и имеющие хорошую репутацию, заслуживающие уважения - депутаты законодательных органов власти, общественные деятели, представители общественных организаций, которые могут оказать реальное влияние на поведение обвиняемого, подозреваемого и гарантировать надлежащее его поведение.
4. В качестве поручителей могут быть только граждане в индивидуальном качестве. Законодательство не предусматривает коллективного поручительства (трудового коллектива, общественной организации и т.д.).
5. Избрание личного поручительства в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей. Инициатива об избрании этой меры пресечения может исходить и от подозреваемого, обвиняемого, законного представителя или защитника. Отсутствие ходатайства поручителей не дает оснований для применения данной меры пресечения.
Судом были отклонены содержащиеся в апелляционной жалобе адвоката доводы о возможности применения в отношении обвиняемой Ч. меры пресечения в виде личного поручительства вместо заключения под стражу по тем основаниям, что ни ходатайств об избрании данной меры пресечения, ни самих обязательств личных поручителей в суд первой или апелляционной инстанции представлено не было <1>.
--------------------------------
<1> См.: Апелляционное определение Московского городского суда от 15 мая 2013 г. N 10-2911/2013.
6. Решив удовлетворить ходатайство поручителей, уполномоченные должностные лица или суд должны вынести мотивированное постановление об избрании меры пресечения в виде личного поручительства, поставить их в известность о принятом решении и разъяснить им сущность принимаемых на себя обязательств, предупредить об ответственности за нарушение этих обязательств. При этом поручитель ставится в известность о сущности подозрения или обвинения, в связи с которым избирается данная мера пресечения. Копия постановления об избрании данной меры пресечения вручается обвиняемому и поручителю.
7. Выполнение этих условий предполагает личное присутствие поручителя и должно быть оформлено в виде письменного обязательства, удостоверенного подписью поручителя или поручителей, если их несколько.
При кассационном рассмотрении материала о продлении срока содержания под стражей адвокатом было представлено ходатайство нескольких депутатов Государственной Думы об избрании в отношении обвиняемого М. меры пресечения в виде личного поручительства. Принимая во внимание, что данное ходатайство может быть рассмотрено только после разъяснения судом поручителю существа обвинения, а также обязанностей и ответственности поручителя, связанных с выполнением личного поручительства, слушание дела было отложено для вызова в судебное заседание поручителей <1>.
--------------------------------
<1> См.: Кассационное определение ВС РФ от 25 ноября 2008 г. N 4-О08-120.
8. Поручители в любое время вправе просить органы расследования, суд освободить их от принятых обязательств. Отказ от поручительства не зависит от его мотивов, может быть заявлен в любой момент применения данной меры пресечения и влечет замену поручителей, применение другой меры пресечения или ее отмену.
9. В случае невыполнения поручителем своих обязательств, т.е. нарушения обвиняемым, подозреваемым обязанности в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу, на поручителя судом может быть наложено денежное взыскание в установленном законом размере (до 10 тыс. руб.). При этом может быть сохранено личное поручительство либо может быть избрана более строгая мера пресечения.
Статья 104. Наблюдение командования воинской части
Комментарий к статье 104
1. Комментируемой статьей регулируется применение меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, которая состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 102 УПК (в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу).
2. Эта мера пресечения носит специальный характер. Она применяется только к военнослужащему или гражданину, проходящему военные сборы. Причем в соответствии с ч. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий не подлежит исключению из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, если он является подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, и в отношении его избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части. Применительно к случаям, когда в отношении военнослужащего избрана мера пресечения, которая сопряжена с его пребыванием в статусе военнослужащего и в реализации которой соответственно участвует командование воинской части (в частности, наблюдение командования воинской части), указанное правомочие командования воинской части не исключать военнослужащего из списков личного состава воинской части по истечении срока военной службы - хотя при этом и увеличивается установленный законом срок военной службы - в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как несоразмерное ограничение прав военнослужащих, в том числе вытекающих из ст. 59 Конституции РФ (см. Постановление КС РФ от 20 апреля 2009 г. N 7-П).
3. Содержание этой меры пресечения, за исключением обеспечения обязанностей в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу, федеральным законодательством не определено.
4. На практике мера пресечения, о которой ведется речь, обычно избирается в отношении военнослужащих срочной службы. В то же время в законе не содержится запрет применять ее и в отношении иных категорий военнослужащих, например проходящих военную службу по контракту, лиц командного (начальствующего) состава.
5. Применение меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части допускается только с согласия подозреваемого или обвиняемого. Согласия командования воинской части при этом не требуется. Наблюдение командования воинской части является должностным видом поручительства. Командир-поручитель способен обеспечить надлежащее поведение подчиненного ему подозреваемого, обвиняемого в силу своего служебного положения.
6. Постановление об избрании данной меры пресечения направляется командованию воинской части, которому в письменном виде разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.
7. Какой-либо специальной ответственности за нарушение условий данного вида меры пресечения для командования (командира) воинской части не предусмотрено. Такой командир при наличии к тому оснований может быть подвергнут дисциплинарному взысканию вышестоящим командованием. В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения, который вправе отменить ее или применить другую меру пресечения, как правило, более строгую.
Статья 105. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым
Комментарий к статье 105
1. По действующему законодательству присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым - это мера пресечения, избираемая дознавателем, следователем, судом, которая применяется только в отношении несовершеннолетнего лица и состоит в обеспечении надлежащего его поведения родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится.
2. При этом надлежащее поведение включает весь комплекс обязательств, предусмотренных ст. 102 УПК: не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; являться в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя или в суд; не препятствовать иным путем производству по уголовному делу. Таким образом, по своему содержанию данная мера пресечения является сочетанием обязательств, предусмотренных такими мерами пресечения, как подписка о невыезде и надлежащем поведении и личное поручительство. Причем в отличие от последнего обеспечение надлежащего поведения несовершеннолетнего может быть возложено не только на физических лиц, но и на должностных лиц специализированного детского учреждения.
3. Инициатива об избрании меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым может исходить как от дознавателя, следователя или суда, так и от несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), его защитника, законного представителя и иных лиц, перечисленных в комментируемой статье.
4. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних предусмотрены уголовно-процессуальным законом, в том числе гл. 50 УПК, требования которой применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления возраста 18 лет (ч. 1 ст. 420 УПК).
5. Применительно к комментируемой статье эти особенности заключаются в том, что при решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр родителей или иных лиц, указанных в законе (ч. 2 ст. 423 УПК). Законодатель отдает приоритет избранию именно этой меры пресечения в отношении несовершеннолетнего. Иные меры пресечения могут быть применены к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому только при невозможности избрания данной меры пресечения.
6. В соответствии с п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 19 декабря 2013 г. N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога", исходя из конкретных обстоятельств дела, тяжести преступления и с учетом данных о личности несовершеннолетнего, об условиях его жизни и воспитания, а также об отношениях с родителями, судье в каждом случае надлежит обсуждать возможность применения такой меры пресечения, как присмотр за несовершеннолетним родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а за несовершеннолетним, находящимся в специализированном детском учреждении, - присмотр должностных лиц этого учреждения.