Профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости
Одним из важнейших социально-экономических прав человека является гарантированное международным и национальным законодательством право на труд. Понимая под ним «право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается», Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. установил обязанность государств-участников Пакта принимать все необходимые меры для его реализации, включая программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития. Развивая эти положения, Конституция РФ 1993г. в ст. 37 подтвердила право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, установила запрет на принудительный труд, гарантировало право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.104
Приведённые принципиальные идеи регулирования трудовой деятельности имеют силу в отношении всех категорий трудящихся, в том числе и лиц, не достигших совершеннолетия.
Детский труд был и остаётся реальностью социально-экономической жизни практически всех стран, в том числе и России. По некоторым источникам, сегодня в мире насчитывается порядка 250 миллионов детей в возрасте от 5 до 14 лет, которые привлекаются к труду.105 Особую актуальность трудовая деятельность детей приобретает в условиях невысокого уровня жизни семей с детьми. Если учесть, что, по официальным данным, в 1995г. доля бедных семей в России среди всех семей с детьми до 16 лет составила 55,1%, доля населения с доходами ниже прожиточного уровня – 24,7%,106 то, несмотря на некоторое улучшение состояния проблемы к 1999 г., когда среднедушевые располагаемые ресурсы ниже прожиточного уровня отмечались у 53,9% супружеских пар с 1-2 детьми и у 56,9% неполных семей с 1-2 детьми,107 становится очевидно, что доля детей, находящихся в трудных материальных условиях, а следовательно, вынужденных трудиться, остаётся достаточно велика. При этом условия труда большинства несовершеннолетних правонарушителей не соответствуют требованиям международного и российского законодательства.
По официальным данным,108 только 15% детей, доставленных в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, не имели опыта работы; 53,2% - начали работать в возрасте до 14 лет, в том числе в возрасте до 7 лет — 6.3%, от 7 до 9 лет — 11,4%, от 10 до 12 лет — 11,4%. 65% несовершеннолетних работали на постоянной основе, 31,6% — более 7 часов в день, причем средний возраст работающих свыше 7 часов в день составляет 11.2 года.
Сфера занятости несовершеннолетних, согласно этим же данным, выглядит следующим образом: 10% заняты в сфере уличной торговли, 15,2% — на автозаправочных станциях, 7,6% — на сельскохозяйственных работах, 12,6%— на подсобных работах.
Значительная часть несовершеннолетних работает в условиях, не отвечающих требованиям санитарии и гигиены. В 1997 г. их количество составляло 868 человек, в 1998 г.— 637, в 1999 г. — 632. Из их числа соответственно 514, 353, 443 человека работают в условиях повышенной шумности, ультра- и инфразвука; 150, 101, 99 человек— в условиях повышенной запыленности воздуха; 193, 143, 163 человека — в условиях повышенной загазованности воздуха; 19, 45, 6 человек — в условиях повышенного уровня вибрации; 123, 77, 39 человек — на работах, связанных с тяжелым физическим трудом.
Вместе с тем отношение к трудовой деятельности детей не может быть однозначным. Труд служит источником удовлетворения основных потребностей, способствует осознанному выбору профессии, получению и закреплению профессиональных навыков ребенка. Кроме того, труд является мощным и действенным воспитательным средством, способствующим развитию, формированию чувства взрослости и ответственности. Известно значение трудовой деятельности в процессе профилактики отклоняющегося поведения подростков. Таким образом, трудовое воспитание выступает необходимым условием социализации личности и залогом ее дальнейшего позитивного развития.
Однако указанное значение может иметь только организованная трудовая деятельность, соответствующая физическим, интеллектуальным данным ребенка и не препятствующая его дальнейшему росту. Иные формы организации детского труда должны находиться под строгим правовым и нравственным запретом. Осознавая это, мировое сообщество во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. взяло на себя обязательство «обеспечить особую защиту работающих детей и ликвидировать незаконный детский труд».109
Основным документом, гарантирующим безопасность детского труда, является Конвенция ООН о правах ребенка. В ст. 32 она обязывает государства-участники признать право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Эта же норма для обеспечения указанного права ребенка обязывает государства установить минимальный возраст для приема на работу, необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях отдыха. Таким образом, ключевые требования к трудовой деятельности несовершеннолетнего сводятся к установлению возраста начала трудоустройства, содержанию выполняемой работы и ее условиям. Неисполнение этих требований согласно ст. 32 Конвенции должно влечь за собой соответствующие санкции.
РФ, являясь участницей Конвенции, обязана выполнять ее предписания. И если в рамках трудового законодательства положения международного права учтены, то в части установления ответственности за нарушение трудовых прав ребенка уголовное право обнаруживает существенный пробел, требующий скорейшего восполнения.
Формулирование признаков соответствующего состава преступления и уяснение их содержания требуют обращения к нормам трудового законодательства в части регулирования труда несовершеннолетних, а также к типичным формам их нарушения в современной России.
Минимальный возраст легального трудоустройства установлен целым рядом международных конвенций: Конвенцией 1919 г. о минимальном возрасте в промышленности. Конвенцией 1920 г. о минимальном возрасте для работы в море, Конвенцией 1921 г. о минимальном возрасте в сельском хозяйстве, Конвенцией 1921 г. о минимальном возрасте для грузчиков угля и кочегаров во флоте, Конвенцией 1932 г. о минимальном возрасте на непромышленных работах, Конвенцией 1936 г. о минимальном возрасте для работы в море, Конвенцией 1937 г. о минимальном возрасте в промышленности, Конвенцией 1937 г. о минимальном возрасте на промышленных работах, Конвенцией 1959 г. о минимальном возрасте рыбаков, Конвенцией 1965 г. о минимальном возрасте допуска на подземные работы, Конвенцией 1973 г. о минимальном возрасте для приема на работу.110 Последняя из названных конвенций, ратифицированная СССР 05 марта 1979 г., представляет собой универсальный документ, принятый с целью замены существующих актов, устанавливающих минимальный возраст трудоустройства в «ограниченных экономических секторах». Согласно п. 3 ст. 2 этого документа минимальный возраст допуска на работу по найму или на другую работу по любой профессии не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и во всяком случае не должен быть ниже пятнадцати лет; кроме того, в ст. 3 специально оговорено, что для приема на работу, «которая по своему характеру или в силу обстоятельств, в которых она осуществляется, может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка», минимальный возраст не должен быть ниже восемнадцати лет.
Российское законодательство полностью соответствует этим международным нормативным предписаниям. Кодекс законов о труде 1971г.111 в ст. 173 установил пятнадцатилетний минимальный возраст трудоустройства, предусмотрев, что для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на работу обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении четырнадцатилетнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя. Также в КЗоТе закреплен запрет на применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работав и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Аналогичные положения содержит и согласованный Проект Трудового кодекса, принятый в первом чтении Государственной Думой РФ.112
Регламентацию возраста начала трудовой деятельности дополняют правила относительно ее содержания для несовершеннолетних. Так, утвержденные постановлением № 5 Госкомсанэпиднадзора от 04 апреля 1997г. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов забот для профессионального обучения и труда подростков»113 установили принципы определения безопасных для подростков видов деятельности: соответствие возрастным и функциональным возможностям; отсутствие неблагоприятного влияния на рост, развитие и состояние здоровья; исключение повышенной опасности травматизма для себя и окружающих; учет повышенной чувствительности организма подростков к действию факторов производственной среды. В соответствии с ними закреплено, что допустимыми для применения труда подростков являются оптимальные и допустимые (1 и 2) классы условий, определенные в соответствии с «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса». Соответственно запрещенными для несовершеннолетних признаются работа и условия, относящиеся к третьему (вредный) и четвертому (опасный) классам. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержден Постановлением Правительства РФ 163 от 25 февраля 2000 г. (с изменениями от 20 июня 2001 г.)114 утвержден в соответствии со ст. 10 Закона РФ № 181-ФЗ от июля 1999 г. «Об основах охраны труда в РФ»115 и включает 2198 позиций. Перечень является обязательным для всех организаций независимо от отраслей экономики, а также организационно-правовой формы и формы собственности. Этот перечень дополняется Перечнем условий и видов работ, на которых запрещается производственное обучение подростков до 18 лет, утвержденным Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.6.664-97.
Разрешенные для несовершеннолетних виды деятельности должны отвечать также некоторым дополнительным критериям, в частности, установленным Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.4.6.664-97 гигиеническим критериям (показателям воздействия вредных веществ, аэрозолей фиброгенного действия, биологических факторов, общей и локальной вибрации, шума, сменности и продолжительности рабочего дня) и показателям тяжести трудового процесса (массе перемещения и периодичности удержания груза, локального напряжения мышц, рабочей позе).116 Согласно Правилам фактическая продолжительность рабочего дня при двусменном (без ночной смены) режиме работы, при шестидневной рабочей неделе не должна превышать: для лиц в возрасте до 16 лет — 4 часов в сутки, для лиц от 16 до 18 лет — 6 часов в сутки.
Аналогичные требования установлены и для работы подростков старше 14 лет в свободное от учебы время. Регулирующим эту сферу общественных отношений является утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, Госкомобразования СССР, Секретариата ВЦСПС и Секретариата ЦК ВЛКСМ № 343/90-01-490/25-01/17-30/43/34-а от 03 июня 1988 г. Положение о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время.117
Наряду с описанными Кодекс законов о труде установил и целый ряд иных дополнительных правил относительно труда несовершеннолетних. Это требования об их обязательном медицинском осмотре при приеме на работу (ст. 176), о запрете привлекать несовершеннолетних к ночным и сверхурочным работам (ст. 177), о повышенном отпуске (ст. 178), о сокращенных нормах выработки (ст. 179), о гарантиях оплаты труда (ст. 180), о квотировании рабочих мест (ст. 181) и др. Соответствующие права работающих подростков подтверждены и в ст. 11 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998 г.
Однако следует заметить, что далеко не всякое нарушение установленных трудовым законодательством правил относительно труда несовершеннолетних следует квалифицировать как преступление против их интересов в смысле главы 20 УК РФ. Нарушение трудовых прав несовершеннолетнего, не причиняющее вреда процессу формирования личности ребенка, его физическому, нравственному и социальному развитию, должно преследоваться в порядке, определенном трудовым законодательством, либо как преступление против конституционных прав и свобод человека (ст. 136, 140, 143, 144, 145, 145118 УК РФ).
В качестве преступления против несовершеннолетних в сфере профессиональной подготовки и занятости могут выступать лишь наиболее жесткие, крайние формы эксплуатации детского труда. К числу экстремальных форм детского труда Джанелл М. Диллер и Дэвид А. Леви, анализирующие международное трудовое законодательство, относят:
1) все формы рабства и приближенные к нему торговлю детьми, принудительный труд, включая долговую зависимость и закрепощённость;
2) использование, приглашение детей для проституции, порнографии и порнопоказов, производства и продажи наркотиков и для других незаконных видов деятельности;
3) использование или приглашение детей для других видов работ, в которых в силу обстоятельств, в которых они осуществляются, может быть создана опасность для их здоровья или возникнуть нравственные проблемы.
Именно эти формы детского труда находятся в фокусе новой Конвенции Международной Организации Труда, призванной в приоритетном порядке обеспечить немедленное их запрещение; причем Конвенция предписывает все экстремальные формы детского труда квалифицировать именно как преступления. Признание высокой степени общественной опасности экономической эксплуатации детей мировым сообществом является дополнительным, побуждающим фактором к пересмотру некоторых положений отечественного уголовного законодательства.
Анализ норм действующего УК РФ позволяет обнаружить некоторую пробельность закона в части обеспечения интересов развития ребенка в сфере труда и профессиональной занятости. Если использование несовершеннолетних в незаконном обороте наркотиков, в проституции, в создании порнопредметов, хоть и с недостатками, но урегулировано УК (ст. 150, 151, 232, 241, 242), то эксплуатация детей в сфере легального бизнеса в нем не отражена.
В науке сегодня выделяется шесть основных форм нарушения прав несовершеннолетнего в сфере профессиональной занятости:
1) несоблюдение надлежащего возрастного минимума приема на работу;
2) прием ребенка на работу, вредную для здоровья;
3) установление режима и условий трудовой деятельности, препятствующих получению образования;
4) использование ребенка на работе, отрицательно влияющей на физическое развитие его организма;
5) использование ребенка на работе, характер которой нравственно его калечит;
6) использование ребенка на работе, которая наносит ущерб его умственному развитию.119
Полагаем, что, исключив излишнюю детализацию, их можно представить следующим образом:
1) несоблюдение установленного режима и условий труда несовершеннолетних на производстве, в котором их труд разрешен;
2) использование труда несовершеннолетних на производстве, в котором их труд запрещен.
При этом указанные нарушения следует считать преступными: 1) во время добровольного труда учащихся несовершеннолетних в свободное от учебы время; 2) в период производственного (профессионального) обучения несовершеннолетних; 3) во время самостоятельной работы несовершеннолетнего по найму.
Несоблюдение режима и условий труда несовершеннолетних может быть выражено в:
— приеме на работу лиц моложе 15 (14) лет;
— установлении фактической продолжительности рабочего дня свыше 6 (4) часов;
— привлечении несовершеннолетних к работе в ночное время и к сверхурочным работам;
— превышении гигиенических критериев для установления профессий и видов работ, допустимых для применения труда подростков;
— превышении предельно допустимых величин показателей тяжести трудового процесса подростков;
— установлении завышенных (непропорциональных) норм выработки;
— приеме на работу и использовании труда несовершеннолетних, которым тот или иной вид деятельности запрещен по медицинским показаниям;
— сокращении времени ежегодного отпуска. Указанный перечень нарушений является на сегодняшний день исчерпывающим. Однако вряд ли имеет смысл полностью приводить его в диспозиции уголовно-правовой нормы, учитывая, что соответствующие предписания установлены в отраслевом законодательстве.
Использование труда несовершеннолетних на производстве, в котором их труд запрещен, может быть выражено в их приеме на работу с вредными или опасными условиями труда или в производственном обучении несовершеннолетних на запрещенном производстве. Списки таких видов работ и условий утверждены Правительством РФ и Госсанэпиднадзором РФ, а потому в тексте уголовного закона нет необходимости приводить их перечисление.
Таким образом, объективная сторона преступления может быть описана при помощи традиционной бланкетной формулы: «нарушение правил» реконструирована по типу формального состава.
Степень общественной опасности двух рассматриваемых видов нарушения трудовых прав несовершеннолетних не совпадает. Учитывая, что использование труда несовершеннолетнего на запрещенном для него производстве грозит возможностью причинения значительно большего вреда физическому и нравственному здоровью, считаем возможным рассматривать его в качестве квалифицированного состава преступления.
Равным образом в качестве квалифицирующего признака следует рассматривать совершение преступления в отношении двух или более несовершеннолетних, что увеличивает объем причиняемого вреда и свидетельствует о повышенной степени правовой и нравственной ущербности виновного.
Субъективная сторона преступления выражена в форме умысла: лицо осознает общественную опасность нарушения установленным трудовым законодательством правил относительно труда лиц, не достигших восемнадцатилетия. В содержании умысла должны найти отражение и факт осознания положений трудового законодательства, и факт осознания возраста потерпевшего.
Субъектом преступления способно выступать взрослое (совершеннолетнее) лицо, ответственное за соблюдение соответствующих правил: должностное лицо, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, иное лицо. Специальный характер субъекта предопределен бланкетностью уголовно-правовой нормы.
Описание модели уголовно-правовой нормы необходимо дополнить указанием на возможный размер санкции. Полагаем, что он может быть сопоставим с санкцией ст. 143 УК, предусматривающей ответственность за нарушение правил охраны труда: до двух лет лишения свободы в основном и до пяти лет — в квалифицированном составе преступления.
В итоге мы можем предложить следующую редакцию статьи о нарушении трудовых прав несовершеннолетних: