ДЕПРИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ -осознание личностью лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей.

ДЕПРИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — отсутствие, ограниченность усло­вий для нормального развития ребенка.

ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ— нарушение процесса социализации, заклю­чающегося в том, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды — дворовой компании сверстников, преступной группы и т.д.

ДЕТСКИЕ ДОМА — это воспитательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родительских прав и т.д.

Я - процесс изучения личности ребенка и коллектива с использованием различных методов исследования с це­лью определения проблем ребенка или группы, уровня воспитанности, обученности и других результатов и процессов деятельности педагогов.

ДИАГНОСТИКА— количественная оценка и качественный анализ пе­дагогических процессов, явлений и т.п. с помощью специально разработан­ных научных методов.

ДИСКУССИЯ — метод убеждения, призванный путем вовлечения вос­питанников в обмен мнениями по общественно и личностно значимым проблемам, вызывающим в коллективе разногласия, порождающим раз­личные точки зрения, обеспечить выработку, поддержку и развитие у уча­щихся верных в научном и моральном отношении представлений. Наряду с этим дискуссия предполагает также критику и преодоление ошибочных и неверных взглядов.

ДИСПУТ — одна из традиционных и широко практикуемых форм, где метод дискуссии находит наиболее полное свое выражение.

ДИССОЦИАЛЫЮЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленное формиро­вание антисоциальных сознания и поведения у членов криминальных и то­талитарных организаций (сообществ).

ДРУГОДОМИНАНТНОСТЬ - ориентированность или направлен­ность личности на другого.

ЖЕРТВА— человек, испытывающий на себе последствия негативного влияния внешнего характера (условий, ситуаций, посягателя и т.д.); вы­деляют такие типы жертв неблагоприятных условий социализации, как по­тенциальные и латентные.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - взаимосвязанная совокупность различ­ных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребностей конкрет­ных человека, коллектива, группы с учетом требований и потребностей бо лее широкой социальной среды и всего общества.

ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - устойчивые отклоне­ния от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспита­нии.

ЗАЩИТА ДЕТСТВА — охрана прав и свобод ребенка, охрана от плохо­го обращения или эксплуатации.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ— отождествление индивида с некоторыми людь­ми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отноше­ния и формы поведения, которые свойственны окружающим.

ИНФАНТИЛИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ- отставание социального взрос­ления молодежи от биологического. Свидетельствует о нарушении меха­низма социализированного включения молодого поколения в жизнь взрос­лых, которое предполагает принятие им на себя новых обязанностей и обя­зательств. И.с. заключается в нежелании определенной части молодежи, достигшей возраста, позволяющего выполнять социокультурные функции (считающиеся функциями взрослых), совершить качественный переход и приобщиться к трудовой и общественно-политической деятельности, обза­вестись семьей и т. д. Затрудняет решение социальных проблем, в том чис­ле проблем социальной работы.

ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ- комплекс учреждений, транспортных средств, предназначенных для обслуживания потребителей; совокупность отраслей экономики, обслуживающих социальную (непроиз­водственную) сферу.

ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — ухудшение продуктивности выпол­няемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних лиц или наблюдателей, как реальных, так и вымышленных.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ представляет собой самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и пережи­ваний; знаний, умений, навыков; способов общения, мышления и деятель­ности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориен­тации и социальных установок.

ИННОВАЦИИ — это такие актуально значимые и системно самоорга­низующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия ини­циатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также развитие более широкого мультикультурного пространства образования.

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ— устойчивые сложившиеся историче­ские формы организации совместной деятельности людей. Общество пред­ставляет собой систему социальных институтов, в которой находит свое выражение совокупность всех существующих в обществе отношений. Ин­тересы социальные — вид интересов, формирующихся в социальной и бы­товой сферах, определяющих отношение личности к социуму, характер ее общественной активности.

ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ - это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направ­ленной на воспитание, развитие и подготовку детей и молодежи к самостоя­тельной жизнедеятельности, к их адаптации в изменяющемся социуме и их интеграции в общество.

КОРРЕКЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ - создание условий для при способления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально создан­ных для этого организациях.

КРИМИНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - определяется как противоправ­ный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственно­сти служит основанием для возбуждения уголовного дела и классифициру­ется по определенным статьям Уголовного кодекса.

КУЛЬТУРА— это сумма духовных достижений и памяти человечества; творческое самовыражение людей (результат и процесс творчества}; сово­купность общественных смыслов, знаков и символов; система норм и об­разцов поведения, бытующих в обществе; основа социального поведения, унаследованная от предыдущих поколений (язык, теоретические идеи, по­вседневно культурно организованные виды деятельности); способ жизни и жизнедеятельности, а также их контекст; совокупность материальных и ду­ховных ценностей; плотность опыта: достижения личности, приобщаемые ею и приобщающие ее к сумме общечеловеческих достижений.

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ЦЕЛОМ - пространство жизнедеятельности людей. Это — окружающее человека пространство, освоенное им и неосво­енное (но потенциально возможное), предметное и знаковое, ценностное Для него и нейтральное. Это — и макросреда, и непосредственное социокультурное поле общения, микросреда, где личность активно действует и реализует себя как субъект культуры и где, главное, он выбирает наиболее значимое как материал для самообразования и самостроительства.

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ - совокупность материально-технических, знаково-символических, информационных и психолого-педагогических условий, влияющих на культурное развитие и самораз­витие детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения пли учебного заведения.

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ -это совокупность разнообразных условий (материальных, символических, организационно-управленческих, психолого-педагогических, информаци­онных, коммуникативных, интерактивных, духовно-нравственных, ин­новаций, традиций, поддержки и саморазвития), созданных педагогами, влияющих на процесс культурного развития и саморазвития детей и взрос­лых в пространстве образовательного учреждения.

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ -это пространство (пространство — совокупность взаимосвязанных эле­ментов определенной системы (Е.Н. Богданов)) взаимодействия его субъ­ектов по созданию ценностных, базовых, функционально-образующих, предметно-практических компонентов, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры школьника, педагогической культуры учителей и родителей учащихся.

ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его социальные поступки, поведение среди людей.

МАРГИНАЛ — человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами (или культурами), утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни. Чаще всего это представители мигрантов, этнических меньшинств, сельские жители, перемещенные в города, не имеющие усло­вий для восприятия и усвоения городского образа жизни, его норм, цен­ностей, установок и т.д. М. — особый и трудный объект в деятельности со­циальных служб, социальных работников.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ — состояние групп людей или личностей, кото­рые поставлены общественным развитием на грань двух (или нескольких) культур, участвуют во взаимодействии этих культур, но не примыкают полностью ни к одной из них; состояние маргинала; нахождение в пограничном, промежуточном положении между какими-либо социальными группами.

МАРГИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ- лица, освобожден ные из мест заключения и не имеющие определенного места жительства; граждане, требующие общественного надзора по социальным факторам; молодежь, не включенная в трудовую деятельность, и т. п.

МАКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ - объекты, явления, отно­шения, обстоятельства, оказывающие влияние на жизнедеятельность боль­ших групп людей.

МЕЗОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ- условия и обстоятельства жизнедеятельности человека и социальной группы, к которой он принадле­жит, идеологические и духовно-нравственные отношения, моральные нор­мы и ценности, принятые в данном человеческом сообществе.

МЕНТАЛИТЕТ — глубинный духовный склад, совокупность коллек­тивных представлений па неосознанном уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях.

МЕНТАЛИТЕТ— особенности индивидуального и общественного со­знания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, обу­словленные социальной средой, национальными традициями ит. п.

МЕНТАЛЬНОСТЬ — система устоявшихся образов, представления и мировосприятие социальных групп, которые определяют общие черты отношений и поведения входящих в нее людей, применительно к феноменам их бытия.

МЕТОД ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ(АС. Макаренко) - воз действие на поведение, отношение к работе ребенка не только педагогом, но и привлечение ученического актива, членов коллектива к оказанию по­мощи однокласснику.

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ(В.М. Коротов, А.Ю. Гордин) – прямое или непосредственное назначение стимулов ускорять или тормозить определенные действия.

МИКРОСОЦИУМ— действующая на определенной территории общ­ность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различ­ные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитатель­ные организации, а также неформальные группы жителей.

МИКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ- материально-бытовые условия жизни человека, его ближайшее окружение.

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ (социальные перемещения) - из­менение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структу­ре, перемещение из одного социального слоя (группы, класса) в другой или в пределах одного и того же социального слоя.

Знание места клиента (клиентов) в социальной структуре в результате социальных перемещений позволяет социальным работникам оказывать своевременную и конкретную помощь своим подопечным.

МОТИВАЦИЯ— процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

НАПРАВЛЕННОСТЬ— тенденция в поведении человека, которая проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ— передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, затоженных в их генетическую программу.

НОНКОНФОРМИЗМ— инакомыслие, отказ личности от подчинения коллективу, стремление навязать ему свою волю.

НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало проти­воречить мнению большинства и поступать противоположным способом; бунтарство; 2) неприятие существующего порядка, господствующих обще­принятых мнений, критическое отношение к официальной идеологии и общественно-политическому строю.

НОРМА— некое идеальное образование, условное обозначение объек­тивной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризу­ющий реальную действительность, но не существующий в ней.

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — средства социальной регуляции поведе­ния индивида и групп, основанные на принятых в обществе представлени­ях о должном либо непозволительном.

ОБРАЗ ЖИЗНИ — социологическая категория, охватывающая сово­купность видов жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений.

ОБРАЗОВАНИЕ — система знаний, умений и навыков, приобретен­ных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различа­ют начальное, основное, среднее, высшее О., общее и специальное; по со­держанию — техническое, гуманитарное, естественнонаучное, социальное. О. социальное — одно из направлений профессионального образования, где готовятся кадры социальных работников.

ОБЩЕНИЕ— процесс межличностного взаимодействия людей, в ко тором происходит взаимообмен информацией, навыками, эмоциями, осно­ванный на отражении социальной действительности субъектами общения.

НОВОВВЕДЕНИЕ (ИННОВАЦИИ)- это процесс введения в систе­му внутришкольного управления новых постоянных элементов, изменений в определенный участок, среду, зону. Таким образом, нововведение можно рассматривать как процесс поиска (разработки), распространения, внедре­ния и реализации новшества. Нововведение является носителем новшества, средством его «доставки» в нужную точку обновляемой системы.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ- формирование долга, ответ­ственности, гуманности, справедливости, чести, благородства п отношении человека к другим людям, обществу.

ОБЩЕСТВО— совокупность сложившихся в стране социальных отно­шений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальные группы, а также государство.

ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность людей, которая ха­рактеризуется общими для данной группы условиями жизнедеятельности; принадлежностью к исторически сложившимся территориальным, куль­турным, религиозным, профессиональным образованиям, к тем или иным социальным организациям и институтам.

ОДАРЕННОСТЬ — значительное по сравнению с возрастными норма­ми опережение в умственном развитии специальных способностей (музы­кальных, художественных, литературных и т.д.) детей.

НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало проти­воречить мнению большинства и поступать противоположным способом; бунтарство; 2) неприятие существующего порядка, господствующих обще­принятых мнений, критическое отношение к официальной идеологии и общественно-политическому строю.

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — средства социальной регуляции поведе­ния индивида и групп, основанные на принятых в обществе представлени­ях о должном либо непозволительном.

ОБРАЗ ЖИЗНИ — социологическая категория, охватывающая сово­купность видов жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений.

ОБРАЗОВАНИЕ — система знаний, умений и навыков, приобретен­ных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различа­ют начальное, основное, среднее, высшее О., общее и специальное; по со­держанию — техническое, гуманитарное, естественнонаучное, социальное. О. социальное — одно из направлений профессионального образования, где готовятся кадры социальных работников.

ОБЩЕНИЕ— процесс межличностного взаимодействия людей, в ко тором происходит взаимообмен информацией, навыками, эмоциями, осно­ванный на отражении социальной действительности субъектами общения.

НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало проти­воречить мнению большинства и поступать противоположным способом; бунтарство; 2) неприятие существующего порядка, господствующих обще­принятых мнений, критическое отношение к официальной идеологии и общественно-политическому строю.

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — средства социальной регуляции поведе­ния индивида и групп, основанные на принятых в обществе представлени­ях о должном либо непозволительном.

ОБРАЗ ЖИЗНИ — социологическая категория, охватывающая сово­купность видов жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений.

ОБРАЗОВАНИЕ — система знаний, умений и навыков, приобретен­ных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различа­ют начальное, основное, среднее, высшее О., общее и специальное; по со­держанию — техническое, гуманитарное, естественнонаучное, социальное. О. социальное — одно из направлений профессионального образования, где готовятся кадры социальных работников.

ОБЩЕНИЕ— процесс межличностного взаимодействия людей, в ко тором происходит взаимообмен информацией, навыками, эмоциями, осно­ванный на отражении социальной действительности субъектами общения.

ОПЕКУН — лицо, которому вверена опека, законный представитель своего подопечного, совершающий от его имени бытовые сделки. О. может быть только гражданин, достигший 18 лет и добровольно взявший на себя функции опеки.

ОПТИМИЗМ — мироощущение, проникнутое жизнерадостностью, бодростью, верой в успех, уверенностью в будущем; склонность видеть во всем хорошие, светлые стороны. Противоположность О. — пессимизм.

ОПЫТ СОЦИАЛЬНЫЙ — совокупность накопленных знаний, навы­ков, умений, почерпнутых человеком, общностью, группой из реальной жизни, практической деятельности, процесса социального взаимодействия. Применительно к социальной работе можно говорить об отечественном и зарубежном опыте.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ - поведение, в котором устой­чиво проявляются отступления от общепринятых данным обществом по­веденческих норм.

ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА- неформальная, нерегламен-тированная структура социальной среды, где осуществляется общение и деятельность вне официальных институтов воспитания.

ОТСТАВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ - несвоевременное, с опозда­нием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, кото­рые предписываются обществом для каждого этапа социализации.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ - целенаправленная воспитательная деятель­ность, направленная на исправление предшествующего результата воспи­тания человека, воспитание у него качеств и свойств, компенсирующих не­достатки личности, изжитие социально вредных привычек, норм и правил поведения.

ПЕРСПЕКТИВА — метод педагогического стимулирования, который вызывает к жизни общественно полезную деятельность детей путем выдви­жения перед ними увлекательных, значимых целей. А. С. Макаренко раз­личает перспективы близкие, средние и дальние.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога, степени его пони­мания детей. Мастерство педагога определяется интуицией, развивающей­ся через опыт и индивидуальные особенности личности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА -совокупность нравственных, профессиональных позиций, основанных на гуманистических ценностях: принятие личности каждого ребенка, готов­ность к оказанию ему помощи в его саморазвитии; методов воспитания; личностно-профессиональных качеств, выработанных на основе опыта и индивидуальных особенностей личности, таких как эмпатия, уважение и любовь к детям, готовность к помощи и защите ребенка, специфических профессиональных умений педагога-воспитателя, содержание которой выражено в онтологическом, аксиологическом, методическом и личностно-творческом компонентах.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ - это относительно устойчивая группа людей, объединенная профессиональными, общественно значимы­ми целями деятельности, имеющая органы руководства.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА - процесс совместного с ребен­ком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое чело­веческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, в развитии индивиду­альности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА - элемент педагогической техноло­гии, состоящий из системы умений, обеспечивающих педагогу подготовку его организма как инструмента воздействия (вербальные и невербальные, социально-перцептивные, коммуникативные умения, управление эмоцио­нальным состоянием).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА- социально обусловленная целост­ность активно взаимодействующих участников педагогического процесса, духовных и материальных факторов, направленная на формирование лич­ности, способная к саморазвитию окружающей действительности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ - совокупность норм поведения учи­теля с учеником, их родителями, коллегами.

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО— одно из основных направлений социальной работы в целом; правовая форма защиты личности и имущественных прав и интересов граждан. П. устанавливается: а) над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет, оставшимися без родительского попечения; б) над совершеннолетними, которые по состоянию здоровья не могут самостоя­тельно осуществлять своп права и выполнять свои обязанности; в) над ли­цами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.

Среди разнообразных форм П. — функционирование системы домов-интернатов, соответствующих Центров помощи детям, оставшимся без по­печения родителей, устройство детей в приемную семью, и т. д.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ- основные, исхо­дные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются на практике содержание, формы и методы социального воспитания.

ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ — воспитание, обучение и социализация ребенка строятся на основе законов физического и психического развития личности,

ПРИЮТ— благотворительное учреждение, дающее образование и вос­питание сиротам и беспризорным детям, обеспечивающее проживание и уход престарелым, инвалидам и убогим.

ПРИНЦИПЫ — моральные устои человека, связанные с его воспита­нием и окружающей средой. Принцип — основа, руководящая идея.

ПРОБЛЕМА — вопрос, связанный с определёнными затруднениями, выносящимися на обсуждение большинством.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ(греч. «знание») — разновидность научного предвидения.

ПРОГНОЗ — вероятностный вариант будущего состояния школы. Смысл прогнозирования состоит в выявлении перспективных проблем, подлежащих решению в определении путей достижения заданных резуль­татов.

ПРОФИЛАКТИКА [греч. — предохранительный] — система государ­ственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезни.

РЕАБИЛИТАЦИЯ — 1) юридическое восстановление в правах. По российскому праву, Р. лица, которое привлекалось в качестве обвиняемо­го, или было признано виновным но приговору суда, или подвергалось ад­министративному взысканию, считается вынесение оправдательного при­говора при пересмотре дела, постановление (определение) о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления или за недоказанно­стью участия в совершении преступления, а также постановление о пре­кращении дела об административном правонарушении; 2) (мед.) комплекс медицинских, психологических, педагогических, технических, профессио­нальных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нару­шенных функции организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Медицинская, психологическая, педагогическая, техническая, профессио­нальная функция, вместе взятые, обеспечивают социальную Р. больного (по­страдавшего). Основные задачи Р. заключаются в том, чтобы сделать больного или инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие пред­посылки для вовлечения его в общественно-трудовую жизнь общества.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприя­тий, направленных на устранение или возможно более полную компенса­цию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

РИСК СОЦИАЛЬНЫЙ — учет и регулирование социальных факторов и последствий, которые нежелательны, социально неприемлемы, угрожа­ют жизни и здоровью людей.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - спосо­бы, направленные на достижение психического равновесия, снижения психо­логического напряжения, помощи в разрешении личностных проблем.

РАЗВИТИЕ — процесс закономерного развития личности в результате ее социализации.

РЕАБИЛИТАЦИЯ— помощь человеку ввиду болезни или социальных причин для восстановления личностных, социальных, правовых ресурсов.

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - 1) утрата человеком по каким-либо при­чинам социального опыта; 2) преодоление резких отклонений от нормы социального поведения у детей и молодежи. Объектом ресоциализаиии являются делинквентные дети и подростки, несовершеннолетние право­нарушители.

РЕФЕРЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ - особо значимый и ценный для друго­го человека, образец для подражания.

РЕФЛЕКСИЯ — процесс самопознания субъектом внутренних пси­хических актов и состояний; умение видеть себя глазами другого чело­века.

РОЛЬ — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

САМООЦЕНКА — способность адекватно оценивать свои действия и возможности.

САМОУПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ - система органов, регули­рующих действия учеников, включающая в себя лидеров среди сверстни­ков, пользующихся авторитетом как у школьников, так и педагогов.

САМОУПРАВЛЕНИЕ — система органов, регулирующих действия учеников, включающая в себя лидеров среди старшеклассников, пользую­щихся большим авторитетом как и у учеников, так и у учителей.

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ— одна из фундаментальных потребностей и способностей человека как сознательного, творчески деятельного родового существа; формы творческой самореализации человека.

СЕМЬЯ— это основанная на браке или кровном родстве малая груп­па, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответ­ственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой

СЕМЬЯ— социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обя­занностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Различают простые С. — с одной брачной парой и их никогда не состоявшими в браке детьми (или без детей). С, в которой дети живут с одним из родителей, называется неполной. Трех или более поколенные С, объединяющие родителей, их взрослых детей с мужьями, женами и детьми-внуками, называют сложными, расширенными. По числу детей выделяют бездетные, малодетные, многодетные, С. малообеспеченная — уровень до­ходов которой не превышает потребительского минимума. С. социального риска — разновидность С., которая не соответствует своему назначению и не выполняет в достаточной степени своих функций, подвержена воздей­ствию негативных социальных факторов, тесно взаимодействует с группа­ми социального риска.

СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛО­ЖЕНИИ — семья, имеющая детей, где родители или законные предста­вители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их вос­питанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

СИРОТСТВО — социальное понятие, которое показывает положение детей-сирот. Сирота — ребенок, находящийся временно или постоянно вне семейного окружения, а также ребенок, который в силу своих интересов не может оставаться в таком окружении, имеет право на защиту и помощь со стороны государства.

СИРОТСТВО — социальное явление, обусловленное наличием в обще­стве детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без по­печения родителей.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

СИСТЕМА — совокупность взаимодействующих элементов, со­ставляющих целостное образование, имеющее новые свойства по отноше­нию к ее элементам.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - методологическая ориентация для изу­чения и преобразования реальной действительности, а также для практики управления сложными системами.

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСВА - интегрирован ная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объек­тов, форм, методов и материальной базы социальной защиты детей.

СОТРУДНИЧЕСТВО — стремление человека к согласованной, сла­женной работе с людьми.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА - конкретное, непосредственно дан­ное каждому человеку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. В условиях социокуль­турной среды протекает процесс формирования личности, ее развитие и саморазвитие во взаимодействии (спонтанном и целенаправленном) с дру­гими людьми, природными, предметными факторами.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — развитие человека на протяжении всей его жиз­ни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспро­изводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ— процесс становления личности, усвоение инди­видом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общно­сти, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и соци­ального опыта (Л.В. Мардахаев).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — совокупность всех социальных процессов, благо­даря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ— развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с со­циальной средой.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ - процесс утраты человеком или несформированности у него социально значимых качеств, препятствую­щий успешному приспособлению к условиям социальной среды.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА — система принципов, правил, методов, за­конодательно установленных государством социальных гарантий, меропри­ятий и учреждений, обеспечивающих их существование по предоставлению минимально достаточных условий жизни, удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельности представителей различных социальных групп.

СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА — это правила, образец действия или мера допустимого поведения или деятельности людей или социальных групп, ко­торое официально установлено или сложилось на том или ином этапе раз­вития общества.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогического знания об отношениях человека и социума, о факторах, способах и методах социали­зации личности и ее адаптации в среде обитания, о выявлении, умножении и использовании педагогического потенциала социума (семьи, учрежде­ний, организаций, предприятий, ведомств, частных лиц) в целях развития личности и гармонизации отношений субъектов социальной среды

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогической науки, объ­ектом исследования которой является ребенок, а предметом изучения — за­кономерности социализации ребенка.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА — специфическая форма социальной дея­тельности, учебная дисциплина, формирующая отрасль научного знания.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА — это профессиональная деятельность, свя­занная с оказанием помощи индивидам, группам, общинам в целях улуч­шения или восстановления их способности к социальному функционирова­нию; созданием условий для достижения этих целей в социуме.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ - процесс восстановления основ­ных социальных функций личности, социальной группы, общественного института, их социальной роли как субъекта основных форм жизни обще­ства; восстановление, коррекция или компенсация нарушения физических, социальных, психологических функций, личного и социально-трудового статуса человека.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА — это широкая социальная действительность, общество, государство и непосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование.

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный процесс фор­мирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной со­циализации.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере; образование, в процессе ко­торого происходит обучение основным правилам жизнедеятельности чело­века в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и социальной организации .

СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — целенаправленный процесс и резуль­тат передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков у детей.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - это спе-циально организованный процесс познания, в котором происходит выра­ботка теоретических систематизированных знаний о сущности социальной педагогики, ее содержании методах и формах деятельности социального педагога.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА - оказание по мощи ребенку со стороны педагогов и общества в осуществлении процесса социальной адаптации и социальной интеграции с целью раскрытия инди­видуально заданных способностей и талантов в сочетании с пониманием и принятием потребностей и норм общества для участия в его дальнейшем активном преобразовании в деятельности субъекта. Сущность социально-педагогической поддержки заключается в обеспечении процесса сотворче­ства педагогов и воспитанников, позволяющего каждому из участников в процессе взаимодействия раскрыть свои возможности, развить свои спо­собности, тем самым успешно интегрироваться в общество.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ - совокупность различных форм ор­ганизации и регулирования общественных отношений, системы специаль­ных учреждений, норм, социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития социальных общно­стей или общества в целом (семья, государство, школа и т.д.)

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ — правовые моральные и поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляю­щие стабильность и единство общества.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ — специалист, имеющий среднее или выс­шее профессиональное образование по специальности «социальная педа­гогика», профессионально подготовленный для социально-педагогической деятельности.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ— работник социальной сферы, специа­лизирующийся на работе с детьми и родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростками и молодежными группами и объе­динениями. С.п. призван обеспечиватьсоциально-психологическую под­держку процесса социализации детей и молодежи, оказывать психолого-педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, выполнять роль посредника, связующего звена между детьми и взрослым населением, школой и семьей, личностью и государством, оказывать по­мощь подросткам в период их социального и профессионального станов­ления, защищать их права. Возможна следующая специализация С.п.: ор­ганизатор культурно-досуговой деятельности, организатор физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства и т. д.

СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК— человек, который в силу своих долж­ностных и профессиональных обязанностей оказывает все (или отдельные) виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой (слоем) возникших у них проблем.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ - технические сред­ства (радио, телевидение, печать и т.д.), с помощью которых осуществля­ется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральпых и правовых норм и т.д.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.

СТАТУС— положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

СТЕРЕОТИП— устойчивый образ какого — либо явления или чело­века.

СУБКУЛЬТУРА— совокупность норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных кон­кретным, относительно замкнутым сообществом; форма самоорганизации общения и культурной жизни в таком сообществе; совокупность людей в относительно замкнутом сообществе, схожих в понимании социокультур­ных норм и ценностей.

СУБКУЛЬТУРА— совокупность специфических социально- психоло­гических признаков (норм, ценностей, стереотипов поведения и т.д.), вли­яющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реаль­ных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от других представителей социума.

СУБКУЛЬТУРА ДЕТСКАЯ — культурное пространство детского сообще­ства, куда, как в данность, включен каждый ребенок. Она складывается как наследуемая каждым поколением детей совокупность языковых форм, смыс­лов, установок, способов общения, манеры поведения, характерных для дет­ских сообществ в той или иной конкретно-исторической ситуации.

СУБКУЛЬТУРА ПОДРОСТКОВАЯ, МОЛОДЕЖНАЯ - культур ное пространство и круг общения подростковых и молодежных сообществ, помогающих им адаптироваться в социуме и создавать свои, автономные формы культурной активности.

СУБКУЛЬТУРА УЧИТЕЛЬСКАЯ - включает специфически харак­терные только для учительской среды ценностные установки, формирую­щие способы профессиональной деятельности и общения и определяющие принципы бытования профессионального учительского сообщества в опре­деленных социокультурных условиях.

ТВОРЧЕСТВО— качество личности, направленное на развитие инте­ресов, способностей, индивидуальных особенностей личности. Творчество связано с новшеством, потребностью человека в открытии нового.

ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - принцип личностно-ориентироваиной педагогики; процесс взаимодействия детей между собой, детей и взрослых в достижении общей цели.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т.д.

ТОЛПА— контактная неорганизованная оощность, характеризующая­ся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действую­щая эмоционально и относительно единодушно.

ТРАДИЦИЯ— формы и установки жизни, идеи, ценности, нормы по­ведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение длитель­ного времени и передаваемые из поколения в поколение.

ТРАДИЦИЯ(лат. traditio— передача) характеризуется как разно­видность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Для традиции характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни как к культур­ному наследству прошлого; внимание не только к содержанию поведения, но и к его внешним проявлениям, к стилю, в результате чего внешняя фор­ма поведения становится особенно устойчивой.

ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ- сознательное или бессознательное со­противление воспитанника целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное педагогическими просчетами, проблемами психического и социаль­ного развития, особенностями характера и т.д., затрудняющими социальную адаптацию, усвоение социальных ролей и учебных программ.

УСТАНОВКА— готовность, предрасположенность субъекта к дей­ствию, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер про­текания деятельности по отношению к данному объекту.

УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ)- юридический акт, в силу ко­торого между усыновителем и усыновленным ребенком устанавливаются правоотношения, аналогичные существующим между кровными родителя­ми и детьми. Усыновленным может быть только несовершеннолетний. Со­блюдение интересов детей является одним из главных условий У.

ФАКТОРЫ РИСКА— обстоятельства, способствующие возникнове­нию и развитию заболеваний (например, недоедание, курение, наркома­ния, алкоголизм).

ФАКТОР— причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты.

ЦЕННОСТИ социального воспитания— коллективные представле­ния о положительной или отрицательной значимости для человека и обще­ства явлений, предметов реальной действительности, а также абстрактных идей.

ЦЕННОСТИ— материальные, духовные блага, имеющие особый ста-тус у человека или группы людей.

ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ- управление школьных ли­деров, активно принимающих участие в школьных делах, организующих работу по различным направлениям, координирующих деятельность класс­ных органов самоуправления.

ШКОЛЫ АКТИВА (школа управленческого мастерства) — организа­ция подготовки и переподготовки лидеров ученического самоуправления но вопросам, связанным с развитием лидерских качеств, коммуникативных, организаторских, аналитико-рефлексивных способностей, освоением зна­ний по направлениям работы актива.

ЭМПАТИЯ — сочувствие, постижение эмоционального состояния дру­гого человека, сопереживание.

ЭНТУЗИАЗМ — проявление активности и оптимизма в работе.

ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА — метод систематического и последовательно­го обмена мнениями и пополнения знаний, предполагающий участие двух сторон. Предметом этической беседы становятся нравственные, мораль­ные, этические проблемы. Цель этической беседы — углубление нравствен­ных понятий, обобщение знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

ЭТНИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ - свойственный данному народу склад мышления, представляет собой устойчивый изоморфизм, присущий культуре, который обычно не осознается и принимается в этой культуре как естественный.

ЭТНОС— исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно ста­бильными особенностями культуры, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), зафиксиро­ванном в самоназвании.

ЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - феномены, возникающие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общ­ностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах, выражающие отношение к ним. Побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также соответствующие организации как социально-полезной, так и преступной направленности.

Наши рекомендации