ДЕПРИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ -осознание личностью лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей.
ДЕПРИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — отсутствие, ограниченность условий для нормального развития ребенка.
ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ— нарушение процесса социализации, заключающегося в том, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды — дворовой компании сверстников, преступной группы и т.д.
ДЕТСКИЕ ДОМА — это воспитательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родительских прав и т.д.
Я - процесс изучения личности ребенка и коллектива с использованием различных методов исследования с целью определения проблем ребенка или группы, уровня воспитанности, обученности и других результатов и процессов деятельности педагогов.
ДИАГНОСТИКА— количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т.п. с помощью специально разработанных научных методов.
ДИСКУССИЯ — метод убеждения, призванный путем вовлечения воспитанников в обмен мнениями по общественно и личностно значимым проблемам, вызывающим в коллективе разногласия, порождающим различные точки зрения, обеспечить выработку, поддержку и развитие у учащихся верных в научном и моральном отношении представлений. Наряду с этим дискуссия предполагает также критику и преодоление ошибочных и неверных взглядов.
ДИСПУТ — одна из традиционных и широко практикуемых форм, где метод дискуссии находит наиболее полное свое выражение.
ДИССОЦИАЛЫЮЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленное формирование антисоциальных сознания и поведения у членов криминальных и тоталитарных организаций (сообществ).
ДРУГОДОМИНАНТНОСТЬ - ориентированность или направленность личности на другого.
ЖЕРТВА— человек, испытывающий на себе последствия негативного влияния внешнего характера (условий, ситуаций, посягателя и т.д.); выделяют такие типы жертв неблагоприятных условий социализации, как потенциальные и латентные.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - взаимосвязанная совокупность различных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребностей конкретных человека, коллектива, группы с учетом требований и потребностей бо лее широкой социальной среды и всего общества.
ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.
ЗАЩИТА ДЕТСТВА — охрана прав и свобод ребенка, охрана от плохого обращения или эксплуатации.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ— отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим.
ИНФАНТИЛИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ- отставание социального взросления молодежи от биологического. Свидетельствует о нарушении механизма социализированного включения молодого поколения в жизнь взрослых, которое предполагает принятие им на себя новых обязанностей и обязательств. И.с. заключается в нежелании определенной части молодежи, достигшей возраста, позволяющего выполнять социокультурные функции (считающиеся функциями взрослых), совершить качественный переход и приобщиться к трудовой и общественно-политической деятельности, обзавестись семьей и т. д. Затрудняет решение социальных проблем, в том числе проблем социальной работы.
ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ- комплекс учреждений, транспортных средств, предназначенных для обслуживания потребителей; совокупность отраслей экономики, обслуживающих социальную (непроизводственную) сферу.
ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних лиц или наблюдателей, как реальных, так и вымышленных.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ представляет собой самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений, навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок.
ИННОВАЦИИ — это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также развитие более широкого мультикультурного пространства образования.
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ— устойчивые сложившиеся исторические формы организации совместной деятельности людей. Общество представляет собой систему социальных институтов, в которой находит свое выражение совокупность всех существующих в обществе отношений. Интересы социальные — вид интересов, формирующихся в социальной и бытовой сферах, определяющих отношение личности к социуму, характер ее общественной активности.
ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ - это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на воспитание, развитие и подготовку детей и молодежи к самостоятельной жизнедеятельности, к их адаптации в изменяющемся социуме и их интеграции в общество.
КОРРЕКЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ - создание условий для при способления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях.
КРИМИНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и классифицируется по определенным статьям Уголовного кодекса.
КУЛЬТУРА— это сумма духовных достижений и памяти человечества; творческое самовыражение людей (результат и процесс творчества}; совокупность общественных смыслов, знаков и символов; система норм и образцов поведения, бытующих в обществе; основа социального поведения, унаследованная от предыдущих поколений (язык, теоретические идеи, повседневно культурно организованные виды деятельности); способ жизни и жизнедеятельности, а также их контекст; совокупность материальных и духовных ценностей; плотность опыта: достижения личности, приобщаемые ею и приобщающие ее к сумме общечеловеческих достижений.
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ЦЕЛОМ - пространство жизнедеятельности людей. Это — окружающее человека пространство, освоенное им и неосвоенное (но потенциально возможное), предметное и знаковое, ценностное Для него и нейтральное. Это — и макросреда, и непосредственное социокультурное поле общения, микросреда, где личность активно действует и реализует себя как субъект культуры и где, главное, он выбирает наиболее значимое как материал для самообразования и самостроительства.
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ - совокупность материально-технических, знаково-символических, информационных и психолого-педагогических условий, влияющих на культурное развитие и саморазвитие детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения пли учебного заведения.
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ -это совокупность разнообразных условий (материальных, символических, организационно-управленческих, психолого-педагогических, информационных, коммуникативных, интерактивных, духовно-нравственных, инноваций, традиций, поддержки и саморазвития), созданных педагогами, влияющих на процесс культурного развития и саморазвития детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения.
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ -это пространство (пространство — совокупность взаимосвязанных элементов определенной системы (Е.Н. Богданов)) взаимодействия его субъектов по созданию ценностных, базовых, функционально-образующих, предметно-практических компонентов, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры школьника, педагогической культуры учителей и родителей учащихся.
ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его социальные поступки, поведение среди людей.
МАРГИНАЛ — человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами (или культурами), утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни. Чаще всего это представители мигрантов, этнических меньшинств, сельские жители, перемещенные в города, не имеющие условий для восприятия и усвоения городского образа жизни, его норм, ценностей, установок и т.д. М. — особый и трудный объект в деятельности социальных служб, социальных работников.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ — состояние групп людей или личностей, которые поставлены общественным развитием на грань двух (или нескольких) культур, участвуют во взаимодействии этих культур, но не примыкают полностью ни к одной из них; состояние маргинала; нахождение в пограничном, промежуточном положении между какими-либо социальными группами.
МАРГИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ- лица, освобожден ные из мест заключения и не имеющие определенного места жительства; граждане, требующие общественного надзора по социальным факторам; молодежь, не включенная в трудовую деятельность, и т. п.
МАКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ - объекты, явления, отношения, обстоятельства, оказывающие влияние на жизнедеятельность больших групп людей.
МЕЗОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ- условия и обстоятельства жизнедеятельности человека и социальной группы, к которой он принадлежит, идеологические и духовно-нравственные отношения, моральные нормы и ценности, принятые в данном человеческом сообществе.
МЕНТАЛИТЕТ — глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений па неосознанном уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях.
МЕНТАЛИТЕТ— особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями ит. п.
МЕНТАЛЬНОСТЬ — система устоявшихся образов, представления и мировосприятие социальных групп, которые определяют общие черты отношений и поведения входящих в нее людей, применительно к феноменам их бытия.
МЕТОД ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ(АС. Макаренко) - воз действие на поведение, отношение к работе ребенка не только педагогом, но и привлечение ученического актива, членов коллектива к оказанию помощи однокласснику.
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ(В.М. Коротов, А.Ю. Гордин) – прямое или непосредственное назначение стимулов ускорять или тормозить определенные действия.
МИКРОСОЦИУМ— действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также неформальные группы жителей.
МИКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ- материально-бытовые условия жизни человека, его ближайшее окружение.
МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ (социальные перемещения) - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (группы, класса) в другой или в пределах одного и того же социального слоя.
Знание места клиента (клиентов) в социальной структуре в результате социальных перемещений позволяет социальным работникам оказывать своевременную и конкретную помощь своим подопечным.
МОТИВАЦИЯ— процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
НАПРАВЛЕННОСТЬ— тенденция в поведении человека, которая проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах.
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ— передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, затоженных в их генетическую программу.
НОНКОНФОРМИЗМ— инакомыслие, отказ личности от подчинения коллективу, стремление навязать ему свою волю.
НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало противоречить мнению большинства и поступать противоположным способом; бунтарство; 2) неприятие существующего порядка, господствующих общепринятых мнений, критическое отношение к официальной идеологии и общественно-политическому строю.
НОРМА— некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.
НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — средства социальной регуляции поведения индивида и групп, основанные на принятых в обществе представлениях о должном либо непозволительном.
ОБРАЗ ЖИЗНИ — социологическая категория, охватывающая совокупность видов жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений.
ОБРАЗОВАНИЕ — система знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают начальное, основное, среднее, высшее О., общее и специальное; по содержанию — техническое, гуманитарное, естественнонаучное, социальное. О. социальное — одно из направлений профессионального образования, где готовятся кадры социальных работников.
ОБЩЕНИЕ— процесс межличностного взаимодействия людей, в ко тором происходит взаимообмен информацией, навыками, эмоциями, основанный на отражении социальной действительности субъектами общения.
НОВОВВЕДЕНИЕ (ИННОВАЦИИ)- это процесс введения в систему внутришкольного управления новых постоянных элементов, изменений в определенный участок, среду, зону. Таким образом, нововведение можно рассматривать как процесс поиска (разработки), распространения, внедрения и реализации новшества. Нововведение является носителем новшества, средством его «доставки» в нужную точку обновляемой системы.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ- формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства п отношении человека к другим людям, обществу.
ОБЩЕСТВО— совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальные группы, а также государство.
ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность людей, которая характеризуется общими для данной группы условиями жизнедеятельности; принадлежностью к исторически сложившимся территориальным, культурным, религиозным, профессиональным образованиям, к тем или иным социальным организациям и институтам.
ОДАРЕННОСТЬ — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии специальных способностей (музыкальных, художественных, литературных и т.д.) детей.
НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало противоречить мнению большинства и поступать противоположным способом; бунтарство; 2) неприятие существующего порядка, господствующих общепринятых мнений, критическое отношение к официальной идеологии и общественно-политическому строю.
НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — средства социальной регуляции поведения индивида и групп, основанные на принятых в обществе представлениях о должном либо непозволительном.
ОБРАЗ ЖИЗНИ — социологическая категория, охватывающая совокупность видов жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений.
ОБРАЗОВАНИЕ — система знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают начальное, основное, среднее, высшее О., общее и специальное; по содержанию — техническое, гуманитарное, естественнонаучное, социальное. О. социальное — одно из направлений профессионального образования, где готовятся кадры социальных работников.
ОБЩЕНИЕ— процесс межличностного взаимодействия людей, в ко тором происходит взаимообмен информацией, навыками, эмоциями, основанный на отражении социальной действительности субъектами общения.
НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало противоречить мнению большинства и поступать противоположным способом; бунтарство; 2) неприятие существующего порядка, господствующих общепринятых мнений, критическое отношение к официальной идеологии и общественно-политическому строю.
НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — средства социальной регуляции поведения индивида и групп, основанные на принятых в обществе представлениях о должном либо непозволительном.
ОБРАЗ ЖИЗНИ — социологическая категория, охватывающая совокупность видов жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений.
ОБРАЗОВАНИЕ — система знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают начальное, основное, среднее, высшее О., общее и специальное; по содержанию — техническое, гуманитарное, естественнонаучное, социальное. О. социальное — одно из направлений профессионального образования, где готовятся кадры социальных работников.
ОБЩЕНИЕ— процесс межличностного взаимодействия людей, в ко тором происходит взаимообмен информацией, навыками, эмоциями, основанный на отражении социальной действительности субъектами общения.
ОПЕКУН — лицо, которому вверена опека, законный представитель своего подопечного, совершающий от его имени бытовые сделки. О. может быть только гражданин, достигший 18 лет и добровольно взявший на себя функции опеки.
ОПТИМИЗМ — мироощущение, проникнутое жизнерадостностью, бодростью, верой в успех, уверенностью в будущем; склонность видеть во всем хорошие, светлые стороны. Противоположность О. — пессимизм.
ОПЫТ СОЦИАЛЬНЫЙ — совокупность накопленных знаний, навыков, умений, почерпнутых человеком, общностью, группой из реальной жизни, практической деятельности, процесса социального взаимодействия. Применительно к социальной работе можно говорить об отечественном и зарубежном опыте.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ - поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данным обществом поведенческих норм.
ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА- неформальная, нерегламен-тированная структура социальной среды, где осуществляется общение и деятельность вне официальных институтов воспитания.
ОТСТАВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ - несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации.
ПЕРЕВОСПИТАНИЕ - целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, воспитание у него качеств и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие социально вредных привычек, норм и правил поведения.
ПЕРСПЕКТИВА — метод педагогического стимулирования, который вызывает к жизни общественно полезную деятельность детей путем выдвижения перед ними увлекательных, значимых целей. А. С. Макаренко различает перспективы близкие, средние и дальние.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога, степени его понимания детей. Мастерство педагога определяется интуицией, развивающейся через опыт и индивидуальные особенности личности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА -совокупность нравственных, профессиональных позиций, основанных на гуманистических ценностях: принятие личности каждого ребенка, готовность к оказанию ему помощи в его саморазвитии; методов воспитания; личностно-профессиональных качеств, выработанных на основе опыта и индивидуальных особенностей личности, таких как эмпатия, уважение и любовь к детям, готовность к помощи и защите ребенка, специфических профессиональных умений педагога-воспитателя, содержание которой выражено в онтологическом, аксиологическом, методическом и личностно-творческом компонентах.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ - это относительно устойчивая группа людей, объединенная профессиональными, общественно значимыми целями деятельности, имеющая органы руководства.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА - процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, в развитии индивидуальности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА - элемент педагогической технологии, состоящий из системы умений, обеспечивающих педагогу подготовку его организма как инструмента воздействия (вербальные и невербальные, социально-перцептивные, коммуникативные умения, управление эмоциональным состоянием).
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА- социально обусловленная целостность активно взаимодействующих участников педагогического процесса, духовных и материальных факторов, направленная на формирование личности, способная к саморазвитию окружающей действительности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ - совокупность норм поведения учителя с учеником, их родителями, коллегами.
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО— одно из основных направлений социальной работы в целом; правовая форма защиты личности и имущественных прав и интересов граждан. П. устанавливается: а) над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет, оставшимися без родительского попечения; б) над совершеннолетними, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять своп права и выполнять свои обязанности; в) над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.
Среди разнообразных форм П. — функционирование системы домов-интернатов, соответствующих Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, устройство детей в приемную семью, и т. д.
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ- основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются на практике содержание, формы и методы социального воспитания.
ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ — воспитание, обучение и социализация ребенка строятся на основе законов физического и психического развития личности,
ПРИЮТ— благотворительное учреждение, дающее образование и воспитание сиротам и беспризорным детям, обеспечивающее проживание и уход престарелым, инвалидам и убогим.
ПРИНЦИПЫ — моральные устои человека, связанные с его воспитанием и окружающей средой. Принцип — основа, руководящая идея.
ПРОБЛЕМА — вопрос, связанный с определёнными затруднениями, выносящимися на обсуждение большинством.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ(греч. «знание») — разновидность научного предвидения.
ПРОГНОЗ — вероятностный вариант будущего состояния школы. Смысл прогнозирования состоит в выявлении перспективных проблем, подлежащих решению в определении путей достижения заданных результатов.
ПРОФИЛАКТИКА [греч. — предохранительный] — система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезни.
РЕАБИЛИТАЦИЯ — 1) юридическое восстановление в правах. По российскому праву, Р. лица, которое привлекалось в качестве обвиняемого, или было признано виновным но приговору суда, или подвергалось административному взысканию, считается вынесение оправдательного приговора при пересмотре дела, постановление (определение) о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления или за недоказанностью участия в совершении преступления, а также постановление о прекращении дела об административном правонарушении; 2) (мед.) комплекс медицинских, психологических, педагогических, технических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функции организма и трудоспособности больных и инвалидов.
Медицинская, психологическая, педагогическая, техническая, профессиональная функция, вместе взятые, обеспечивают социальную Р. больного (пострадавшего). Основные задачи Р. заключаются в том, чтобы сделать больного или инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественно-трудовую жизнь общества.
РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
РИСК СОЦИАЛЬНЫЙ — учет и регулирование социальных факторов и последствий, которые нежелательны, социально неприемлемы, угрожают жизни и здоровью людей.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - способы, направленные на достижение психического равновесия, снижения психологического напряжения, помощи в разрешении личностных проблем.
РАЗВИТИЕ — процесс закономерного развития личности в результате ее социализации.
РЕАБИЛИТАЦИЯ— помощь человеку ввиду болезни или социальных причин для восстановления личностных, социальных, правовых ресурсов.
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - 1) утрата человеком по каким-либо причинам социального опыта; 2) преодоление резких отклонений от нормы социального поведения у детей и молодежи. Объектом ресоциализаиии являются делинквентные дети и подростки, несовершеннолетние правонарушители.
РЕФЕРЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ - особо значимый и ценный для другого человека, образец для подражания.
РЕФЛЕКСИЯ — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; умение видеть себя глазами другого человека.
РОЛЬ — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
САМООЦЕНКА — способность адекватно оценивать свои действия и возможности.
САМОУПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ - система органов, регулирующих действия учеников, включающая в себя лидеров среди сверстников, пользующихся авторитетом как у школьников, так и педагогов.
САМОУПРАВЛЕНИЕ — система органов, регулирующих действия учеников, включающая в себя лидеров среди старшеклассников, пользующихся большим авторитетом как и у учеников, так и у учителей.
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ— одна из фундаментальных потребностей и способностей человека как сознательного, творчески деятельного родового существа; формы творческой самореализации человека.
СЕМЬЯ— это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой
СЕМЬЯ— социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Различают простые С. — с одной брачной парой и их никогда не состоявшими в браке детьми (или без детей). С, в которой дети живут с одним из родителей, называется неполной. Трех или более поколенные С, объединяющие родителей, их взрослых детей с мужьями, женами и детьми-внуками, называют сложными, расширенными. По числу детей выделяют бездетные, малодетные, многодетные, С. малообеспеченная — уровень доходов которой не превышает потребительского минимума. С. социального риска — разновидность С., которая не соответствует своему назначению и не выполняет в достаточной степени своих функций, подвержена воздействию негативных социальных факторов, тесно взаимодействует с группами социального риска.
СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ — семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
СИРОТСТВО — социальное понятие, которое показывает положение детей-сирот. Сирота — ребенок, находящийся временно или постоянно вне семейного окружения, а также ребенок, который в силу своих интересов не может оставаться в таком окружении, имеет право на защиту и помощь со стороны государства.
СИРОТСТВО — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей.
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.
СИСТЕМА — совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства по отношению к ее элементам.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - методологическая ориентация для изучения и преобразования реальной действительности, а также для практики управления сложными системами.
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСВА - интегрирован ная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы социальной защиты детей.
СОТРУДНИЧЕСТВО — стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА - конкретное, непосредственно данное каждому человеку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. В условиях социокультурной среды протекает процесс формирования личности, ее развитие и саморазвитие во взаимодействии (спонтанном и целенаправленном) с другими людьми, природными, предметными факторами.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ— процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта (Л.В. Мардахаев).
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ— развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой.
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ - процесс утраты человеком или несформированности у него социально значимых качеств, препятствующий успешному приспособлению к условиям социальной среды.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА — система принципов, правил, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих их существование по предоставлению минимально достаточных условий жизни, удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельности представителей различных социальных групп.
СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА — это правила, образец действия или мера допустимого поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогического знания об отношениях человека и социума, о факторах, способах и методах социализации личности и ее адаптации в среде обитания, о выявлении, умножении и использовании педагогического потенциала социума (семьи, учреждений, организаций, предприятий, ведомств, частных лиц) в целях развития личности и гармонизации отношений субъектов социальной среды
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогической науки, объектом исследования которой является ребенок, а предметом изучения — закономерности социализации ребенка.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА — специфическая форма социальной деятельности, учебная дисциплина, формирующая отрасль научного знания.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА — это профессиональная деятельность, связанная с оказанием помощи индивидам, группам, общинам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; созданием условий для достижения этих целей в социуме.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ - процесс восстановления основных социальных функций личности, социальной группы, общественного института, их социальной роли как субъекта основных форм жизни общества; восстановление, коррекция или компенсация нарушения физических, социальных, психологических функций, личного и социально-трудового статуса человека.
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА — это широкая социальная действительность, общество, государство и непосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование.
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере; образование, в процессе которого происходит обучение основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и социальной организации .
СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — целенаправленный процесс и результат передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков у детей.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - это спе-циально организованный процесс познания, в котором происходит выработка теоретических систематизированных знаний о сущности социальной педагогики, ее содержании методах и формах деятельности социального педагога.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА - оказание по мощи ребенку со стороны педагогов и общества в осуществлении процесса социальной адаптации и социальной интеграции с целью раскрытия индивидуально заданных способностей и талантов в сочетании с пониманием и принятием потребностей и норм общества для участия в его дальнейшем активном преобразовании в деятельности субъекта. Сущность социально-педагогической поддержки заключается в обеспечении процесса сотворчества педагогов и воспитанников, позволяющего каждому из участников в процессе взаимодействия раскрыть свои возможности, развить свои способности, тем самым успешно интегрироваться в общество.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ - совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, системы специальных учреждений, норм, социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития социальных общностей или общества в целом (семья, государство, школа и т.д.)
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ — правовые моральные и поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ — специалист, имеющий среднее или высшее профессиональное образование по специальности «социальная педагогика», профессионально подготовленный для социально-педагогической деятельности.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ— работник социальной сферы, специализирующийся на работе с детьми и родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростками и молодежными группами и объединениями. С.п. призван обеспечиватьсоциально-психологическую поддержку процесса социализации детей и молодежи, оказывать психолого-педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, выполнять роль посредника, связующего звена между детьми и взрослым населением, школой и семьей, личностью и государством, оказывать помощь подросткам в период их социального и профессионального становления, защищать их права. Возможна следующая специализация С.п.: организатор культурно-досуговой деятельности, организатор физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства и т. д.
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК— человек, который в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывает все (или отдельные) виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой (слоем) возникших у них проблем.
СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ - технические средства (радио, телевидение, печать и т.д.), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральпых и правовых норм и т.д.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.
СТАТУС— положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
СТЕРЕОТИП— устойчивый образ какого — либо явления или человека.
СУБКУЛЬТУРА— совокупность норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым сообществом; форма самоорганизации общения и культурной жизни в таком сообществе; совокупность людей в относительно замкнутом сообществе, схожих в понимании социокультурных норм и ценностей.
СУБКУЛЬТУРА— совокупность специфических социально- психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов поведения и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от других представителей социума.
СУБКУЛЬТУРА ДЕТСКАЯ — культурное пространство детского сообщества, куда, как в данность, включен каждый ребенок. Она складывается как наследуемая каждым поколением детей совокупность языковых форм, смыслов, установок, способов общения, манеры поведения, характерных для детских сообществ в той или иной конкретно-исторической ситуации.
СУБКУЛЬТУРА ПОДРОСТКОВАЯ, МОЛОДЕЖНАЯ - культур ное пространство и круг общения подростковых и молодежных сообществ, помогающих им адаптироваться в социуме и создавать свои, автономные формы культурной активности.
СУБКУЛЬТУРА УЧИТЕЛЬСКАЯ - включает специфически характерные только для учительской среды ценностные установки, формирующие способы профессиональной деятельности и общения и определяющие принципы бытования профессионального учительского сообщества в определенных социокультурных условиях.
ТВОРЧЕСТВО— качество личности, направленное на развитие интересов, способностей, индивидуальных особенностей личности. Творчество связано с новшеством, потребностью человека в открытии нового.
ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - принцип личностно-ориентироваиной педагогики; процесс взаимодействия детей между собой, детей и взрослых в достижении общей цели.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т.д.
ТОЛПА— контактная неорганизованная оощность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно.
ТРАДИЦИЯ— формы и установки жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение длительного времени и передаваемые из поколения в поколение.
ТРАДИЦИЯ(лат. traditio— передача) характеризуется как разновидность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Для традиции характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследству прошлого; внимание не только к содержанию поведения, но и к его внешним проявлениям, к стилю, в результате чего внешняя форма поведения становится особенно устойчивой.
ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ- сознательное или бессознательное сопротивление воспитанника целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное педагогическими просчетами, проблемами психического и социального развития, особенностями характера и т.д., затрудняющими социальную адаптацию, усвоение социальных ролей и учебных программ.
УСТАНОВКА— готовность, предрасположенность субъекта к действию, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ)- юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным ребенком устанавливаются правоотношения, аналогичные существующим между кровными родителями и детьми. Усыновленным может быть только несовершеннолетний. Соблюдение интересов детей является одним из главных условий У.
ФАКТОРЫ РИСКА— обстоятельства, способствующие возникновению и развитию заболеваний (например, недоедание, курение, наркомания, алкоголизм).
ФАКТОР— причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты.
ЦЕННОСТИ социального воспитания— коллективные представления о положительной или отрицательной значимости для человека и общества явлений, предметов реальной действительности, а также абстрактных идей.
ЦЕННОСТИ— материальные, духовные блага, имеющие особый ста-тус у человека или группы людей.
ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ- управление школьных лидеров, активно принимающих участие в школьных делах, организующих работу по различным направлениям, координирующих деятельность классных органов самоуправления.
ШКОЛЫ АКТИВА (школа управленческого мастерства) — организация подготовки и переподготовки лидеров ученического самоуправления но вопросам, связанным с развитием лидерских качеств, коммуникативных, организаторских, аналитико-рефлексивных способностей, освоением знаний по направлениям работы актива.
ЭМПАТИЯ — сочувствие, постижение эмоционального состояния другого человека, сопереживание.
ЭНТУЗИАЗМ — проявление активности и оптимизма в работе.
ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА — метод систематического и последовательного обмена мнениями и пополнения знаний, предполагающий участие двух сторон. Предметом этической беседы становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы — углубление нравственных понятий, обобщение знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
ЭТНИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ - свойственный данному народу склад мышления, представляет собой устойчивый изоморфизм, присущий культуре, который обычно не осознается и принимается в этой культуре как естественный.
ЭТНОС— исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), зафиксированном в самоназвании.
ЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - феномены, возникающие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах, выражающие отношение к ним. Побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также соответствующие организации как социально-полезной, так и преступной направленности.