Предмет исследования в педагогике
Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики – ребенок, человек, личность.
Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Закономерностями детского организма и протекания физиологических процессов занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности и закономерности состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии – закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.
Педагогика объединяет и синтезирует в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах развития воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.
Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.
Конкретизируя данное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект – растущего, развивающегося человека – в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.
Предметом исследования педагогикиявляется целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.
Теории и научные подходы в педагогике не имеют взаимоисключающего характера; они, скорее, дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики.
Суть педагогического мышлениясостоит в том, что всеобщие принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.
Заключение
Центральная методологическая проблема психологии заключается в отсутствии единой научной парадигмы — общего основания психологических исследований. На данный момент среди ученых-психологов не достигнуто хотя бы относительное согласие в понимании предмета и метода психологического познания. Указанная тенденция наиболее ярко проявляется в длительной конфронтации между сторонниками естественнонаучной и гуманитарной парадигмы в психологии.
Критическое осмысление этой проблемы породило представление о методологическом кризисе психологической науки (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Согласно такому взгляду, характерной особенностью психологии выступает то обстоятельство, что на протяжении практически всей своей научной истории она переживает системный методологический кризис, вновь и вновь распадаясь на противоположные и конфронтирующие школы, исследовательские подходы, направления. Во второй половине XX века крупнейший отечественный психолог А.Н. Леонтьев писал в этой связи: «Вот уже почти столетие, как мировая психология развивается в условиях кризиса методологии. Расколовшись в свое время на гуманитарную и естественнонаучную, описательную и объяснительную, система психологических знаний дает все новые и новые трещины, в которых кажется исчезающим сам предмет психологии. Происходит его редукция, нередко прикрываемая необходимостью развивать междисциплинарные исследования... Парадокс состоит в том, что вопреки всем теоретическим трудностям во всем мире наблюдается чрезвычайное ускорение развития психологических исследований...». Впрочем, учитывая «молодой возраст» психологии (по сравнению с более «древними» дисциплинами), указанную особенность можно трактовать и в позитивном ключе, как интенсивный и плодотворный поиск собственной научной идентичности.
Список литературы
1. Загвязинский В.И. и др. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001.
2. Смирнов В.И. Общая педагогика. – М., 2000.
3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996.
4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 1998.
5. Сластенин М.Н. Методология и методика педагогических исследовании. – М., 1986.