Развитие игровых действий у детей второго года жизни
1 год—1 год 6 месяцев
Малыш находится в плену зрительных ориентиров, следствием чего является частая смена игрового материала. Внимание его еще неустойчиво, собственный набор игровых действий ограничен, игры носят кратковременный манипулятивный характер.
Дети часто с увлечением занимаются собственными «открытиями», которые взрослые расценивают как невинные шалости: втискивают в узкую прорезь геометрической коробки деревянный шарик, насаживают на стержень пирамидки резиновую игрушку и т. п. Но иногда приходится останавливать юного исследователя, который старательно выламывает дверцы или колеса машины.
Особое отношение у детей к куклам. Малышам младше 1 года 6 месяцев не следует давать в свободное пользование нарядных кукол с длинными волосами, подвижными глазами. Ребенок не успокоится, пока не стянет с куклы носки, туфли, платье, стремясь поскорее увидеть, что скрывается под одеждой. Затем он примется исследовать ее подвижные глаза, следом займется волосами. Все эти действия —не баловство, а плод исследовательских интересов ребенка. Зная об этом, детям до 1 года 6 месяцев нужно давать кукол с литыми волосами, в легких распашонках на липучках, которые можно без труда снять и одеть, с гнущимися руками и ногами, чтобы можно было посадить куклу на стул, уложить в кровать. Малышей в возрасте двух лет учат одевать кукле носки и тапочки, переодевать в свободные платья на кнопках, пуговицах, бережно обращаться с игрушкой, следить, чтобы она спала, закрыв глаза. Освоив эти умения, дети третьего года жизни получают кукол с подвижными глазами, в красивых нарядах.
Задача взрослого — пробудить интерес малышей в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев к игровым действиям с сюжетными игрушками, вникать в смысл сказанного, поддерживать разговор. С этой целью взрослый начинает устраивать кратковременные показы с куклой, демонстрируя отдельные, хорошо знакомые детям по личному опыту действия: кукла ходит («Ляля топ-топ!»), кукла пляшет («Оля ля-ля-ля!»). Ребенок заинтересованно следит за действиями взрослого и по его предложению начинает подражать ему и в действиях, и в речи (что особенно ценно).
Затем взрослый вводит второй предмет: ложку или легкое одеяльце. Предметные действия, усвоенные ребенком в быту (кормление, сон), он переводит в игровой план, в игру понарошку. Взрослый предлагает ребенку самому разобраться в происходящем, принять условность игровой ситуации. Взрослый помогает ему в этом: медленно «кормит» куклу ложкой, сопровождая действия четкими, легкими для подражания словами: «Ам! Кушает —ам!», качает куклу: «Баю-бай»
Развитие понимания речи и способность подражать (умение, появившееся ранее в предметных действиях) способствуют успешному развитию умения выполнять показанные взрослым игровые действия с сюжетной игрушкой. Внимательный наблюдатель становится прилежным учеником. Но метод пассивных движений он вскоре отвергает, так как действия ложкой (рисунок действия и образ действия) ему хорошо знаком. Ему нравится на равных со взрослым кормить или убаюкивать куклу.
Для того чтобы поддержать инициативность ребенка, обогатить его игру разнообразными игровыми действиями, взрослый создает специальные подсказывающие ситуации. В игровом помещении он раскладывает небольшие наборы игрушек (не более двух): на диванчик сажает куклу, рядом с ней кладет небольшое легкое одеяльце, на ковер ставит машину и рядом сажает мишку, у окна —собачку с миской. Ребенок в возрасте 1 года 2—3 месяцев много и охотно двигается. Увидев один из наборов, он останавливается и начинает играть, не отвлекаясь и не мешая остальным. Сама ситуация подсказывает характер игрового действия. Взрослый одобряет активность малыша.
Воспитатель знакомит детей с разными действиями. Малыши старательно подражают ему: кормят ту же куклу, что и взрослый, качают того же мишку и т. п. Им трудно перенести усвоенное действие с одной игрушки на другую. По сути это обобщение, сложное умственное двуплановое новообразование, которому следует учить детей: кормить и куклу, и мишку, и зайку (обобщение в предметах); покормить куклу, покачать ее, погулять с ней (обобщение в действиях).
Постепенно нужно вводить в игру новых персонажей, новые действия, новые слова, развивая детскую память, мышление, воображение. Так, ребенок учится сам выполнять с понравившейся игрушкой те или иные игровые действия, которые просты лишь внешне. В отличие от действия с предметом-игрушкой действие с сюжетной игрушкой нацелено на процесс его выполнения. Оно не предусматривает получение результата, который обычно служит сигналом окончания действия. Вследствие этого дети часто попадают в затруднительные ситуации, не зная, когда прекратить игру. Взрослый обязательно приходит на помощь.
Например: малыш молча кормит куклу, но часто отвлекается, прерывает свои действия, смотрит по сторонам. Ребенок затрудняется оценить, накормлена ли кукла. Ему помогает воспитатель: «Покормила дочку? Молодец! Спросил ее: „Поела?" Дочка благодарит тебя: „Спасибо! Вкусная каша!"»
В то же время ребенок может довольно долго выполнять какое-то действие (например, катать мишку в коляске). Ему не утомительны однообразные движения рукой. Такие действия можно отнести к процессуальным.
Дети с живым интересом воспринимают осуществляемый воспитателем перенос знакомых действий на игрушечных животных. И к куклам, и к животным они проявляют добрые чувства, симпатию. Вместе со взрослым малыши придумывают им имена, наделяют яркими чертами: мишка Федя — сладкоежка, зайка Степа всего боится, его надо оберегать, успокаивать, кукла Соня любит спать, а Катя — плясать. Этот метод позволяет обогащать игровые действия детей, которые начинают относиться к персонажам, как к малышам, за которыми нужен постоянный уход, интуитивно возлагая на себя роль взрослого.
Во время игры малыш говорит только за себя. Укладывая куклу спать, он может сказать: «Баю-бай, спи», при кормлении: «Ешь!» Взрослый помогает ему осознать собственные действия: «Ты, как мама!»
К 1 году 6 месяцам дети свободно выполняют перенос действия на разных персонажей (катают сначала мишку, затем зайца), демонстрируя обобщение в предметах. Обобщения в действиях зачастую лишены смысла, так как у малышей отсутствует представление об их логической последовательности.
Например: девочка надевает на зайца варежки и шапочку. Вдруг ее намерения изменяются и она укладывает одетого зайца спать.
Иногда ребенок увлекается каким-то действием и забывает обо всем. Например, малыш начинает готовить суп. Он мешает его, пробует, опять мешает, забывая, для чего он это делает.
Взрослый постепенно расширяет круг атрибутов игровых действий и мест их выполнения: кормление персонажей он организовывает за столом, расставив перед куклами тарелки, разложив ложки; сон — в кровати с подушкой и одеялом. Игровая мебель должна быть устойчивой и соответствовать росту детей (за столом должны помещаться и кукла, и малыш, на кровати — и ребенок, и мишка).
Демонстрируя игровые действия, взрослый комментирует их: «Каша горячая, надо подуть!», «А у тебя сладкая каша? Ты попробовала?» Ребенку нравится заинтересованность взрослого, он подражает и его действиям, и словам.
Набор игровых действий пока невелик и знаком малышу по собственному опыту (кормление, сон, прогулки), но каждое из них можно выполнять самостоятельно с понравившейся игрушкой, и это импонирует ребенку. Задача взрослого — наполнять содержанием каждое игровое действие (не нужно спешить развивать сюжет!).
Например: взрослый укладывает слоненка спать — снимает с него рубашку, вешает ее на стул, целует слоненка, убаюкивает, напевает колыбельную.
В следующий раз ребенок по предложению взрослого играет рядом (каждый купает свою дочку). Малыш вслед за взрослым подливает в ванночку теплую воду, трет куклу мочалкой, старательно вытирает ее и укладывает спать.
Если ребенок начинает играть сам, взрослый помогает ему советом, напоминанием, прямым указанием. Взрослый постепенно создает игровую ситуацию, интонацией подчеркивая каждое действие: «Погуляли? Молодцы! Теперь можно и поесть! Где тарелки с супом?» и т. п. Главное — искренне выражать свое доброе отношение к ребенку, заинтересованность его действиями, ободрять, поддерживать и обязательно хвалить: «Ты заботливая, как мама (бабушка)!»
Ребенок через свои ощущения пропускает любую ситуацию, что помогает ему понять происходящее понарошку (кормит куклу и сует пустую ложку себе в рот).
Но игру детей еще нельзя назвать сюжетной по нескольким причинам:
• малыши старательно выполняют только те разученные действия, которые хорошо знают и помнят;
• в игре имеют место манипуляции, схожие с процессуальностью: многократная повторяемость одного и того же действия без видимого интереса;
• в большинстве случаев отсутствует логическая последовательность в выполнении необходимых действий;
• наблюдаются разрозненные действия (девочка покормила собачку, отвлеклась, затем пошла с ней гулять, но вскоре переключилась на другую игрушку).
Ближе к I году 6 месяцам дети начинают довольно свободно ориентироваться в игровом пространстве, использовать в своих играх разнообразный материал. Теперь они уже по собственной инициативе для продолжения игры могут взять дополнительный материал, недостающий предмет, выполнить одно действие за другим.
Взрослый создает для этого необходимые условия: пополняет игровой материал, располагает его так, чтобы дети не отвлекались и в то же время могли воспользоваться им (часть материала нужно расположить возле стола (тазик для стирки, утюг), на открытых полках (сковорода, сито, половник). В случае затруднения взрослый подсказывает, напоминает детям последовательность действий («Сначала приготовь суп!»), создает игровую ситуацию («Смотри, твой зайка Степа уже проснулся! Покорми его!») и сам включается в игру. Воспитатель может выступать в роли ведущего или равноправного партнера по игре (субъект действия), а может стать и объектом действия, вызывая у детей всплеск эмоций.
Например: воспитатель говорит ребенку, который готовит кашу для куклы: «У тебя получилась такая вкусная каша! Я тоже хочу ее попробовать, можно? Покорми и меня!» Воспитатель открывает рот, чмокает, ахает, качает от удовольствия головой: «Как вкусно» и т.п.
Это удачный прием обогащения ребенка дополнительными знаниями о предметах, их свойствах, действиях, ощущениях объектов действия, воплощенных в простых словах. Те же самые побуждения можно произносить и от имени куклы (хотя детям больше нравится видеть взрослого в такой необычной роли). Малыш вовлекается в обсуждение происходящего (правда, еще только отдельными словами или предложениями, состоящими из 2—3 слов). Взрослый вопросами обогащает игру ребенка, побуждает его к речевой активности: «А ты не забыла положить в кашу сахар? Ты ее хорошо мешала? Каша не подгорела? А суп не горячий? Лучше подуй! Давай подождем, когда он немного остынет! А где у нас соль? Или ты уже солила?» и т.п.
Ребенок—не только старательный ученик. В возрасте 1 года 4 месяцев — 1 года 6 месяцев он начинает отмечать для себя что-то новое и не упускает момента, чтобы не внести это новое в свою игру. Сначала это единичные случаи, но не отметить их нельзя. Он начинает отражать в игре наиболее яркие для себя события из жизни окружающих, выполнять отдельные действия взрослого, пытается стать на его место, действовать, как он. Увидев взрослого, занятого уборкой, ребенок по собственной инициативе находит тряпочку и молча включается в работу: он может протереть сначала пол, а следом обеденный стол. Или берет газету, удобно располагается в кресле и с важным видом принимается «читать» ее, как папа. Ребенок очень доволен, когда взрослый от души хвалит его.
Как охарактеризовать эти действия малыша? По сути это тоже подражание реальным действиям, но подражание более высокого порядка, потому что взрослый не обучал ребенка этим действиям. Малыш освоил их самостоятельно. Он действует в рамках тех событий ближайшего реального окружения, которые способен сам понять, оценить и принять. Ребенок подсмотрел их в повседневной жизни, проявил инициативу и самостоятельность, перенес эти действия в собственную игру, обогатив ее, перенес не формально, а осознанно, понимая их суть, встраивая в собственные игровые действия. В педагогике такие игровые действия называют отобразительными. Появившись неожиданно, они начинают все ярче проявляться в игре ребенка. Так постепенно формируется отобразительная игра.
Отобразительный характер игровых действий свидетельствует о совершенствовании мыслительных процессов ребенка: внимания, памяти, представлений.
Для того чтобы поддерживать инициативу детей, развивать отобразительную игру, закреплять и обогащать ее, необходимо предоставлять малышам в свободное пользование дополнительные атрибуты: телефон, газеты, журналы, оправы очков (без стекол), тюбики от губной помады, флаконы из-под духов, баночки из-под крема. В группе необходимо оформить уголок ряжения, расположив в нем разноцветные косыночки, шарфики, юбки, сумочки, крупные бусы и др. Одежда должна быть на липучках, юбки —на резинке, чтобы ребенок не испытывал затруднений при ее надевании. Часть игровой комнаты нужно пополнить мебелью: поставить диван, кресло, торшер, телевизор, зеркало в полный рост ребенка. (Зеркало служит не только для рассматривания нарядов ряжения, но и для формирования образа Я.)
Систематические наблюдения за действиями людей в помещении и на улице, их поведением в разных ситуациях, беседы на эту тему дают детям богатый материал для разворачивания собственных игровых действий. Не следует забывать также о животных, вместе с детьми отмечать их голосовые реакции, характерные повадки, отображать их в игре: прыгать, как зайка, чирикать и летать, как птички.
Об уровне развития игровых действий детей в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев свидетельствуют следующие показатели:
• появление игровых действий;
• умение переносить 1—2 игровых действия на разных персонажей. Ведущий способ игровых действий в этом возрасте —подражание.
1 год 6 месяцев — 2 года
Развитие понимания и активной речи детей в этот возрастной период в сочетании с умением подражать и формирующимся умением отображать действительность составляет основу развития и совершенствования игровых действий. Задача взрослого — способствовать этому. С этой целью в свободное пользование детям предоставляется разнообразный игровой материал: кастрюльки, сковородки, дуршлаги, солонки, глубокие и мелкие тарелки, чашки с блюдцами, бокалы, чайники, сахарницы, конфетницы, вазы для фруктов. Подушка на кровати должна быть с наволочкой, одеяло —с пододеяльником, матрас — с простыней. Часть игрового материала выставляется так, чтобы побуждать ребенка к игре, а часть располагается рядом на открытых полках. Закрепляется место хранения игрового материала: в буфете — посуда, в шкафу —одежда для кукол.
Развитие активной речи способствует тому, что дети вступают в обсуждение игровой ситуации со взрослым, который широко использует вербальный метод, стараясь заменять прямые указания косвенными. Если раньше воспитатель говорил малышу: «Смотри, твоя дочка проснулась. Можно и покормить ее!»,—то теперь он обращается к ребенку: «А Таня хочет гулять?» Он устраивает показ во время игр детей, уточняет, напоминает продолжение действия: «После каши дети пьют молоко». Или: «Ты собираешься кормить Федю? Ты уже приготовил еду?» Ближе к двум годам нужно предоставлять детям свободу выбора действий: «Твой зайка любит морковку, капусту или огурец?»
С развитием у детей речи, произвольности их разрозненные действия начинают объединяться в «цепочки», но их последовательность определяется предметами, которые находятся в поле зрения малыша. Поэтому стол для кормления стоит поставить недалеко от кровати, рядом — шкаф с одеждой и т.д.
Взрослый обогащает игровой опыт малышей. В показах-инсценировках появляются новые сюжеты, в ходе которых дети учатся сочувствовать персонажу, приходить на помощь, выражать собственное отношение (порицать, останавливать, радоваться, восхищаться и т.п.). Эти действия они переносят в игру. Малыши под воздействием взрослого обогащают свой игровой опыт, осваивают разные способы одного и того же действия, например, кормят котенка из миски, а курочке насыпают на травку зернышки; куклу укладывают спать в кровать, а щенка — в будку и т. п. Одновременно обогащается речь детей. Они могут сказать, кто клюет, лакает, грызет, кто спит в кроватке, будке, гнездышке, норке. В совместных со взрослыми играх дети учатся общаться свободно, непринужденно. Малыши дружно обсуждают, что будут готовить, сколько воды нужно налить в кастрюлю, когда солить еду. Взрослый напоминает, как подавать суп на стол (разлить по тарелкам половником, чуть остудить, поставить на стол, где уже лежат ложки и салфетки, стоит тарелка с хлебом). Воспитатель как можно чаще обращается к собственному опыту ребенка: «Когда ты садишься за стол, что ты перед этим делаешь? Руки моешь! Пусть и твоя дочка тоже вымоет руки. Только учи ее правильно мыть руки!», «Учи пользоваться салфеткой!» и т.п.
Иногда взрослый недооценивает жизненный опыт ребенка, который не только учится играть, но и сам многое замечает в повседневной жизни и переносит это в свою игру. Взрослый спешит, делает акцент на сюжете («Покормил? А теперь иди гулять!»), в то время как нужно подробнее обыграть, обогатить содержанием то или иное действие. Иначе дети начинают действовать схематично, копировать действия взрослого. В результате снижается уровень самостоятельности, активности, инициативности малышей, развития их воображения.
Играя, ребенок начинает брать на себя роль заботливой мамы, бабушки (роль в действии).
Организуя подвижную игру, нужно знакомить детей с яркими образами, например, образом птички. Яркий образ вызывает у малышей положительные эмоции, теплые чувства. Дети с увлечением выполняют разнообразные движения, сравнительно легкие для подражания, показывают, как птички летают, весело и громко чирикают, клюют зернышки, разлетаются в разные стороны и возвращаются вновь. Главное, чтобы дети легко принимали игровую воображаемую ситуацию, осознанно выполняли действия, соответственно выбранному персонажу (ролевое поведение). Наблюдая за игрой детей, взрослый руководит словом, косвенно направляя их активность: «Какая веселая птичка Маша! Она громко и весело чирикает! А птичка Саша как клюет! Она вырастет большой!»
Но как бы весело ни играл ребенок, изображая тот или иной персонаж, в самый разгар веселья на вопрос «Ты кто?» он назовет свое имя («Костя!»). С удовольствием выступая в какой-либо роли (птички, котенка, щенка и др.), дети демонстрируют набор игровых действий, в которых сочетаются подражание и отображение. Их увлекает свобода действий, ролевое поведение, но не сама роль (роль в действии). Роль в данном случае — набор знакомых и увлекательных игровых действий.
Дети легко принимают условность ситуации и условность действий в ней, оперируют довольно солидным набором игровых предметов. Если раньше условность действий малыш воспринимал как забаву, как подражание взрослому, то теперь ему нравится и он старается сам максимально подробно разыгрывать действия в условном, воображаемом плане (он заглядывает в чашку, есть ли в ней молоко, при кормлении куклы предлагает ей пустую ложку, дует, пробует, как будто в ней есть каша).
В этом возрасте взрослый демонстрирует детям новое умение — умение замещать отсутствующий предмет другим, не похожим на него, предлагает предметы-заместители. Замещение не возникает само по себе. По мере принятия игровой воображаемой ситуации под воздействием взрослого ребенок все меньше ориентируется на внешний вид игрушки. Это результат напряженной внутренней работы малыша. Ребенок уже хорошо знаком с предметом, его свойствами, значением сформировал свое представление о нем и теперь в игровом действии начинает с помощью взрослого ориентироваться на представление, а не на реально существующий предмет. Он учится в игровом плане оперировать представлениями так, как оперирует с предметами в реальном мире. Это возможно лишь в ходе совместной со взрослым игры.
Например. Играя с малышами, воспитатель вдруг спрашивает: «Где же конфеты? Надо угостить гостей!», находит разноцветные маленькие шарики и облегченно произносит: «Да вот же где они! А я ищу, ищу!» Дети напряженно следят за развитием событий, легко разбираются в происходящем и начинают угощать гостей «конфетами». Очень скоро они и сами начинают демонстрировать действия замещения, например, предлагая кукле сосиски (палочки). Воспитатель подробно обговаривает качества предмета-заместителя, обращаясь к кукле: «Тебе понравились сосиски (палочки)? Они вкусные, сочные. Еще дать?»
Воспитатель побуждает ребенка к высказываниям, радуется его находкам по замещению предметов, но никак не навязывает свои действия, не настаивает на их использовании. Главное — не превращать игру в занятие, в натаскивание; нужно оставлять место для развития детского воображения, а затем и творчества. Если ребенок не понял смысл замещения, он не торопит его, ждет, когда малыш осмыслит новое понятие.
По мере освоения условной игровой ситуации ребенок все легче принимает условность предметов-заместителей, все больше ориентируется не на их внешний вид, а на свое представление о предметах: кубик — это мыло и хлеб, листик — блюдце и т.п. Малыш еще только учится переносить усвоенные им ранее или подмеченные у взрослых предметно-практические действия в воображаемую ситуацию, в форму представлений.
Например: малыш стоит у плиты, переворачивает на сковороде колечки-пирамидки— он жарит котлеты. На вопрос «Что это у тебя?» отвечает: «Колечки».
Для закрепления действия замещения следует предоставлять детям в свободное пользование предметы полифункционального назначения (то есть те, которые могут заменять разные предметы): палочки, кубики, колечки. К концу второго года жизни в качестве заместителей дети широко используют природный материал (варят суп, бросая в кастрюлю листики, травинки; ножом (палочкой) режут салат (траву), используют палочку, как шприц, градусник, ложку, расческу, мобильный телефон и др.).
Со временем дети начинают пользоваться условным действием без использования предмета, например, протягивают взрослому пустую ладошку: «На тебе конфету!»
Все эти приобретения дают толчок для развития детского воображения. Наличие воображаемой ситуации (по определению Л. С. Выготского) следует считать главным признаком игры.
Ребенок конца второго — начала третьего года жизни, играя, надевает юбку, бусы, повязывает косынку. Он может стать мамой или кошечкой, пойти в гости или спрятаться от дождя, увидев зонтик.
Для развития игры взрослый предлагает детям разные предметы (юбки, кофты, плащи, накидки на пуговицах, крючках, молниях и т. п.) и атрибуты (ушки зайчиков, веночки и т. п.). Ручная умелость малышей способствует поддержанию игровой активности, предметы подсказывают развитие игровых действий (зонтик, леечка, тазик и др.).
Дети начинают планировать свои действия: «Буду купать мишку!» — громко объявляет малыш. Но без помощи взрослого ему не обойтись. Взрослый напоминает, что нужна теплая вода, шампунь, мыло. Ребенок тут же находит тазик, кегли и кубик и начинает купать мишку.
Проигрывая те или иные действия, малыш к концу второго — началу третьего года жизни в воображаемом пространстве начинает проявлять творчество: наряжает куклу на праздник, подбирает ей под цвет платья бант, цветок.
Об уровне развития игровых действий детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет свидетельствуют следующие показатели:
• развертывание игровых действий с элементами подражания и отображения;
• умение в условных ситуациях выполнять условные действия с использованием предметов-заместителей;
• выполнение роли в действии.
Ведущий способ игрового действия в этом возрасте — сочетание подражания с отображением.
Развитие сюжетно-отобразительной игры детей третьего года жизни
В этот возрастной период разворачивается сюжетно-отобразитель-ная игра, в которой есть место и подражанию (чему учили), и отображению (что ребенок перенес в игру из окружающей жизни), и воображению. В ходе игры дети используют предметы-заместители.
Развитие речи, предварительный игровой опыт положительно сказываются на развитии игры детей.
Взрослый продолжает открывать ребенку увлекательный мир игры, постепенно вводит в ее канву элементы дидактики, действий с предметами-игрушками, что позволяет обогащать и продлевать игру. Например, собираясь в гости, большая и маленькая куклы отбирают для себя наряды и по размеру, и по цвету. В играх с щенком вдруг возникает необходимость в постройке для него будки непременно синего цвета.
Дети могут теперь длительно играть в воображаемом плане. Это огромный прорыв в развитии их мышления. У ребенка появляется четкий внутренний план, которому он будет целенаправленно следовать.
Например: «Сейчас погуляю со своей собачкой и построю ей машину!» — говорит ребенок. Рядом появляется еще один малыш. Дети берут пластилин, лепят машины и обсуждают дальнейшее развитие игры.
Разрозненные действия с помощью взрослого постепенно начинают выстраиваться в определенной последовательности, составляющей сюжет (ребенок сам отыскал необходимые предметы, сам приготовил кашу, накормил куклу и пошел с ней гулять). Налицо элементы планирования, разнообразные переходы от одного действия к другому, творческий подход к реализации собственного замысла.
В игре предметные действия постепенно отходят на второй план. Теперь они используются как дополнительный материал с целью развертывания игрового действия с сюжетными игрушками, усложнения сюжета (дети покатали зверушек в машине, а потом начали строить им большие и маленькие дома, ходить друг к другу в гости).
Руководство игрой теперь направлено на развертывание сюжета, знакомого детям по сказкам, жизненному опыту (встреча Нового года, поездка зверей в гости к бабушке-медведице с корзинами подарков: шоколадками (каштаны), конфетами (желуди), тортом (сложенные стопочкой листики).
В ходе показа или совместных игр воспитатель делает акцент на проявлении личностных качеств персонажей (радость, разделенная с друзьями, щедрость, умение прийти на помощь, выразить сочувствие и т.п.). Напоминая последовательность действий, взрослый опирается на личный опыт малышей, предлагает вспомнить, что и как нужно сделать, обращает внимание на игру товарищей. Косвенные вопросы к детям заменяются вопросами, побуждающими к размышлениям: «Может, зайка хочет гулять?» и проблемными ситуациями: «Проснулась Оля печальная. Может, она кушать захотела, а может, заболела?»
Усложняется оснащение игры. В помещении группы выделяются специальные игровые зоны: кухня, спальня, гостиная. В кухне ставят стол, большую плиту, буфет с набором чайного и столового сервизов. В гостиной —диван, кресло, зеркало, телевизор, телефон, торшер используются не только как атрибуты игры, но и как предметы для развития диалогической речи малышей. В шкаф кладут комплект постельного белья, пижамы, рубашки, шорты, брюки, кофты. Летом выкладывают косынки разной цветовой гаммы, панамки, кепки, зимой—варежки, шарфы, шапочки. На вешалки вешают демисезонное пальто, шубы. В уголок ряжения подбирают мужскую и женскую одежду на крючках, молниях, кнопках, пуговицах, завязках. На зеркальный столик кладут расческу, разнообразную «парфюмерию», ставят шкатулку с бусами, рядом располагают зонты, сумочки, корзиночки и портфели. Дети могут по своему усмотрению наряжаться папой, мамой, дедушкой, бабушкой или красивой тетей.
Только в самом конце третьего года жизни дети начинают осознавать свою принадлежность к тому или иному полу, а пока в игре они уточняют поведение взрослого, связанное с половой идентификацией и составленное на основе собственных наблюдений (папа, читающий на диване газету; мама, стирающая белье; тетя, собирающаяся в гости и т.д.).
Теперь в игре ребенок может обойтись без помощи взрослого. Малыш самостоятельно занимается выбранной игрушкой. Она побуждает его к игре, а он осваивает ролевое поведение.
По собственному замыслу ребенок долго и увлекательно играет с куклой, принимает на себя роль заботливой мамы, отражая реальные события из собственной жизни. Кукле он отводит роль малыша (по сути роль самого себя), ухаживает за дочкой (сыном). Играя, малыш копирует поведение мамы: поучает, принимая характерные позы (скрещивает на груди руки, упирает их в бока и др.), порой ворчит на ребенка. Действуя и говоря за взрослого, малыш оставляет дочку (сына) в бездействии (ему еще трудно посмотреть на себя со стороны). Себя он называет собственным именем: «Коля тебя искупает!» или, если подскажет взрослый, может сказать: «Папа тебя искупает!» Развернуть сюжет вокруг взятой на себя роли без взрослого ребенок пока еще не может.
Взрослый помогает малышу осознать воображаемую ситуацию, обогащает ее, наделяя кукол яркими чертами: у каждой свое имя, свои пристрастия, наклонности, черты характера. В играх-показах взрослый знакомит ребенка с ролевым поведением папы, бабушки, дедушки и др., а также самого малыша. В совместных играх взрослый берет на себя ту или иную роль, например, деда, который надевает очки, ремонтирует стул, советуется с ребенком, что еще отремонтировать, чем помочь маме или бабушке по дому и т. п. Или взрослый берет на себя роль радушной тетушки, которая ведет ребенка и куклу в кафе. В другой раз он вступает в игру в качестве второй дочки и говорит за двоих: «Мама, мы хотим танцевать, играй нам на пианино!» Подробно рассказывает о своих радостных ощущениях от танцев, говорит от имени куклы, тем самым обогащая представления ребенка. Он заводит разговор с играющим ребенком с целью развития его дальнейших действий: «Как ты красиво наряжаешь свою Танюшку! У нее день рождения? А что ты ей подаришь? А кого вы пригласите? А меня пригласите? Что вы приготовили?» и т. п. Так постепенно малыш учится осознавать ролевые позиции, а взрослый помогает ему в этом: «Ты заботливая мама!»
Приобретая игровой опыт, принимая воображаемую игровую позицию, у ребенка появляется устойчивая игровая мотивация. Теперь он может сам предварительно наметить замысел («Пойдем гулять в парк!»), отобрать необходимые атрибуты, воспользоваться предметами-заместителями (кегли — бутылочки с соком, колпачок — мороженое и т.п.), оценить результат («Все взяли? Пойдем!»).
Теперь задача взрослого — постепенно расширять круг знакомства детей с социальными ролями. Так, он одну за другой обыгрывает роль доктора, продавца, шофера, парикмахера, строителя. В игровом помещении появляются предметы, приближенные к реальным: стетоскоп для доктора, руль для шофера, весы для продавца, ножницы и расческа для парикмахера. В уголке ряжения воспитатель вешает белый халат, шапочку, в ящик стола кладет набор для парикмахера или сумочку для доктора, в которой есть все необходимое: градусник, вата, бинт, зеленка, йод. Но без помощи родителей воспитателю не обойтись. Они могут подробно рассказать ребенку о своей работе, сводить его к месту, где строится дом, рассказать о профессиях строителей (шофер, крановщик и др.), показать разные машины, обратить внимание на работу продавца, парикмахера и т. п. И воспитатель, и родители читают детям рассказы о ярких событиях из профессиональной деятельности взрослых. Родители после посещения поликлиники, магазина, почты и др. уточняют, что делают взрослые, какие предметы они используют в процессе работы. Понять профессиональные действия взрослых помогает игра в лото «Кому что нужно?», «Кто что делает?» и т. п.
Например, знакомя детей с профессией врача, воспитатель берет на себя роль доктора и лечит куклу-дочку: измеряет температуру, осматривает, выслушивает, заглядывает в рот, уши, смазывает рану йодом, бинтует, может вызвать «Скорую помощь» и т.д. Взрослый подробно рассказывает детям о профессиональных действиях доктора.
В следующий раз воспитатель расспрашивает маму (ребенка), чем заболел сын, что он пил, ел, как гулял, спал и т. п. Своей заинтересованностью он удерживает внимание ребенка, помогает ему осознать ролевое поведение.
По предложению взрослого роли могут меняться. Теперь взрослый и кукла — пациенты, а ребенок выполняет роль врача. Ребенок-«доктор» может растеряться и перейти к однообразным действиям. Тогда взрослый вопросами, подробными обсуждениями состояния дочки помогает ребенку развивать сюжетную канву, накапливать социальный опыт.
После посещения ребенком поликлиники для обогащения сюжетной игры можно побеседовать с ним на эту тему (с кем ходил в поликлинику, что там делал, с кем познакомился и т. п.). Детям нравится отвечать на такие вопросы, как: «Не боишься ли ты ходить к врачу? Слушал ли тебя доктор? Показывал ли ты язык?» и т. п. Взрослый может сам рассказать о том, чем он болел, как его лечили и т. п.
При знакомстве детей с профессией шофера можно попросить родителей накануне рассказать малышу о том, как нелегко водить машину, как много всего надо знать и т. п. В группе дети могут послушать увлекательный рассказ о шофере, рассмотреть соответствующую картину, принять участие в ее обсуждении.
Взрослый все время находится в центре игры. Если он чуть отвлекается, дети теряют интерес к игре и расходятся. Таким образом, дети младше 2 лет 6 месяцев пока еще не могут самостоятельно выполнять социальные роли. Им легче даются роли близких взрослых. Игровые действия детей ограничиваются подражаниями взрослому, их ролевое поведение неустойчиво.
Трудности развития ролевого поведения у детей младше 2 лет 6 месяцев объясняются несколькими объективными причинами: • отсутствием социального опыта;
• затруднениями, связанными с необходимостью в ходе игры выполнять действия и за себя, и за куклу-партнера;
• трудностями в общении (ребенок может говорить только за себя). Во второй половине третьего года жизни дети легко оперируют
предметами-игрушками, активно развивается их речь, воображение, творчество, наглядно-образное мышление. Ребенок по собственной инициативе вступает в разговор с окружащими, высказывает собственные суждения, оперирует понятиями.
Например, планируя игру, девочка обращается к кукле: «Сейчас сварю кашу, покормлю и пойдем играть». Подводит итоги собственных действий: «Взяли соску, бутылочку, теперь уходим гулять!»
Взрослый предлагает детям и другой вариант развития игры, в которой действуют партнеры-сверстники. Сначала дети выполняют одинаковые роли (оба ребенка кормят своих дочек), подражают действиям друг друга, перекидываются отдельными фразами. Затем они начинают договариваться о распределении ролей. Один ребенок готовит обед и кормит дочку, говорит и от своего лица, и от лица куклы, другой купает и укладывает дочку спать. Вскоре дети уже могут распределять роли между собой и одновременно выполнять разные действия. Например, ожидая прихода гостей, один ребенок готовит обед, другой наряжает дочку-куклу.
Игровые ситуации без игрушек даются детям труднее. Например, дети договариваются, что папа пойдет в магазин, а мама будет готовить обед, и на этом игра заканчивается.
Трудность перехода к сюжетно-ролевой игре обусловлена следующими обстоятельствами:
• разным уровнем развития игровых действий детей. Распределить роли им помогает взрослый.
Например: Алиса-мама прихорашивается перед зеркалом, берет сумку, листы бумаги (деньги), 2 шпателя (ключи) и уходит в магазин за покупками. Рома-папа берет портфель и топчется на месте. Взрослый спрашивает: «Куда ты собрался?» Рома отвечает: «На работу», — и уходит следом за Алисой в магазин.
• разным уровенем развития взаимоотношений.
Например: Лена обращается к Сереже, который сидит на стуле: «Давай, ты будешь царем, а я буду плясать». Сережа соглашается. Лена пляшет, напевая: «Ля-ляля!» Чуть погодя мальчик встает со стула, намереваясь уйти. «Царь, ты куда?» — удивляется девочка и слышит в ответ: «На работу!»
Сюжетно-ролевая игра (Н.Я. Михайленко) осуществляется на уровне управления, поскольку в ней происходит не только обмен действиями, но и построение определенных отношений, чем дети первых лет жизни еще не владеют.
Вслед за взрослым дети часто говорят, что пойдут на работу, но где она находится и чем они там будут заниматься, ответить затрудняются. Исключение составляют те малыши, в опыте которых есть игровые взаимоотношения со старшими детьми (в семье, во дворе и т. п.). Стойкие представления о профессии отмечаются у детей конца третьего — начала четвертого года жизни, которые длительное время вплотную соприкасаются со взрослым той или иной профессии.
Например. Папа Антона (3 года) работает таксистом. Ежедневно он привозит сына в детский сад и увозит домой на машине. Придя в группу, мальчик берет руль, садится на стул и начинает увлеченно играть. Он соглашается покатать на машине зверушек или детей. Он сигналит, резко крутит руль во все стороны, осматривает машину и сообщает: «Шина спустила» или «Кончился бензин» — и начинает имитировать необходимые действия (с помощью клюшки (насоса) накачивает шины, ведерком «наливает» бензин) и продолжает игру. На вопрос «Ты кто?» уверенно отвечает: «Шофер», — но затрудняется сказать, где он работает, хотя знает, что едет на работу.
Таким образом, умение детей развертывать сюжет игры, наличие внутреннего плана действий, развитие произвольности, воображения, начал творчества, а также первые проявления наглядно-образного мышления готовят малышей к переходу к следующему виду деятельности — к сюжетно-ролевой игре.
В ходе работы с детьми первых лет жизни педагоги часто допускают довольно распространенную ошибку: они учат детей играть по определенному сценарию, распределяя роли, разучивая игровые действия, в то время как игра — это свободные действия малышей по собственному усмотрению, попытки каждого самостоятельно воспроизвести сферу деятельности взрослых.
Например. Слушатели курсов повышения квалификации посетили дошкольное учреждение, в котором отмечались довольно высокие результаты работы с детьми третьего года жизни.
Первая подгруппа воспитателей отметила хорошую игру детей с игрушками, грамотное руководство взрослого. Дети играли в больницу. Мальчик громко объявил: «Я буду доктором!» — надел халат, шапочку и взял аптечку. Тут же рядом появилась медсестра в халате. У их столика сразу же выстроилась очередь: кто с крокодилом, кто с зайцем, кто с медведем и т. п. Доктор деловито осматривал больных, диктовал рецепты. Медсестра выписывала рецепты, звонила по телефону, вызывала «Скорую помощь».
Воспитатели были восхищены развернутой сюжетно-ролевой игрой детей третьего года жизни.
На следующее утро в ту же группу пришла вторая подгруппа педагогов. Руководитель группы внимательно следил за поведением отличившегося накануне мальчика и заметил, что воспитатель подошел к нему и тихо скомандовал начало действия. Сразу же развернулся сюжет по четкому сценарию: тот же доктор, та же медсестра, тот же ребенок держит крокодила и т.д. Педагоги увидели тщательно отрепетированную инсценировку. Воспитатель удивленно согласилась: «Да, мы готовились целый месяц, учились правильно играть».
Об уровне развития сюжетной игры детей третьего года жизни свидетельствуют следующие показатели:
• овладение сюжетно-отобразительной игрой;
• наличие ролевого поведения, воображения и творчества;
• наличие в игре элементов планирования, разнообразных переходов от одного действия к другому.
Ведущий способ игрового действия в этом возрасте — отображение с элементами подражания и широким привлечением предметов-заместителей.