Объяснение значения пословицы.

Логопед объясняет детям значение пословицы «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».

Составление пересказа текста с опорой на серию сюжетных картин.

Логопед.Сегодня на занятии мы с вами отправимся в осенний лес и будем учиться пересказывать текст о том, как белки в лесу запасы на зиму делают.

Работа в альбомах (альбом 2, С. 5). Логопед задает детям вопросы по прочитанному тексту, следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом. После этого дети составляют пересказ каждой части текста с опорой на картинки серии.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.

Занятие 20. «Что мы знаем о диких животных леса?»

Цель: Отгадывание и составление загадок и рассказов- сравнений о диких животных леса по опорным карточкам и картинному плану.

Задачи:

— активизировать словарь по теме «Дикие животные леса»; словарь антонимов;

— учить детей пониманию значений пословиц и поговорок;

— учить правильно образовывать имена существительные в форме творительного падежа единственного числа;

— учить детей составлять загадки и рассказы-сравнения диких животных с опорой на карточки и картинный план;

— развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.

Оборудование: картинки с изображениями диких животных; альбомы 2 (по количеству детей), мяч.

Ход занятия

I.Речевая разминка

Названия речевых игр и упражнений Содержание
«Скажи наоборот» Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Хищный волк. — Травоядный заяц.
«Кто с кем!» Игра с мячом.. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед составляет предложение о самке любого дикого животного леса и бросает мяч кому- то из детей. Ребенок повит мяч, изменяет предложение по образцу и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Образец: «В лесу живет медведица». «В лесу живет медведица с медвежонком».
«Четвертый лишний» Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три картинки с изображениями диких животных леса, одна — с изображением домашнего животного.)

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

II. Основная часть занятия

Повторение значений поговорок и пословиц.

Логопед повторяет вместе с детьми значения поговорок и пословиц: «И медведя плясать учат»; «Лиса семерых волков проведет», «Медведь всю зиму лапу сосет».

Отгадывание и составление загадок и рассказов- сравнений о диких животных леса по опорным карточкам и картинному плану.

Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться отгадывать и составлять загадки и рассказы-сравнения о диких животных леса по опорным карточкам и картинному плану.

Работа в альбомах (альбом 2, с. 4; с. 6 задание 11). Составление одного-двух рассказов.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.

Занятие 21. «Что такое зима?»

Цель: Составление рассказа о зиме по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.

Задачи:

— систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях в природе;

— уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь й словарь признаков по теме;

— учить детей пониманию значений поговорок;

— учить детей составлять сложные предложения и объединять их в описательный рассказ о зиме;

— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление детей;

— стимулировать мыслительную и речевую активность.

Оборудование: картинки с изображениями времен года (иллюстрации 60-63), примет зимы (по количеству детей), опорный картинный план 1 (иллюстрация 1), специальные и призовые фишки, мяч, магнитно- маркерная доска.

Ход занятия

I.Речевая разминка

Названия речевых игр и упражнений Содержание
«Что за чем, что перед чем!» Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое время года, например: «Зима, аза ней...» — и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «Весна, а за ней...» — и передает следующему ребенку. После того, как мяч вернулся к педагогу, он задает следующий вопрос: «Зима, а перед ней...» — и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается. Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.
«Четвертый лишний» Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. {Три картинки одного времени года, одна— другого.)

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

II. Основная часть занятия

Наши рекомендации