Глоссарий неврологических синдромов
Синдромы нейропсихологические – закономерные сочетания нарушений высших психических функций, возникающие в результате локальных поражений головного мозга.
Синдромы психопатологические - определенная совокупность отдельных симптомов нарушения психической деятельности.
Астенические состояния, астенический синдром.
Астенический синдром - состояние, которое характеризуется повышенной утомляемостью, истощаемостью активного внимания, расстройством восприятия и запоминания учебного материала; нарастающим ослаблением или утратой способности к длительному физическому и умственному напряжению. Для этого синдрома свойственны аффективная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, слезливость, эмоциональная возбудимость и следующая за нею чувство общего бессилия, а также болезненно-острое восприятие яркого света, запахов, звуков, прикосновения; частые головные боли, нарушения ритма сна в виде постоянной сонливости или упорной бессонницы, нарушения со стороны вегетативной нервной системы (повышенная потливость кожных покровов, сухость во рту, неустойчивость уровня артериального давления, сердечного ритма и др.); зависимость самочувствия и работоспособности от уровня атмосферного давления, жары, других климатических факторов. В тяжелых случаях этот синдром может достигать степени полной утраты работоспособности с явлениями адинамии, апатии и безволия, напоминающей депрессию и другие психические расстройства; иногда
воспоминаний либо представлений (образный ментизм). Как правило, это состояние развивается постепенно, исподволь, с нарастающей интенсивностью; иногда – остро после массивного психологического стресса.
Причины астенического синдрома многообразны: острые и хронические психические травмы; умственное переутомление в результате чрезмерных психических, в том числе – школьных нагрузок; инфекционные заболевания и болезни внутренних органов; острые и хронические интоксикации (отравления); органические заболевания мозга и черепно-мозговые травмы, их остаточные явления, и другие. Несмотря на неспецифический характер астенического синдрома, его особенности и динамика нередко отражают его происхождение. Кроме того, этот синдром в различных пропорциях может сочетаться с другими синдромами; например, астено-невротический, астено-депрессивный, астено-ипохондрический и др.
Цереброастенический синдром
У детей с этим синдромом регистрируется повышение внутричерепного давления, неврологические расстройства, нарушения функций вегетативной системы (обмена веществ), расстройства сна и т.д. Разбалансированность процессов на психическом уровне проявляется в перепадах и резкой смене настроения ребенка, неустойчивости эмоционального тонуса. В психической сфере этот синдром проявляется, прежде всего, в выраженной и избыточной переутомляемости, особенно при умственных нагрузках. Ребенок объективно может выдерживать умственное напряжение ограниченное время. Быстрое наступление переутомления ведет к истощению нервной системы, вследствие чего возникает неврологические и вегетативные нарушения.
«Резидуальная церебрастения» - астения, возникшая на почве остаточных явлений внутриутробных, перинатальных и ранних постнатальных поражений мозга, а также после перенесенных мозговых инфекций и черепно-мозговых травм. Такая астения рассматривается как одна из форм «психоорганического синдрома» на почве «энцефалопатии» (энцефалон – мозг, патос – болезнь). Особенности клинико-психологических проявлений синдрома церебрастении зависят от времени действия вредности на развивающийся мозг, локализации анатомо-морфологического поражения, природы повреждающего фактора, компенсаторных механизмов ЦНС, специфики окружающей микросоциальной среды, степени адекватности предъявляемых к ребенку школьных требований и многих других внешних и внутренних факторов.
При церебрастенических состояниях, обусловленных ранее перенесенными мозговыми инфекциями и травмами, как и при других астенических состояниях, основным является синдром раздражительной слабости, с одной стороны, - проявляющийся повышенной утомляемостью и истощаемостью психических процессов, с другой - обостренной раздражительностью в виде аффективных вспышек.
Для школьников с астеническими состояниями церебрально-органического происхождения характерен ряд особенностей, проявляющийся заметно выраженным и достаточно стойким уровнем низкой психической работоспособности (истощаемость внимания; слабость мыслительных операций, запоминания и воспроизведения учебного материала, преходящее забывание в нужный момент отдельных слов, вербальная амнезия), легко возникающей при любой интеллектуальной нагрузке, а также неустойчивостью общего психического тонуса на протяжении недели («светлые» и «пасмурные» дни) и даже в течении одного и того же дня.
При церебрастении посттравматического и постинфекционного происхождения более резко, чем при психогенных и соматогенных астениях, обнаруживает себя аффективная раздражительность, вспыльчивость, колебания настроения (плаксивость, капризность с оттенком недовольства и внутреннего напряжения), гиперестезия к звукам и другим внешним раздражителям, преходящие нарушения схемы тела, расстройства вегетативной регуляции, головные боли приступообразного характера, головокружения, тошнота, чувство дурноты при езде на транспорте. У одних детей церебрастения сочетается с непродуктивной суетливостью, легкой отвлекаемостью, слабостью активного внимания на фоне несколько повышенного настроения и недостаточной самооценкой поведения (сочетание с синдромом гиперактивности). У других детей, напротив, церебрастенические проявления отмечаются на фоне адинамии, вялости, пониженного настроения, плохой переключаемости с одного вида работы на другой.
При церебрастенических состояниях, связанных с ранними органическими поражениями головного мозга (пре-, пери- и ранние постнатальные повреждения до 3-х лет), как правило, имеют место признаки аномалии (дизонтогинеза) тех или иных высших психических функций в виде зрительной агнозии (трудности различения фигуры и фона на рисунках), нарушений тонких видов моторики и пространственной ориентировки, недоразвития фонематического слуха, недостаточность координации движений и др., что отражается на темпе освоения школьных навыков: чтения, письма, счетных операций.
Одной из важных особенностей динамики церебральной астении, о которой следует всегда помнить, является её зависимость от внешних и внутренних факторов со склонностью к декомпенсации (утяжелению). Причиной декомпенсации могут служить возрастные физиологические сдвиги, учебные перегрузки, психотравмирующие ситуации в семье и школе, сопутствующие соматические и инфекционные заболевания, повторные черепно-мозговые травмы, интоксикации (курение и др. токсические, вещества).
Дети с церебрастеническими состояниями нуждаются в комплексе мер помощи, предпринимаемой на основе выявленных факторов, влияющих на возникновение и дальнейшую динамику расстройств, присущих конкретному ученику: от врачебной диспансеризации с применением фармакологических средств, повышающих общий биологический тонус ребенка, сочетающихся с психолого-педагогическими мерами, мотивирующими ребёнка на достижение успеха, до использования нейропсихологических методов коррекции, определения предельных учебных нагрузок, оптимального режима труда и отдыха, оздоровления среды окружения, профориентации и мн.др. Известно, что возможности оказания адекватных мер помощи таким детям в городской и сельской школе неодинаковы. Поэтому роль компетентности педагога, способного оценить состояние ребенка с церебрастенией, особенно важна для выбора наиболее щадящего режима работы с ним.
Соматогенные астении - это астении, которые неразрывно связаны с остро или хронически протекающим заболеванием, либо «цепочкой» следующих друг за другом заболеваний. Степень астенических проявлений зависит от тяжести и длительности заболевания, отношения ребенка к заболеванию и его последствиям, а также от нарастающих школьных трудностей. Это относится, прежде всего, к заболеваниям с хроническим течением, эндокринным нарушениям и отчасти заболеваниям, связанным с формированием психофизической зависимости от психоактивных веществ (употребление табака, больших доз кофе или чая, алкоголизация, токсические и наркогенные средства, вызывающие изменения со стороны психики).
Несомненно, устранение или ослабление соматогенной (например, удаление аденоидов носоглотки) или интоксикационной астении возможно лишь посредством ликвидации ее причин, а также путем направленного психотерапевтического воздействия и мер социальной реабилитации.
Психогенная астения - астеническое состояние, вызванное острыми, чрезмерными, так называемыми «шоковыми», либо хроническими психотравмирующими обстоятельствами, часто квалифицируемое как «астенический невроз» либо «неврастения». Решающая роль в происхождении психогенной астении принадлежит конфликтным ситуациям в семье (частые ссоры и конфликты между родителями, разводы родителей), неправильному воспитанию (чрезмерные требования и излишние ограничения, превышающие индивидуальные возможности ребенка), школьным факторам дизадаптации (нарушения педагогической деонтологии со стороны учителей; школьные требования, игнорирующие психо-физиологические ресурсы ребенка).
Наряду с признаками, типичными для психического переутомления, в структуре неврастении всегда присутствуют проявления, свойственные вегетодистонии: неустойчивость сосудистых реакций, склонность к обморочным состояниям; головная боль, нарастающая по мере утомления; повышенная влажность кожных покровов; сниженный аппетит, поверхностный сон, пониженный фон настроения с оттенком недовольства, раздражительность, в сочетании с повышенной слезливостью.
Астенический невроз (психогенная астения, неврастения) отличается от соматогенных и резидуально-органических астений следующими признаками: 1) наличием отчетливой связи астенических расстройств с вызвавшей их психотравмирующей ситуацией, которая отражается в переживаниях ребенка на всем протяжении неврастении; 2) четкая зависимость остроты и интенсивности астенических проявлений от изменений в психогенной ситуации; 3) выраженная реакция личности ребёнка на сами неврастенические расстройства и вызванные ими снижение школьной работоспособности и успеваемости.
Характер возникновения, а также динамика психогенной астении (неврастенического невроза) определяют и меры психолого-педагогического порядка, направленные на устранение (если это возможно) психотравмирующей ситуации либо изменение к ней отношения самого ребенка: повышение психологической резистентности ребенка посредством психотерапии, создание психотерапевтического окружения, в отдельных случаях рекомендуется временная изоляция от семьи, помещение ребёнка в санаторно-оздоровительную среду. При отсутствии психолого-педагогической помощи у этих детей имеет место высокий риск патологическогоразвития личности по астеническому типу.
Наряду с выше изложенным, практика показывает, что, несмотря на наличие у ребенка достаточно серьезного хронического заболевания, он не только не обнаруживает признаков школьной дизадаптации, но, напротив, успешно учится, в то время как незначительное соматическое нездоровье у другого может сопровождаться усилением школьных трудностей. Тоже самое можно отметить у детей, находящихся в условиях психотравмирующей среды: у одних легко возникает психогенное расстройство, тогда как у других оно отсутствует. Это можно отчасти объяснить тем, что «внешняя причина» действует лишь при наличии той или иной «почвы», на которую приходится внешнее воздействие. Так, например, психогенные астении чаще возникают у лиц с астеническими чертами характера (астенические типы акцентуации, невропатия), на фоне ослабления ЦНС в результате перенесенных заболеваний или черепно-мозговых травм, либо ранней детской энцефалопатии в виде минимальной мозговой дисфункции, которая до психической травмы себя не обнаруживала, находясь в состоянии компенсации. То же самое касается соматогенных астений, когда то или иное заболевание организма ребёнка выявляет «слабое звено» врожденного или рано приобретенного характера.
Было бы ошибкой полагать, что из группы неврозов у детей и подростков на школьную успешность негативно влияет лишь психогенная астения ( - «неврастения»). Многочисленные психологические факторы (конфликтные отношения в семье, дисгармоничность отношений среди взрослых, деспотичность и невротичность родителей, дефекты воспитания, нарушения учителем принципов педагогической деонтологии в классе, неприятие детским коллективом, острые хронические травмы, алкоголизм и душевные заболевания родителей и др.), воздействующие на неоднородную «преморбидную почву» ребенка, порождают и различные виды невротических расстройств, которые не в меньшей мере влияют на процесс школьной адаптации. Одни дети, несмотря на наличие невротических расстройств и вопреки им успешно справляются со школьными требованиями, если атмосфера коллектива школы и интерес к учебе выступают в роли фактора психологической защиты против возникновения школьной дизадаптации. Другие дети, напротив, снижают уровень работоспособности, утрачивают школьную мотивацию, испытывают нарастающую тревогу, ожидая неудач и связанных с ними предстоящих неприятностей. Это, прежде всего, касается детей с невропатией, расстройствами сна, энурезом и энкопрезом, с навязчивостями, ипохондрическими проявлениями, депрессивным неврозом, которые, в свою очередь, способствуют формированию «школофобии». К сожалению, в школьной практике все чаще встречаются «дидактогении», т.е. психосоматические расстройства и неврозы возникшие по вине педагогов.
«Синдром психического инфантилизма». Этим термином обозначают личностную незрелость преимущественно в области ее эмоционально-волевых свойств, сохраняющих черты более младшего детского возраста. Эта эмоционально-волевая незрелость проявляется в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации, неумении сдерживать свои желания и эмоции, детской непосредственности и преобладании игровых интересов в школьном возрасте, в беспечности, повышенном фоне настроения и недоразвитии чувства долга, неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей, в повышенной подражаемости и внушаемости. Кроме того, у этих детей нередко имеются признаки интеллектуальной недостаточности (не достигающей степени умственной отсталости) в виде относительной слабости абстрактно - логического мышления, словесно-смысловой памяти, дефицита познавательной активности при обучении в связи с отсутствием школьных интересов и быстрой пресыщаемости в любой деятельности, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения, в стремлении быть в обществе детей младшего возраста или тех, кто им покровительствует. Отсутствие «школьной зрелости» и интереса к учебе уже с первых дней посещения школы выделяют этих детей среди остальных первоклассников, хотя признаки их психической незрелости обнаруживаются еще в дошкольном возрасте в виде неустойчивости активного внимания, быстрой пресыщаемости, недостаточной дифференциации межличностных отношений, более медленным усвоением воспитываемых навыков и знаний об окружающем мире.
Синдромы психического инфантилизма могут быть отнесены к группе поведенческих расстройств, однако, в связи с отсутствием чётко выраженной асоциальности в их проявлениях, они выделены в отдельную группу.
Синдром психического инфантилизма, как и астенический синдром, неоднороден как по причинам своего возникновения, так и по клиническим особенностям, а также по степени выраженности различных компонентов его структуры и по динамике последующего развития, которая зависит как от внешних, так и внутренних факторов. Этот синдром рассматривается, как правило, в рамках «задержанного развития» (М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, К.С. Лебединская и др.) и «пограничной интеллектуальной недостаточности» (В.В. Ковалев), которая в целом встречается значительно чаще, чем собственно умственная отсталость.
Одним из вариантов задержанного развития является синдром «общего» или «гармонического» психического инфантилизма, которому свойственно относительно пропорциональное сочетание психической и физической незрелости (другое название – «простой», «несложненный инфантилизм» - по В.В. Ковалеву).
Детей с этой разновидностью психического инфантилизма отличает относительная психическая живость, любознательность, интерес к окружающему миру. Их игровая деятельность достаточно активна и самостоятельна, они обладают ярким воображением и фантазией, вполне развитой речью и способностью к творчеству. Их эмоциональные проявления относительно дифференцированы.
Вместе с тем, у этих детей имеют место признаки общей незрелости: задержка в росте; тип телосложения, свойственный более младшему возрасту; детская пластичность мимики и двигательной сферы.
Динамика и прогноз детей с «гармоническим» инфантилизмом неоднозначны. В одних случаях, когда такая задержка психического развития носит семейный характер (и потому нередко называется «конституциональной формой» ЗПР), школьные трудности имеют временный характер с последующим выравниванием. В других, - с ростом школьных пробелов, пубертатными сдвигами и неблагоприятными внешними обстоятельствами, часто связанными с трудностями социальной адаптации, отмечается нарушение «гармоничности» и появление патохарактерологических черт личности по неустойчивому или истероидному типу. Чаще это происходит тогда, когда «инфантильная конституция» формируется на почве обменно-трофических расстройств, связанных с недоношенностью, малым весом при рождении, а также с частыми либо длительными, но относительно легко протекающими, заболеваниями в раннем возрасте на фоне сниженного иммунитета. Вероятность такого развития предполагает проведение соответствующих мер профилактики на разных возрастных этапах развития этих детей.
Наиболее часто психопатоподобные состояния встречаются в виде психоорганического синдрома, возникающего в результате раннего органического поражения головного мозга: тяжелых форм токсикоза беременности, внутриутробных асфиксий, и инфекций, родовых травм, ранних нейроинфекций, нейроинтоксикаций и черепно-мозговых травм, а также поражений мозга на разных возрастных этапах постнатального периода развития ребенка.
В основе психоорганического синдрома лежит та или иная степень недостаточности когнитивных и высших эмоционально-волевых свойств личности: слабость познавательной активности и интеллектуальных интересов, нравственных побуждений и установок, недостаток совестливости и эмоциональных привязанностей, дифференцированного отношения к окружающим, своеобразная эмоциональная уплощенность, недостаточная критичность к своим поступкам и негативному поведению других лиц;
- слабость целенаправленного поведения и импульсивность поступков, а у детей младшего возраста – двигательная расторможенность с дефицитом активного внимания;
- нарушение инстинктивной жизни (сферы влечений): недостаточность чувства самосохранения, расторможение и садистическое извращение сексуального влечения, повышенный аппетит, склонность к бродяжничеству и т.д.
В зависимости от преобладания тех или иных патологических черт характера ребенка/подростка в рамках психорганического синдрома выделяют следующие его варианты:
Синдром психической неустойчивости, который, наряду с общими признаками психоорганического синдрома, характеризуется крайней неустойчивостью, изменчивостью поведения в зависимости от внешних обстоятельств; повышенной внушаемостью, подражаемостью; преобладанием повышенного (эйфорического) фона настроения; собственной переоценкой; склонностью к хвастовству, лживости, демонстративности; стремлению к примитивным удовольствиям, жажде новых впечатлений, с чем связаны уходы из дома или интерната, бродяжничество, воровство, формирование аддиктивного поведения, раннее начало сексуальной жизни.
Синдром повышенной аффективной возбудимости, который проявляется у детей и подростков, в основном, эмоциональной раздражительностью, агрессией, жестокостью, склонностью к бурным аффективным разрядам, неадекватным силе раздражителя, вызвавшего аффект. С началом полового созревания степень аффективной возбудимости нередко возрастает. Им свойственны подражательные действия, побеги из дома и интернатных учреждений, курение, склонность к токсикомании, ранней алкоголизации.
Импульсивно-эпилептоидный синдром характеризуется периодическими колебаниями настроения в сторону пониженного, сопровождающимися чувством внутреннего напряжения, на фоне которых возникают аффективные разряды по типу «короткого замыкания» с агрессией и разрушительными действиями. Этим детям свойственны замедленный темп мышления, инертность психических процессов, злопамятность, вязкость отрицательного аффекта.
Синдром нарушенных влечений, входящий в структуру более обширного психоорганического синдрома, проявляется расторможенностью инстинктивной сферы: в стремлении причинить боль другому, элементах вандализма, садизма, немотивированных уходах из дома и интернатного учреждения, бродяжничестве, воровстве, обжорству, мастурбации и проч.
Невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подергивание носом) редко вызывают беспокойство родителей, а учитель чаще всего принимает их за кривлянье, дурачество. А ведь ребенок не контролирует эти движения, они непроизвольны. Но насмешки и передразнивания одноклассников, раздраженное одергивание учителя, замечания родителей усугубляют состояние ребенка. “Глупости” закрепляются, ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Тики непосредственно не связаны с выполнением письменных заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает.
Гидроцефалия
Мозговую жидкость (цереброспинальная, врачи называют её ликвор) вырабатывают сосудистые сплетения желудочков. Жидкость активно вырабатывается и активно всасывается, то есть совершается постоянный ее обмен, что обеспечивает доставку к мозгу питательных веществ и его очищение, «промывку» от всего вредного. Обновление ликвора происходит 4-5 раз в сутки. Цереброспинальная жидкость также защищает мозг от механических воздействий, инфекционных и токсических агентов. Нарушение выработки и всасывания жидкости приводит к понижению или, что бывает чаще, к повышению внутричерепного давления. Нарастающее внутричерепное давление ведет к расширению желудочков мозга и субарахноидального пространства, черепная коробка как бы наполняется жидкостью — формируется гидроцефалия.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Основным проявлением этого синдрома является расстройство внимания. В качестве базовой причины СДВГ называют расстройство деятельности ЦНС, которое может быть вызвано генетическими или средовыми факторами. В проявлениях этого синдрома у детей сочетаются: ослабление направленного внимания, снижение концентрации и сосредоточенности, повышение неустойчивости и отвлекаемости внимания с выраженными изменениями поведения, двигательной расторможенностью, нескоординированностью процессов возбуждения и торможения. Сочетание расстройств внимания и гиперкинетических расстройств приводит к выраженной школьной и даже общесоциальной дезадаптации таких детей.
Одним из широко распространенных психопатоподобных синдромов является «синдром нарушения внимания с гиперактивностью» (другие его названия – синдром двигательной расторможенности, гипердинамический, гиперкинетический, гипермоторный), встречающийся чаще у мальчиков, и составляющий среди учащихся начальной школы от 3 до 10% (П. Уэндер, Р. Шейдер, 1998 г.). Этот синдром появляется обычно в возрасте 4 лет, но становится предметом консультаций и поисков путей коррекции с началом посещения школы. По мнению авторов, при отсутствии адекватного лечения может сохраняться всю жизнь.
Основные проявления:
А. Нарушение внимания: а) неспособность сохранять внимание на период выполнения задания; б) неспособность надолго сосредоточиться на предмете с ослаблением избирательного внимания, особенно в условиях выполнения самостоятельных действий; в) частое забывание сути задания; г) повышенная отвлекаемость на посторонние раздражители, суетливость, неусидчивость, которая может проявляться не только в учебе, но и в играх; даже во время любимой телепередачи.
Б. Несмотря на прилагаемые усилия, отмечаются импульсивность в виде частых выкриков с места, крайняя нетерпеливость, неспособность ждать своей очереди, вмешательство в разговор других людей, конфликты из-за проигрыша в игре, неряшливость.
Расстройство внимания встречается и без выраженной гиперактивности. Такие дети менее агрессивны со сверстниками, но у них чаще встречаются «задержки школьных навыков» и потому, несмотря на нормальный интеллект, они плохо учатся в школе. Сочетание нарушения внимания с гиперактивностью способствует эмоционально-волевым нарушениям, вспыльчивости, нетерпимости к неудачам. Как правило, ни наказания, ни поощрения не дают эффекта, ребенок продолжает вести себя плохо, вплоть до исключения из школы.
По данным современных исследований, синдром нарушения внимания и гиперактивности связан с перинатальной патологией и генетической предрасположенностью, имея различную нозологическую принадлежность. По мнению американских и западноевропейских психиатров, наиболее эффективными средствами лечения, требующими длительного (годами) применения, являются психостимуляторы, нейролептики, антидепрессанты, другие лекарственные средства в сочетании с психотерапией и созданием благоприятной психолого-педагогической среды.
Синдром психического инфантилизма.
Синдром психического инфантилизма проявляется в неадекватной самооценке, несформированности мотивационной сферы, проявляющейся в невоможности подчинения мотивов, желаний; нескоординированностью эмоциональных процессов. Эмоциональная незрелость проявляется отсутствием или недостаточностью эмоциональных реакций. Для детей этой категории характерна незрелость психомоторики, проявляющаяся в несформированности тонких движений.
Гипертензионный синдром – может быть одним из частых проявлений внутриутробно начавшегося и продолжающегося в постнатальный период энцефалита. Нарушение ликвородинамики влечет за собой развитие водянки (гидроцефалия); высокое внутричерепное давление может само по себе привести к задержке развития мозга.
Синдром гипотрофии.
Синдром гипотрофии проявляется в несоответствии веса и роста ребенка его возрастной норме.
Гипергенитализм – синдром, вызванный избыточной гормональной активностью половых желез. Характеризуется преждевременным половым созреванием с нарушениями физического и психического развития.
Гипогенитализм– патологическое состояние, обусловленное пониженной секрецией половых гормонов, характеризуется слабым развитием половых органов, вторичных половых признаков и специфическим психическим инфантилизмом.
Катотонический синдром – психическое расстройство с преобладанием двигательных нарушений в форме возбуждения, ступора или последовательного их чередования.
Логоневроз – невроз с преимущественным поражением речи.
Неврозоподобный речевой синдром (неврозоподобный логосиндром) – непсихогенное нарушение речи в рамках органического поражения ЦНС.
Миатонический синдром
Психоорганический синдром – совокупность психических расстройств (снижение памяти, нарушения ориентировки, мышления и т.д.), наблюдаемых при диффузных органических поражениях головного мозга.
Эпилептиформный синдром – комплекс психических нарушений, внешне похожих на эпилепсию, но имеющих органическое происхождение.
ГГС ( гипертензионно-гидроцефальный синдром)
Увеличение размеров ликворной системы (размеры желудочка на УЗИ – норма МП – 3 мм, боковые желудочки до 5 мм), головные боли (гипертензионный синдром)
Неврастения – повышенная истощаемость, раздражительность, возникает когда человек невротически доводит себя до переутомления (психическое переутомление), часто сопровождается головными болями.
Астено-невротический синдром – чаще всего проявление неврастении в виде слабости, утомляемости, плохой переносимости физической и эмоциональной нагрузки.
Соматоформное расстройство – когда невротический сбой ведёт к нарушению работы каких-нибудь внутренних органов или систем. Он может проявляться болями или преходящим нарушением функции этих органов или систем.
Вегето-сосудистая дистония, ВСД (нейро-циркуляторная дистония, НЦД) – чаще всего это проявление невроза, точнее соматоформного расстройства, которое характеризуется периодами нарушения работы сердечно-сосудистой системы. Это приступы повышения или понижения артериального давления, сопровождающиеся головными болями, сердцебиениями, обмороками, слабостью, головокружениями и т.д.
Дискинезия желчевыводящих путей, ДЖВП – часто это соматоформный невроз, который проявляется болями в правом подреберье (в т.ч. в ответ на стресс) из-за спастических явлений в желчевыводящих путях.
Фаринго- и ларингоспазмы (в лёгкой форме - невротический “комок в горле”) – невроз с периодически появляющимся ощущением “кома” в горле, при сильной выраженности мешающего глотать или говорить.
Панические атаки – приступы нарушений со стороны т.н. вегетативной нервной системы (управляющей органами) сопровождающиеся сильным страхом. Это могут быть сердцебиения, нарушения дыхания (“не вдохнуть”), озноб, чувства жара, головокружения, обмороки и предобморочные состояния, подъёмы или снижения артериального давления, судороги мышц, спазмы в животе и т.д., сопровождающиеся сильной тревогой.
Фобии– навязчивые страхи и опасения, от которых не удаётся отделаться: агорофобия (страх открытых пространств, например выходить в одиночку на улицу), клаустрофобия (страх замкнутых пространств, например езды в метро), кардиофобия (страх умереть от болезни сердца), канцеофобия (страх умереть от рака), эритрофобия (страх покраснеть на людях), фобофобия
Понятие «минимальная мозговая дисфункция» (ММД) либо «лёгкая дисфункция мозга» (ЛДМ) используется зарубежными специалистами с середины XX-го века для обозначения различных клинических проявлений, обусловленных лёгкими остаточными явлениями раннего органического поражения головного мозга ребёнка. Синдром ММД/ЛДМ включает в себя широкую совокупность клинически мало дифференцированных расстройств, которые, по мнению Тржесоглава З., заполняют континуум между здоровыми детьми и теми, что имеют явные нарушения развития нервно-психической сферы.
Одни специалисты рассматривают эти расстройства как проявления лёгкой детской «энцефалопатии» (нарушение функций головного мозга в результате лёгких, диффузных повреждений мозговых тканей в перинатальный период или в первые месяцы жизни). Нарушения в мышлении, моторики, восприятия и общении у этих детей не достигают степени дебильности, но эти расстройства сохраняются достаточно долго (Кучера, 1961 г.). Другие утверждают, что дети с ММД могут иметь низкий, средний и даже повышенный интеллект, но при этом обнаруживать разные нарушения в поведении и учёбе, связанные с расстройствами памяти, восприятия, речи, внимания, двигательной активности, объясняя эти расстройства генетическими или биохимическими нарушениями регуляции, перинатальными и др. повреждениями, а также заболеваниями, перенесенными в период созревания нервной системы (Клеменс и др., 1963 г.).
Лешни (1971 г.) клинические проявления ММД/ЛДМ рассматривает как переходные стадии между «нормой» и «детским церебральным параличом», выделяя следующие варианты:
а) беспокойные, с двигательной расторможенностью,
б) неловкие, неповоротливые (апраксия развития),
в) смешанный тип с сенсорными нарушениями, расстройствами речи и другими сочетаниями симптомов.
Тржесоглава З. (1986 г.), описывая клинические признаки синдрома ММД/ЛДМ, перечисляет нарушения 15 основных психомоторных функций ребёнка, которые сочетаются в разных соотношениях друг с другом и с разной степенью выраженности. Эта совокупность клинических симптомов в каждом случае представляет собой неповторимую «мозаику» нарушений психо-моторных функций, проявляющуюся неодинаковым уровнем интеллектуального мышления (не достигающего умственной отсталости), недоразвитием пространственного восприятия и соответствующих представлений, нарушением речи и звукового восприятия, расстройством активного внимания, двигательных функций, эмоционально-волевых свойств, нарушениями социального поведения, незрелостью личности, а также микроневрологическими симптомами и невротическими проявлениями, расстройством сна и др. В целом к синдрому ММД/ЛДМ автором были отнесены около 100 различных признаков, среди которых наиболее часто встречаются расстройства внимания и гиперактивности, эмоциональная неустойчивость, нарушения восприятия и образования понятий, психическая и физическая утомляемость, нарушения речи, головные боли.
По материалам Денгоффа (США, 1964 г.) среди детей школьного возраста ММД/ЛДМ встречается в среднем до 20%, причём среди мальчиков наблюдается в 4 раза чаще, чем у девочек.
Смешанные специфические расстройства развития подразумевают случаи, когда у одного и того же ребенка обнаруживаются различные комбинации специфических нарушений развития школьных навыков и/или двигательных навыков, но нет явного предпочтения какого-либо из них.