Дружба с Маттезоном. Первые оперы.
Дружба с Маттезоном. Первые оперы. Особенно интересна и плодотворна была его дружба с Маттезоном (1681-1764) - яркой и разносторонне одаренной личностью. Блестяще, универсально образованный, Маттезон был талантливым музыкантом: играл на многих оркестровых и принятых в музыкальном быту инструментах, сочинял и ставил на гамбургской сцене свои
3 Мотет - одна из самых старинных форм многоголосного пения.
оперы, для которых сам писал либретто, выступал в качестве певца и капельмейстера. Ученый-теоретик, большой патриот и страстный поборник дела национальной культуры, Маттезон много времени отдавал музыкальной критике и публицистике. Эта сторона оказалась наиболее ценной в его музыкальной деятельности. Ему принадлежат множество печатных статей и сочинений, посвященных различным музыкально-теоретическим и эстетическим вопросам, разбору отдельных произведений, всевозможные заметки хроникального порядка. Он основал первый немецкий музыкально-критический журнал, а позже издал книгу 'Ehrenpforte', в которой собрал сведения и воспоминания о жизни, творчестве и деятельности выдающихся музыкантов-современников.
Поначалу дружба между Маттезоном и Генделем была самая горячая. Они вместе посещали концерты, оперу, дважды совершили совместное путешествие в Любек (в 1703 и 1705 годах), чтобы послушать концерты знаменитого Букстехуде.
Маттезон - уроженец Гамбурга - с детства был связан с образованными и артистическими кругами города. Покровительствуя своему другу, он ввел его в эту среду, и в скором времени Гендель получил уроки и место второго скрипача в оркестре Гамбургской оперы. Близость молодых музыкантов была для обоих полезной и плодотворной. Если Маттезон по общему образованию и умственному развитию в те годы превосходил Генделя, то последний отличался не только силой таланта, но и зрелостью исполнительского мастерства и музыкальных знаний. Сам Маттезон, относившийся к Генделю с оттенком превосходства, признавал, что тот 'был уже исключительно силен в игре на органе, в фугах и контрапункте и в особенности ex tempore (в импровизации)'4.
4 Чем более самостоятельным музыкантом становился Гендель, тем тягостнее, по-видимому, была для него опека его покровителя. Размолвки привели в конце концов к открытой ссоре, чуть было не закончившейся трагически для Генделя. Вот как об этом рассказывают его биографы: в театре шла опера Маттезона 'Клеопатра'. Автор за клавесином дирижировал оркестром и одновременно исполнял роль Антония. Во время своих выходов на сцену место за клавесином он уступал Генделю. Незадолго до конца спектакля по ходу действия Антоний умирал, и Маттезон в театральном костюме возвращался к клавесину, чтобы принять финальные овация. Однажды во время очередного спектакля Гендель отказался уступить Маттезону дирижерское место; при выходе из театра они со шпагами в руках бросились друг на друга. Простая случайность спасла Генделя от смерти: клинок Маттезона, задев металлическую пуговицу на камзоле Генделя, скользнул в сторону. Ссора закончилась примирением, но прежней дружбы восстановить не удалось.
в Англии была показана оратория 'Самсон'14. Однако никогда раньше отношение к Генделю не достигало такой откровенной злобы и враждебности. Но именно теперь, когда меньше всего можно было ожидать, произошел коренной поворот в судьбе композитора.
В 1745 году претендент на английский престол Чарльз Эдуард Стюарт, поддерживаемый реакционной католической партией, организовал восстание в Шотландии и двинулся со своей армией на Лондон. В ужасе перед папизмом страна поднялась на борьбу. Волна патриотизма охватила народ Англии. Став на сторону передового общественного движения, Гендель творчески отозвался на него; в ряде сочинений, посвященных этим событиям, он выразил чувства, мысли, настроения, волновавшие тогда широкие слои английского общества. В гимне для добровольцев, а затем в двух ораториях - 'Оратории на случай' и 'Иуде Маккавее' - автор призывает англичан к борьбе с врагами родины и прославляет победителей, освободивших отечество от нашествия захватчиков. Оратории насыщены патриотическим пафосом, написаны мощным героическим стилем. Они принесли признание и популярность, которых Гендель добивался в течение тридцати пяти лет.