При реорганизации предприятия, учреждения, организации и при смене собственника? 1 страница
При реорганизации предприятия, учреждения, организации коллективный договор с согласия сторон либо сохраняет действие в течение срока, на который он заключен, либо может быть пересмотрен.
При смене собственника действие коллективного договора сохраняется в течение срока его действия, но не более одного года. В этот период стороны должны начать переговоры о заключении нового либо изменении или дополнении действующего коллективного договора.
При ликвидации предприятия, учреждения, организации коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.
Глава 4. Трудовой договор
<=> Как осуществляется правовое регулирование занятости населения в Украине?
Переход к рыночным отношениям приводит к тому, что часть населения отстраняется от производственной деятельности и не имеет возможности найти себе работу. Появление безработицы вызывает социальную напряженность в обществе, поэтому в правовом, социальном государстве вопросам занятости придается большое значение. Европейская социальная хартия провозглашает, что все работники имеют право на защиту в случае прекращения занятости.
Проблемы занятости, принципы государственной политики занятости населения отражены в конвенциях и рекомендациях Международной Организации Труда. Так, Конвенция № 122«О политике в области занятости» провозглашает в качестве главной цели государственной деятельности активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости в целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости. Конвенция № 142«О профессиональной ориентации и профессиональной подготовки в области развития людских ресурсов» (а также соответствующие рекомендации: № 87 «О профессиональной ориентации»; № 117 «О профессиональном обучении»; № 122 «О политике в области занятости»; N° 150 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов») определяют развитие всесторонней и скоординированной политики и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, через государственные службы занятости. Немаловажное значение также имеют Конвенция «О безработице» и соответствующие рекомендации: № 1 «О безработице»; №11*0 предотвращении безработицы в сельском хозяйстве»; № 50 *0 международном сотрудничестве в области общественных работ» и др.
Основным нормативным актом, регулирующим правовые вопросы занятости в Украине, является Закон Украины «О занятости населения», который в условиях рыночной экономики и равноправия различных форм собственности закрепляет правовые, экономические и организационные основы занятости населения Украины и его защиты от безработицы, а также социальные гарантии со стороны государства в реализации гражданами права на труд.
Настоящий закон определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им доход в денежной или иной
форме. Занятость населения, проживающего на территории Украины, обеспечивается государством посредством проведения активной социально-экономической политики, направленной на удовлетворение его потребностей в добровольном выборе вида деятельности, стимулирования создания новых рабочих мест и развития предпринимательства. Этот нормативно-правовой акт дает перечень категорий граждан, которые отнесены к занятому населению; в нем дается определение безработного и подходящей работы. Так, в соответствии со ст. 2 Закона Украины «О занятости населения» безработными признаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые из-за отсутствия работы не имеют заработка или других предусмотренных законодательством доходов и зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве ищущих работу, готовы и способны приступить к подходящей работе.
В случае невозможности предоставить подходящую работу, безработному может быть предложено пройти профессиональную переподготовку или повысить свою квалификацию. Не могут быть признаны безработными граждане:
а) в возрасте до 16 лет, за исключением тех, которые работали и
были высвобождены в связи с изменениями в организации произ
водства и труда, реорганизацией, перепрофилированием и ликви
дацией предприятия, учреждения и организации или сокращени
ем численности (штата);
б) впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специально
сти), в том числе выпускники общеобразовательных школ, в слу
чае отказа их от прохождения профессиональной подготовки или
от оплачиваемой работы, включая работу временного характера,
которая не требует профессиональной подготовки;
в) отказавшиеся от двух предложений подходящей работы с мо
мента регистрации их в службе занятости в качестве лиц, ищущих
работу (в практике известны случаи направления на работу лиц на
предприятия, которые на протяжении многих месяцев не работа
ют, апоэтому на таких предприятиях не платят заработную плату.
Отказ от такого предложения следует считать законным);
г) имеющие право на пенсию в соответствии с законодательст
вом Украины.
При отсутствии подходящей работы решение о предоставлении гражданам статуса безработных принимается государственной службой занятости по их личным заявлениям с восьмого дня после регистрации в центре занятости по месту жительства в качестве ищущих работу. Регистрация граждан проводится при предъявлении паспорта и трудовой книжки, а при необходимости — военного билета, документа об образовании или документов, их заменяющих.
Закон Украины «О занятости населения» также закрепляет основные принципы государственной политики занятости, государст-
венные гарантии в сфере занятости, право граждан на трудоустройство как в Украине, так и за ее пределами, порядок принятия программ занятости населения, правовой статус Государственной службы занятости и Государственного фонда содействия занятости, порядок организации оплачиваемых общественных работ, устанавливает перечень гарантий и компенсаций при потере работы.
Кроме Закона Украины «О занятости населения», правовое регулирование занятости осуществляется:
1) другими законами Украины (например, Закон Украины «О ме
стном самоуправлении», Закон Украины * О содействии социально
му становлению и развитию молодежи в Украине», Закон Украи
ны «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»
и др.);
2) указами Президента Украины (например, Указ Президента Украины от 19 июня 1993 г. № 221/93 «О национальной программе общественных работ»; Указ Президента Украины от 17 октября 1997 г. № 1153/97 «Меры по улучшению положения детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей» и др.);
3) постановлениями Кабинета Министров Украины (например, Постановление Кабинета Министров Украины от 31 декабря 1993 № 1090 «Положение об организации работы по содействию занятости населения в условиях массового высвобождения работников», Постановлениями Кабинета Министров Украины от 24 июня 1991 г. № 47 «Положение о государственном фонде содействия занятости» и многие др.);
4) приказами и распоряжениями Министерства труда и социальной политики Украины и других Министерств и ведомств (например, Приказ Министерства труда и социальной политики Украины от 28 сентября 1998 г. «Инструкция о порядке выплаты гражданам материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению государственной службы занятости» и др.);
5) международными договорами и соглашениями (например, договор между Правительством Украины и Правительством Литовской Республики «О взаимном трудоустройстве граждан», договор между Правительством Украины и Правительством Словацкой Республики «О взаимном трудоустройстве граждан» и др.).
=> Как осуществляется трудоустройство иностранных граждан в Украине?
Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Украине, их основные права, свободы и обязанности, в том числе и порядок их трудоустройства, закреплены в Законе Украины от 4 февраля 1994 г. «О правовом статусе иностранцев». В соответствии со ст. 8
этого Закона иностранцы имеют равные с гражданами Украины права и обязанности в трудовых отношениях, если иное не предусмотрено законодательством Украины или международными договорами Украины. Иностранцы, которые постоянно проживают в Украине, имеют право работать на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в соответствии с порядком, установленных для граждан Украины.
Иностранцы, которые прибыли в Украину для трудоустройства на определенный срок, могут заниматься трудовой деятельностью на основании полученного разрешения на трудоустройство. Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» от 8 июня 2000 года (Праця і зарплата, № 26, июнь 2000 г.) часть третья ст. 8 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1994 г., № 23, ст. 161) дополнена предложением: «Трудоустройство в Украине иностранцев, нанятых инвестором в пределах должностей (специальностей), определяется соглашением о распределении продукции, осуществляется без получения разрешения на трудоустройство».
Иностранцы не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с законодательством Украины назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связано с "принадлежностью к гражданству Украины. Так, в соответствии со ст. 46 Закона Украины «О прокуратуре» прокурорами и следователями могут быть назначены граждане Украины, ст. 8 Закона Украины «О государственной исполнительной службе» устанавливает, что государственными исполнителями могут быть только граждане Украины.
Условия и порядок оформления иностранным гражданам (а также лицам без гражданства) разрешений на трудоустройство в Украине установлены Постановлением Кабинета Министров Украины № 2028 от 1 ноября 1999 г., которым утвержден «Порядок оформления иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешения на трудоустройство в Украине» («Урядовий кур'єр», № 230 от 08.12.1999 г.).
Разрешение на трудоустройство оформляется иностранному гражданину (или лицу без гражданства), который имеет намерение заниматься в Украине трудовой деятельностью, если в государстве (регионе) отсутствуют работники, или если есть достаточные обоснования для использования труда иностранных граждан, если иное не предусмотрено международными договорами Украины.
Разрешение на трудоустройство оформляется и выдается Государственным центром занятости Министерства труда и социальной политики для работы на указанном предприятии, в учрежде-
ний, организации на определенной должности (по определенной специальности).
Разрешение на трудоустройство не требуется в следующих случаях: иностранный гражданин имеет вид на жительство в Украине; иностранный гражданин приобрел статус беженца в соответствии с законодательством Украины; представители зарубежного морского (речного) флота и зарубежных авиакомпаний, которые обслуживают эти организации на территории Украины; работники зарубежных средств массовой информации аккредитованы для работы в Украине; артистам и работникам искусства для работы в Украине по специальности; руководителям легализованных в Украине представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности.
=> Что понимается под трудовым договором и каково его содержание?
Одной из основных форм реализации конституционного права граждан на труд является трудовой договор. Заключая его, граждане определяют свое правовое положение на конкретном предприятии, в организации, учреждении или у физического лица (у конкретного работодателя), вступают с ним в трудовые отношения в качестве работника.
В науке трудового права трудовой договор рассматривается в различных аспектах, а именно: 1) как юридический факт, который является главным основанием возникновения трудовых правоотношений и существования его во времени, а также служащий предпосылкой для возникновения и существования других правоотношений, тесно связанных с трудовыми; 2) как основной институт трудового права, т. е. система правовых норм, регулирующих прием на работу (заключение трудового договора), переводы на другую работу (изменение условий трудового договора) и прекращение трудового договора.
Трудовой договор является центральным институтом трудового права, и его определение дается законодателем непосредственно в тексте закона. В соответствии с ч. 1 ст. 21 КЗоТ Украины трудовой договор — это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную настоящим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для вы-
полнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Содержанием трудового договора является совокупность условий, устанавливающих взаимные права и обязанности его сторон. (Каждая сторона трудового договора имеет свои субъективные права и обязанности, определяемые трудовым договором и трудовым законодательством). Эти условия подразделяются на условия, которые устанавливаются соглашением сторон, и условия, устанавливаемые нормативными актами о труде.
Условия, устанавливаемые соглашением сторон, делятся на основные (необходимые) и дополнительные (факультативные).
Необходимыми являются условия, которые обязательно должны содержаться в любом трудовом договоре и при отсутствии договоренности по которым трудовой договор не считается заключенным. К ним относятся:
— условие о месте работы;
— условие о трудовой функции, которую будет выполнять работник, то есть исполнять обязанности по определенной профессии, специальности, квалификации, должности;
— условие об оплате труда работника;
— условие о времени начала работы.
Трудовой договор считается заключенным только после достижения согласия по всем указанным условиям.
Дополнительные (факультативные) условия трудового договора не влияют на сам факт его заключения, они могут и не включаться в содержание трудового договора. Но, будучи включенными в содержание трудового договора, они становятся обязательными к исполнению сторонами. К ним, например, относятся: условие об испытании при приеме на работу, о работе с неполным рабочим днем, о сроке действия договора, о совмещении профессий (работ), условия по социально-бытовым вопросам (о предоставлении места в детском саду, о предоставлении служебного жилья), о неразглашении коммерческой тайны и другие.
Условия, устанавливаемые нормативными актами о труде, обязательны к соблюдению и не могут изменяться соглашением сторон. Сам факт заключения трудового договора обязывает стороны соблюдать нормы о продолжительности рабочего времени и отпуска, об охране труда, дисциплинарной и материальной ответственности и другие обязательные условия, предусмотренные трудовым законодательством.
Все эти условия подразделяются на два вида. Первые устанавливаются централизованными нормативными актами и не могут изменяться сторонами ни по взаимному соглашению, ни в одностороннем порядке. Всякое соглашение об изменении этих условий является незаконным и должно признаваться недействительным.
Вторые — это условия, устанавливаемые локальными нормативными актами.
Цри определении условий трудового договора следует руководствоваться ст. 9 КЗоТ Украины, закрепляющей правило, в соответствии с которым условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством Украины о труде, являются недействительными.
=> Что следует понимать под трудовой функцией?
Трудовая функция (род работы) представляет собой одно из основных условий трудового договора и определяется путем установления сторонами трудового договора профессии, специальности, квалификации и должности, по которой будет работать данный работник на конкретном предприятии, в учреждении, организации. Без определения трудовой функции трудовой договор не может быть заключен, а следовательно, и не может возникнуть трудовое правоотношение.
Профессия — это общий вид трудовой деятельности, определяемый характером и целью выполняемой работы (например, врач, преподаватель, строитель, железнодорожник и т.д.).
Специальность - это родовое деление профессии, одна из ее разновидностей. Специальность отражает направление навыков и специфическую особенность знаний по данной профессии (например, профессия — врач, специальности — врач-хирург, врач-терапевт, врач-офтальмолог и т.д.; профессия — строитель, специальности — каменщик, маляр, штукатур, плотник и т.д.).
Квалификация — это уровень профессиональной подготовки, уровень теоретических знаний, практических навыков и умений по данной специальности.
Должность предопределяет границы компетенции работника, т.е. круг его обязанностей, права и ответственность. Наименование должности работника отражает характер выполняемой работы независимо от специализации предприятия, учреждения, организации или подразделения, в котором он работает, например, инженер по охране труда, диктор.
Трудовая функция является правовой формой, опосредствующей все остальные условия содержания трудового правоотношения. Если трудовая функция связана, например, с работой с вредными условиями труда, то у работника возникает право на дополнительный отпуск, на получение спецпитания и т.д.
Конкретизация трудовой функции имеет важное практическое значение, потому что лицо обязано не только выполнять работу,
обусловленную соглашением, но и имеет право требовать от собственника (или уполномоченного им органа) ее предоставления.
Определенность трудовой функции позволяет очертить конкретный круг прав и обязанностей сторон, установление которого повышает ответственность за порученное дело, содействует правильной организации труда. Собственник или уполномоченный им орган не имеет права поручать работнику задание, которое не относится к его трудовой функции, не имеет права изменять трудовую функцию без согласия работника.
Точное определение трудовой функции имеет значение также при установлении режима рабочего времени, конкретной продолжительности времени отдыха, соответствующих льгот и преимуществ по установленному роду работы.1
<=> Кто является сторонами трудового договора?
Сторонами трудового договора являются: работник и собственник (или уполномоченный им орган). Стороны трудового договора обладают трудовой правосубъектностью, то есть обладают субъективными правами и несут юридические обязанности. Одной стороной всегда является гражданин, поступивший на работу в качестве работника. Из содержания конвенций Международной организации труда № 10, № 59, № 60 и № 138 (которые регламентируют минимальный возраст для приема на работу), а также из содержания ст. 188 КЗоТ Украины вытекает, что заключать трудовой договор имеют право граждане, достигшие возраста 16 лет. В исключительных случаях, с согласия одного из родителей (или лица, его заменяющего), на работу могут приниматься лица, достигшие 15 лет. Статья 7 Конвенции МОТ «О минимальном возрасте для приема на работу», а также часть 3 ст. 188 КЗоТ Украины допускают прием на работу лиц, достигших 14 лет, при наличии следующих условий:
— эти лица должны быть учащимися общеобразовательных школ или иных учебных заведений соответствующей классификации;
— выполняемая работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью или развитию;
— работа не должна наносить ущерба посещаемости учебного заведения, нарушать учебный процесс и выполняться в свободное от учебы время;
— должно быть получено согласие одного из родителей или лица, его заменяющего.
1 Колбасин Д.А. Содержание трудового договора на современном этапе.— Минск.— «Тіавукаітзхніка»,— 1990 г.— С. 122-125.
Другой стороной трудового договора выступает собственник предприятия, организации, учреждения (или уполномоченный им орган) или физическое лицо. По мнению В.И. Прокопенко, (Прокопенко В.І. Трудове право України, с. 95 и др.) в качестве работодателя как стороны трудового договора выступает конкретное предприятие, организация, учреждение.
Трудовой договор может быть заключен на любом предприятии, независимо от формы собственности (ст. 2 Закона Украины «О собственности»), вида предприятия (ст. 2 Закона Украины «О предприятиях в Украине») организационно-правовой формы хозяйственной деятельности (Закон Украины «О хозяйственных обществах»). Трудовой договор также может заключаться с государственными, общественными, благотворительными и другими учреждениями и организациями, которые легализованы в соответствии с действующим законодательством Украины. Так, например, стороной трудового договора может выступать религиозная организация. На граждан, которые работают по трудовому договору в таких организациях, распространяется законодательство о труде наравне с работниками государственных и общественных предприятий, организаций и учреждений (ст. 26 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях»).
Стороной трудового договора в качестве работодателя может выступать и физическое лицо. К физическим лицам в данном случае относятся субъекты предпринимательской деятельности без образования юридического лица (с правом найма работников на основании ст. 50 ГК Украины, адвокаты (которые имеют право принимать на работу помощников ст. 8 Закона Украины «Об адвокатуре»), частные нотариусы (ст. 24 Закона Украины «О нотариате»), фермеры (ст. 23 Закона Украины «О сельскохозяйственном (фермерском) хозяйстве») и другие физические лица. Граждане имеют право заключать трудовые договоры с работниками для выполнения функций домработницы, охранника, водителя и других, не запрещенных действующим законодательством Украины, видов работ.
=> В каком порядке осуществляется прием на работу?
Порядок приема на работу и процедура оформления трудовых отношений определяется трудовым законодательством. В соответствии с Конституцией Украины, какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав либо установление прямых или косвенных преимуществ при заключении, изменении и прекращении трудового договора, в зависимости от происхождения, социального или имущественного положения, расовой и национальной при-
надлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, членства в профессиональном союзе либо ином объединении граждан, рода и характера занятий, места жительства, не допускается.
Трудовой договор может быть заключен как в устной, так и в письменной форме по усмотрению сторон.
Закон не устанавливает обязательной письменной формы, за исключением некоторых случаев, а именно: при организованном наборе работников; при заключении трудового договора о работе в районах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья; при заключении контракта; в случаях, когда работник настаивает на заключении трудового договора в письменной форме; при заключении трудового договора с несовершеннолетним; при заключении трудового договора с физическим лицом; а также в других случаях, предусмотренных законодательством Украины о труде.
При заключении трудового договора гражданин обязан предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, а в случаях предусмотренных законодательством, также документ об образовании (специальности, квалификации), о состоянии здоровья и другие документы. Так, например, ст. 59 Закона Украины от 7 февраля 2002 г. «О судоустройстве Украины» предъявляет следующие требования к работникам, которые намерены стать судьями, наличие высшего юридического образования, достижения возраста — 25 лет, а также определенный стаж работы по специальности.
Прием на работу оформляется приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа о зачислении работника на работу. В приказе (распоряжении) должно быть указано точное наименование работы (должности), на которую принят работник, в соответствии с классификатором профессий и штатным расписанием.
Фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, независимо от того, был ли прием на работу оформлен надлежащим образом.
В некоторых, предусмотренных законодательством случаях, трудовые отношения оформляются при помощи конкурса. Так, например, ст.ст. 15, 22 Закона Украины «О государственной службе» устанавливают, что прием на государственную службу на должности третьей-седьмой категорий осуществляется на конкурсной основе. Поэтому Кабинет Министров Украины Постановлением от 15.02.2002 г. № 169 утвердил Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих.
Как правило, руководитель предприятия, учреждения, организации самостоятельно осуществляет подбор и прием работников,
однако в определенных случаях требуется процедура согласования. Так, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 июля 1999 г. № 1374 утвержден Порядок назначения на должности и увольнения с должностей руководителей управлений, отделов, других структурных подразделений местных государственных администраций, на основании которого руководители управлений, отделов, других структурных подразделений областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций назначаются на должности и увольняются с должностей главами государственных администраций по согласованию с соответствующими министерствами и другими центральными органами исполнительной власти.
=> Как оформляются трудовые правоотношения, если работодателем является физическое лицо?
Если в качестве работодателя выступает физическое лицо, то трудовой договор оформляется в письменной форме и обязательно регистрируется в государственной службе занятости.
Форма и порядок регистрации утверждены приказом Министерства труда и социальной политики от 08.06.2001 г. № 260 «Об утверждении Формы трудового договора между работником и физическим лицом и Порядке регистрации трудового договора между работником и физическим лицом».
С принятием этого приказа на территории Украины больше не применяется Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 28 апреля 1987 г. № 275/1376 «Об утверждении положения и условия труда лиц, которые работают у граждан по договорам, и формы договора».
=> Что следует понимать под необоснованным отказом в приеме на работу?
Статьей 22 КЗоТ Украины запрещается необоснованный отказ в приеме на работу.
Однако ни в кодексе, ни в других нормативных актах нет его определения, хотя предложения о законодательном закреплении понятия необоснованного отказа высказывались неоднократно.
В литературе по трудовому праву с учетом практики выработано следующее представление о необоснованном отказе в приеме на работу: во-первых, это незаконный отказ, то есть такой, причины которого относятся к числу запрещенных законодательством; во-вторых, не относящийся к профессиональным и деловым качест-
вам поступающего на работу; в-третьих, немотивированный, т.е. отказ без указания каких-либо мотивов (в том числе и законных).
Незаконным следует считать отказ в приеме на работу по мотивам беременности или наличия грудного ребенка. Уголовным кодексом такое действие рассматривается как преступление (ст. 134 УК Украины). Незаконным будет и отказ, связанный с нарушением принципа равенства людей, провозглашенного в ст.2 Всеобщей декларации прав человека1 и закрепленного в ст.21 Конституции Украины. Он реализован в ч.2 ст.22 КЗоТ Украины: какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав либо установление прямых или косвенных преимуществ при заключении, изменении и прекращении трудового договора в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, членства в профессиональном союзе либо ином объединении граждан, рода и характера занятий, места жительства не допускается. Конвенция о дискриминации в области труда и занятий № 111 МОТ 1958 года, которая устанавливает запрет дискриминации в области труда и занятий фактически по этим же признакам, дополнительно указывает иностранное происхождение2.