Возрастная и профессиональная периодизация
В отечественной психологии получила распространение периодизация детства Д. Б. Эльконина. Основываясь на разработанной им концепции развития психики ребенка, Д. Б. Эльконин разделяет детство на эпохи с последовательно чередующимися периодами, первый из которых характеризуется усвоением задач и развитием мотивационно-потребностной стороны деятельности, а второй – усвоением способов деятельности. Каждому периоду соответствует четко фиксированная ведущая деятельность:
· непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года);
· предметно-манипулятивная деятельность (от 1 года до3 лет);
· сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет);
· учеба (от 7 до 12 лет);
· интимно-личностное общение (от 12 до 15 лет);
· учебно-профессиональная деятельность (от 15 до 17 лет)[15].
Таким образом, в данной возрастной периодизации в качестве основных критериев развития выступают два показателя: мотивационно-потребностная сфера и операционно-технические возможности детей. Отсутствие определенных временных границ говорит о том, что автор сделал акцент не на метрической, а на типологической характеристике возрастного развития.
Какие же выводы можно сделать на основе обзора разных видов периодизации жизни человека и развития личности?
1. Возрастная периодизация жизни человека в отечественной психологии анализировалась Б. Г. Ананьевым, П. П. Блонским, Л. И. Божович, Л. С. Выготским, В. Ф. Моргуном, А. В. Петровским, Д. Б. Элькониным, в зарубежной психологии периодизация онтогенеза представлена в работах Дж. Биррена,
Д. Б. Бромлей, З. Фрейда, Э. Эриксона и др. Классификация осуществляется по разным критериям: психофизиологическим, психосексуальным, психологическим и социально-психологическим. Анализ работ по проблеме периодизации показывает, что камнем преткновения являются именно критерии классификации. Попытки найти единый критерий для периодизации всего онтогенеза человека не увенчались успехом.
2. Следует различать периодизацию жизни человека и периодизацию становления личности.
Период детства дифференцируется существующей в стране системой дошкольного и школьного образования. Закон "Об образовании" и уставы образовательных учреждений определяют границы дошкольного (3 – 6, 7 лет) и школьного возраста (6, 7 – 17 лет). Образование в школе включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее и среднее общее. В настоящее время обсуждается вопрос о введении 12-летнего среднего общего образования, что, естественно, изменит границы возрастной периодизации. Основываясь на этих положениях, можно констатировать, что рассмотренные критерии периодизации детства являются скорее личностнообразующими факторами становления детей на разных ступенях образования.
Для онтогенеза человека продуктивными представляются классификации по психофизиологическим и психосексуальным основаниям, для развития личности – по таким основаниям, как социальная ситуация развития, ведущая деятельность и личностные новообразования. Вся человеческая жизнь может дифференцироваться по каким-то общим критериям. Выделение же единых критериев становления личности затруднено ввиду огромных качественных личностных преобразований, возникающих при переходе от одной эпохи развития личности к другой.
Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин считали, что для детства оправданно использование одних критериев, а для взрослости нужны другие основания.
Исходя из этого положения в становлении личности можно выделить пять периодов: дошкольное детство (до 7 лет), школьное детство (до 18 лет), раннюю взрослость (до 23 лет), взрослость[16] (до 60 лет) и старость (после 60 лет).
Дифференциацию детского возраста целесообразно осуществлять по двум основаниям: социальной ситуации развития и ведущей деятельности (Д. Б. Эльконин). Психологические новообразования характеризуют своеобразие, особенность каждой стадии развития. Переход от одной стадии к другой сопровождается нормативными кризисами становления, которые не всегда вызывают эмоциональные переживания и поэтому не осознаются личностью.
Периодизация взрослости
Рассмотрим сложившиеся в возрастной психологии подходы к периодизации взрослости. Характеризуя взрослость, Г. С. Абрамова, Б. Г. Ананьев, Д. Бромлей, М. В. Гамезо, Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко, А. В. Толстых выделяют стадии, периоды. Однако указания на критерии их выделения не приводятся. Возрастные периоды в различных классификациях в основном совпадают: юность (18–23 года), молодость (23–30 лет), зрелость (30–60 лет). При характеристике каждого периода рассматриваются личностнообразующие факторы: система отношений, ведущая деятельность, профессионализация и др.
В. Ф. Моргун и Н. Ю. Ткачева подчеркивают, что по мере становления личности критерии периодизации, выделенные Д. Б. Элькониным, перестраиваются в следующей иерархической последовательности:
1) личностные новообразования;
2) ведущая деятельность;
3) социальная ситуация развития[17].
Э. Эриксон в качестве критериев периодизации приводит область отношений, результаты развития и механизмы приспособления[18].
Л. Д. Столяренко рассматривает периодизацию сквозь призму социализации личности. Критериями выступают ведущая деятельность и ведущая сторона социализации[19].
А. В. Петровский, как уже было отмечено выше, в качестве основного критерия периодизации приводит уровень развития группы.
Трудности определения критериев периодизации взрослости объясняются тем, что ведущая деятельность, социальная ситуация развития не изменяются. Б. С. Братусь, анализируя развитие личности в зрелом возрасте, выделяет две стороны этого процесса:
· потребностно-мотивационную сферу личности;
· операционально-техническую область деятельности.
Изменение равновесия между этими сторонами приводит к перестройке и личности, и деятельности, тем самым инициируя личностные сдвиги, которые и дифференцируют эволюционное становление личности. Периоды личностных сдвигов (28–34 года, 40–45 лет, 50–55 лет) оформляются в виде возрастных кризисов[20].
Взрослость – это еще и период определения своего места в мире профессий. Психологи, изучающие профессионализацию личности, выделяют стадии этого процесса.
Е. А. Климов предлагает следующую профессионально ориентированную периодизацию:
· оптация (12–17 лет) – период выбора профессии и учебно-профессионального заведения;
· профессиональная подготовка (15–23 года) – овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками;
· адаптация (16–18 лет) – вхождение в профессию и привыкание к ней;
· фаза интернала (18–23 года) – приобретение профессионального опыта;
· мастерство (23–35 лет) – квалифицированное выполнение трудовой деятельности;
· фаза авторитета (35–55 лет) – достижение профессионалом высокой квалификации;
· наставничество (55–60 лет) – передача профессионалом своего опыта.
Не претендуя на строгую научную дифференциацию профессиональной жизни человека, Е. А. Климов предлагает эту периодизацию для критического размышления[21].
А. К. Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней:
1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.
2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства.
3. Суперпрофессионализм также включает три этапа: свободное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий, творческое самопроектирование себя как личности.
4. Непрофессионализм – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности.
5. Послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности[22].
За рубежом широкое признание получила периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости:
1) рост – развитие интересов, способностей (0–14 лет);
2) исследование – апробация своих сил (14–25 лет);
3) утверждение – профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25–44 года);
4) поддерживание – создание устойчивого профессионального положения (45–64 года);
5)спад – уменьшение профессиональной активности (65 лет и более)[23].
Весьма продуктивной, на наш взгляд, является периодизация профессионализации, разработанная Ю. П. Поваренковым. В качестве ведущих критериев профессионализации он выделяет профессиональную продуктивность, профессиональную идентичность и профессиональную зрелость.
Профессиональная продуктивность характеризует эффективность профессионального развития личности и степень соответствия результатов ее деятельности социально-профессиональным требованиям. Профессиональная продуктивность оценивается на основе показателей производительности, качества и надежности.
Профессиональная идентичность характеризует значимость для индивида профессии и профессионализации в целом как средства удовлетворения своих потребностей и реализации, развития потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включающих удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой, профессиональную самооценку, индексы самореализации и самоактуализации личности.
Наиболее сложным является критерий профессиональной зрелости. Профессиональная зрелость свидетельствует о сформированности личностного контура регулирования процесса профессионального развития, о степени осознания личностью своих возможностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются. Для профессионально зрелой личности характерно умение соотносить свои возможности, потребности и профессиональные требования, выбирать оптимальную стратегию профессионального становления, в том числе и сознательно идти на риск или снижать уровень притязаний. Профессиональная зрелость является ведущим показателем становления субъекта профессионализации.
В качестве хронологического основания периодизации Ю. П. Поваренков рассматривает "профессиональный возраст" индивида, т.е. длительность профессионализации, трудовой стаж и т.д. Однако возрастные границы профессионализации
Ю. П. Поваренков не указывает[24].
Анализ работ по проблеме периодизации становления личности позволяет сделать следующее заключение:
1. Разнообразие траекторий индивидуального развития личности во взрослом периоде жизни обусловливает невозможность выделения универсальных критериев периодизации взрослости: для одной группы людей определяющим фактором является социальная ситуация развития (система общественных, семейных и профессиональных отношений), для другой – профессиональная деятельность и уровни интеграции в профессиональные сообщества, для третьей – психологические новообразования. В течение жизни эти факторы могут меняться, порождая огромное количество вариантов становления личности.
2. Периодизация становления личности в онтогенезе по единому психологическому критерию не оправданна. Онтогенез личности целесообразно дифференцировать в зависимости от общественных институтов организации жизнедеятельности людей в конкретных социально-экономических условиях. Система доминирующих социальных отношений, связей в относительно стабильной социальной среде определяет периоды становления личности. В онтогенезе можно выделить пять таких периодов, объединенных общей социальной ситуацией развития:
· дошкольное детство (0–6 лет);
· школьный возраст (7–17 лет);
· ранняя взрослость (18–23 года);
· взрослость (24–60 лет);
· старость (60 лет и более).
Своеобразие периода определяют личностнообразующие факторы развития, к которым относятся:
· природная среда;
· биогенетические особенности;
· социогенетические условия;
· собственная активность личности;
· судьбоносные, знаковые события.
Для дошкольного детства определяющими факторами являются биогенетические особенности и природная среда; для школьного возраста – социальные условия и биогенетические особенности; для ранней взрослости – социогенетические условия и собственная активность личности, а также знаковые, судьбоносные события; в период взрослости на первый план выходят социально-экономические условия и собственная активность личности; в старости вновь большое значение приобретают биологические факторы, природная среда и социально-экономические условия жизни.
3. Периоды делятся на стадии становления – относительно самостоятельные ступени развития личности. Стадии отличаются личностнообразующими потребностями и ведущей деятельностью. Переход от одной стадии к другой сопровождается изменениями в структуре потребностей, сменой или перестройкой ведущей деятельности, что порождает нормативные кризисы становления личности.
Основываясь на этих положениях, а также на принятой в отечественной психологии возрастной периодизации, приведем дифференциацию становления личности в онтогенезе