Будет ли наше общество толерантным?
Чтение – создание собственных мыслей на основе мыслей автора».
А. Дистерверг
Если информация нужна для «долговременного хранения», она связана с понятиями, фактами, которые обслуживают изучаемую вами область знания, то вы должны выбрать модель – «изучающего чтения» или «углубленного чтения».
В этом случае, последуйте совету Д. С. Лихачева: «не будьте суетны при чтении», «читайте с удовольствием, не торопясь».
Общаясь с книгой, надо вчитываться, вдумываться в каждое предложение, в каждое слово. То есть надо уметь вести диалог с автором.
Что такое диалог? Как он строится?
Мы будем двигаться по тексту и «спрашивать» автора. Осмысливая, понимая информацию, заложенную в тексте, будем получать ответ.
Есть три типа вопросов, которые можно задавать походу чтения:
1. Помогающие понять информацию – кто это? Что это? Где это было? От какого слова образовано? Они тематические, помогут нам ответить – о чем этот текст, осознать фактологическую информацию.
2. Вопросы, которые помогут нам шаг за шагом понять авторское отношение к тому, о чем говорится в этом тексте, понять основную мысль. Почему именно так? Что из этого следует? Я понял, вы хотите мне сказать, что… – вопрос, напрямую адресованный автору. Это смысловые вопросы, связанные с авторской и вашей оценкой информации.
3. Мы можем предполагать, как дальше будут развиваться события, прогнозировать их, можем выступать в роли соавторов – это прогнозирующие вопросы, помогающие контролировать прочитанное и быть активным, «поглощенным» в информационный поток.
Каждый из этих вопросов по-своему необходим грамотному читателю.
Такое «углубленное» чтение требует соблюдения нескольких условий:
1. Текст надо не только прочитать, но обязательно понять, расшифровать, осмыслить. Вопрос об усвоении содержания книги часто понимают не совсем правильно. Многие считают, что главное здесь – запомнить содержание прочитанного. Между тем усвоение и запоминание – совершенно разные понятия. Усвоить прочитанное – значит понять все так глубоко и продумать так серьезно, чтобы мысли автора, объединяясь с собственными мыслями, превратились бы в единую систему знаний по данному вопросу.
2. Задача заключается в том, чтобы проследить последовательность хода мыслей автора, логику его доказательств, установить связи между отдельными положениями, выделить то главное, что приводится для их обоснования, отделить основные положения от иллюстраций и примеров. Это уже не просто чтение, а глубокий и детальный анализ текста. Именно при таком подходе становится возможным понять его и по-настоящему усвоить.
3. Проведение такого анализа значительно облегчается, если все это попытаться изобразить на бумаге в текстовой форме, вписывая главные положения, или в форме графической схемы, на которой можно наиболее наглядно представить всю картину логических связей изучаемого явления. Усвоению тех или иных построений автора способствует также система подчеркивании и выделений в тексте книги и нумерации отдельных положений. (В данном случае речь идет о книгах только из личной библиотеки).
4. Необходимо приучить себя к обязательному уточнению всех тех терминов и понятий, по поводу которых возникают хоть какие-либо сомнения. Очень важно для этого всегда иметь под рукой необходимые справочники и словари.
5. Конечно же, чтение – это стимуляция идей. Внимательное ознакомление с любым текстом должно вызвать какие-то мысли, соображения, даже гипотезы, отвечающие собственным взглядам не вещи. Эти вопросы хотя и не касаются техники чтения, но дополняют ее.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Прочитайте представленные тексты, осмыслите информацию и составьте миниреферат на тему: «Проблема толерантности в контексте российской ментальности»
Будет ли наше общество толерантным?
Десять лет назад, 16 ноября 1995 года, Генеральная конференция ЮНЕСКО утвердила резолюцию 5.61 – «Декларация принципов толерантности». Именно с этого времени 16 ноября отмечается как Международный день толерантности.
Судьба толерантности в России - очень непростая. Как сама толерантность, так и слово толерантность у нас до сих пор не в чести. Слово толерантность еще мало известно рядовым носителям русского языка. Опросы воронежцев о значении слова толерантность сплошь и рядом показывают низкий уровень знания данного слова, а также во многих случаях негативное отношение к слову и даже к тому, кто об этом слове спрашивает: Мы таких слов не знаем! Они нам не нужны! Не знаем таких слов и не хотим знать!
Распространено и такое мнение – не надо нам такого иностранного слова, это то же, что терпимость.
Нет, толерантность – это не то же, что терпимость.
Чем отличается толерантность от терпимости? Различия очень важные.
Терпимость - это терпениек плохому:терпение к боли, унижениям, социальному угнетению, побоям пьяницы мужа и т.д.Терпимость оставляет у человека ощущение того, что его терпение вызывается необходимостью, оно ему в тягость, но делать нечего - противиться бесполезно, надо терпеть.
Толерантность же – это терпение не к плохому, а просто к другому, иному, непохожему. Никакого ощущения тягости чувство толерантности человеку не доставляет. Толерантность предполагает, что если кто-то не такой, как ты, если он поступает не так, как ты любишь, хотел бы или привык, то он при этом никак не становится твоим врагом.
Толерантность предполагает умение находить взаимопонимание, согласие с людьми других мнений, убеждений, национальностей, социальных слоев, политических взглядов и т.д.
Толерантность как форма поведения и общения в отношениях с другими людьми противостоит агрессивности, конфликтности, безапелляционности, стремлению во что бы то ни стало настоять на своем, подавить собеседника, изгнать другое мнение, подогнать всех под свою гребенку.
Толерантность – положительное качество мышления человека, нации, это особый тип (способ) мышления человека, проявляющийся в различных сферах - в быту, в политике, в межэтнических отношениях и т.д., применительно к разным предметам мысли.
Толерантность предполагает терпимость к инакомыслию, уважение чужого мнения (при возможности полностью оставаться при этом при своем мнении), спокойное отношение к мнениям и воззрениям других людей, способность прощать другим людям их несовершенства.
Толерантность не предполагает обязательного разделения мнения другого человека и тем более одобрения этого мнения или поступка. Толерантный человек фиксирует в своем сознании и собственное негативное отношение к идеям или поступкам других, но он не высказывает этого несогласия в резкой или агрессивной форме, умеет отделить главное от второстепенного, не вступает в перепалки и конфликты, старается мнение свое высказать ненавязчиво, необидно, не навязывает своего мнения, оставляет за собеседником право на другое мнение.
Толерантность – это определенная установка сознания, способ мышления человека или общества в целом.
Таким образом,толерантность–это положительное нравственное качество человека, заключающееся в ценностной ментальной установке на терпимость к мнениям, убеждениям и формам поведения других людей.
Характерна ли для россиян терпимость? Несомненно, да, и в высшей степени.
Характерна ли для россиян толерантность? Это весьма проблематично.
Идея толерантности была в России всегда очень слаба и проповедовалась, строго говоря, только христианской религией – возлюби ближнего своего, прощай врагов своих, подставь щеку ударившему. Христос - первый проповедник толерантности: мирись с врагом своим, пока ты еще на пути с ним.
На бытийном же уровне, то есть в быту, в повседневной жизни принцип толерантности в России редко находил воплощение: кто не с нами, тот против нас. - Что он за человек? А, и нашим, и вашим (то есть беспринципный, слабый, ненадежный, в общем плохой).
Толерантность в России была и остается уделом отдельных нравственных и просвещенных личностей, но не фактом общественного сознания.
Однако сегодня цивилизованное, демократическое развитие любого общества в условиях плюрализма невозможно без опоры на принцип толерантности, предполагающий умение вести цивилизованный диалог, находить согласие, общественный компромисс по важнейшим социальным и межличностным проблемам, учитывать мнения всех заинтересованных сторон, учитывать мнения и интересы как большинства, так и меньшинства, умение исключать агрессию из отношений с другими людьми. Толерантность – не беспринципность, не всепрощение, не невмешательство: принцип толерантности не распространяется на антиобщественные проявления – преступность, агрессию, насилие. К ним ни человек, ни общество никогда не будут толерантными.
А вот толерантность в религии, политике, межэтнических отношениях, педагогике, в семье, в отношениях разных поколений и даже в спортивных и музыкальных пристрастиях людей – насущная задача сегодняшнего дня.
Будет ли наше общество толерантным? Хочется верить. К этому, честное слово, стоит стремиться. Без этого мы не станем истинно цивилизованной нацией. А мы этого заслуживаем.
Опубликовано в:
«Воронежский курьер», 15 ноября 2005 г.
под названием «В отличие от терпимости»
Россия и толерантность
Пусть расцветают все цветы.
Китайское изречение.
Кто не с нами, тот против нас.
Русское изречение.
Одиннадцать лет назад Генеральная конференция ЮНЕСКО в Париже приняла «Декларацию принципов толерантности» и призвала мировое сообщество к соблюдению норм толерантности в отношениях между людьми, группами и государствами. День принятия Декларации был провозглашен международным днем толерантности.
В русском языке слово «толерантность» появилось в период перестройки и в начале было встречено многими людьми негативно, если не сказать – враждебно. Одни говорили, что это слово западное и поэтому оно нам не нужно. Другие говорили, что у нас уже есть слово терпимость, а это то же самое, что толерантность, и поэтому в слове толерантность нет никакой необходимости.
Постепенно положение стало меняться. 31 декабря 1999 г. российское правительство приняло «План мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе», и слово толерантность получило у нас законные права. В этой программе предусматривалось проведение научных исследований, а также создание учебных программ и введение в школе предметов, пропагандирующих толерантность (правда, насколько мне известно, таких предметов еще нигде не введено). Однако само слово толерантность постепенно вошло в русские словари и понемногу перестает вызывать иронию или отторжение. Привыкают к этому слову и воронежцы. В еженедельную передачу «Территория слова», которую мы ведем с журналистом Ларисой Дьяковой, уже года два не звонят с просьбой пояснить значение слова «толерантность» или с «протестами» по поводу этого слова.
Теперь уже многим ясно, что толерантность и терпимость - это не одно и то же. Терпимость - это терпение к плохому: терпение к боли, унижениям, социальному угнетению, побоям пьяницы мужа и т.д. Терпимость оставляет у человека ощущение того, что его терпение вызывается необходимостью, терпеть это ему в тягость, но делать нечего - противиться бесполезно, надо терпеть, изменить ничего он не в силах или просто не хочет.
Толерантность же - это терпение не к плохому, а терпение к другому, иному, непохожему. Толерантность - это готовность принять без враждебности другого человека, другое мнение, другие ценности как имеющих такое же право на существование, как и ты и твое мнение, твои ценности.
Толерантность предполагает, что если человек не такой, как ты, если он поступает не так, как ты, то он из-за этого не становится плохим человеком, и тем более не должен становиться твоим врагом. Никакого ощущения тягости чувство толерантности человеку не доставляет, а наоборот – возвышает его, показывает его духовную зрелость, интеллектуальную щедрость, доброе отношение ко всем людям.
Толерантность – это стремление к достижению согласия в обществе, преодоление конфликтов. Толерантность – это и умение оценить успехи того, кто достиг большего, чем ты, и не завидовать ему, и тем более не вредить ему – вспомним изречение Паганини: «Способным завидуют, талантливых ненавидят, гениальным мстят». Ведь жизнь, развитие, прогресс продвигают вперед именно способные, талантливые и гениальные, им надо помогать, а не мешать.
Сегодня цивилизованное, демократическое развитие любого общества невозможно без опоры на принцип толерантности, предполагающий умение вести цивилизованный диалог, находить согласие, общественный компромисс по важнейшим социальным и межличностным проблемам, учитывать мнения всех заинтересованных сторон, учитывать мнения и интересы как большинства, так и меньшинства, умение исключать агрессию из отношений между людьми.
Постепенно в России понятие толерантности получает распространение в образованных кругах общества, среди многих политических деятелей. С формированием же толерантности в массовом сознании наших людей дело обстоит вовсе не так радужно. Не очень-то стараются наши люди проявлять толерантность к другим, хотя и знают, что, видимо, следовало бы ее проявлять. Это как с правилами уличного движения: все знают, что нельзя переходить на красный свет, но все равно переходят. Загадка нашей души: держит нас в руках вредный и нетолерантный принцип «кто не с нами, тот против нас»…
Наше общество исключительно терпимо, но пока еще мало толерантно. Сегодня толерантность в России не стала не то что массовым, но даже, к сожалению, и заметным явлением и остается пока уделом отдельных нравственных и просвещенных личностей, но не фактом общественного сознания. Сколько талантливых граждан нашей страны – ученых, изобретателей, писателей, артистов, спортсменов – из-за зависти и травли вынуждены были покинуть нашу страну и за короткий период буквально «расцвели» за рубежом, достигли там огромных успехов, реализовали там свои замыслы и в результате принесли свои достижения на алтарь другой страны…
А иностранные граждане, на которых сейчас по всей стране нападают безмозглые бритоголовые идиоты – ведь уедут они из нашей страны, и мы лишимся и специалистов, и дешевой рабочей силы, и искренних друзей. Ну нельзя нам этого допускать. Без формирования толерантности движение к цивилизованному гражданскому обществу, общественный и экономический прогресс, особенно в такой многоэтнической, многоконфессиональной стране, как наша, невозможны.
Подчеркнем, что толерантность – это не беспринципность и невмешательство; принцип толерантности не распространяется на антиобщественные проявления - преступность, агрессию, насилие: к ним ни человек, ни общество никогда не будут толерантными и будут и обязаны их пресекать. А вот во всех остальных сферах толерантность – важнейший принцип цивилизованных человеческих отношений, и он насущно необходим современному обществу, в том числе и нашему, российскому.
Опубликовано в:
«Воронежский курьер», 16 ноября 2006
без эпиграфа