Социально-психологический статус умственно-отсталых детей при поступлении в абилитационное отделение.
Социально-педагогическая диагностика как направление работы по выявлению особенностей поведения поступающих в абилитационное отделение, включает в себя следующие методики:
1. Составление индивидуальной карты развития ребенка-инвалида на основании опроса родителей и наблюдение за поведением ребенка (первичная диагностика).
2. Оценка и анализ воспитанности ребенка-инвалида.
3. Анализ протокола психолого-педагогического обследования ребенка-инвалида.
4. Наблюдение и беседа используются как вспомогательные методики для уточнения, подтверждения или опровержения данных, полученных в результате диагностики.
Исследование проходило с 03.03.2013 г. по 30.03.2013 г.,
В исследовании приняли участие 26 детей-инвалидов:
- Экспериментальную группу составили 13 детей инвалидов в возрасте 8-10 лет, посещающих "Центр социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов Фрунзенского района".
- Контрольную группу составили 13 детей-инвалидов, воспитывающихся в семье и не посещающих "Центр социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов Фрунзенского района".
Таблица 1
Социально - демографическая характеристика детей – инвалидов - участников исследования.
Возраст/Пол | 8 лет | 9 лет | 10 лет | М | Ж |
Экспериментальная группа | 5 чел. | 4 чел. | 4 чел. | 6 чел. (47%) | 7 чел. (53%) |
Контрольная группа | 6 чел. | 3 чел. | 4 чел. | 8 чел. (54%) | 5 чел. (46%) |
В ходе проведения диагностического обследования, нами получены следующие результаты:
Рис. 1.
Медико-социальная характеристика детей-инвалидов поступивших
в СПбГУ "Центре социальной реабилитации инвалидов Фрунзенского района".
Данные полученные в ходе анализа карт развития детей-инвалидов, посещающих "Центр социальной реабилитации инвалидов Фрунзенского района" свидетельствуют о том, что:
· возраст родителей 30-40 лет – 35%; возраст родителей 40-60 лет – 65 %.
· болезненное протекание беременности сопровождалось у 65 % матерей, роды с осложнениями были у 65%, на искусственном вскармливании находилось 80% детей.
· Ребенок-инвалид является первым ребенком в семье у 55% опрошенных семей, вторым ребенком – у 45 %.
· Родовые травмы сопровождались у 65 % опрошенных матерей. Травмы до 3-х лет были у 10 % опрошенных, травмы после 3-х лет – у 6%.
· Дети – инвалиды детские учреждения не посещали.
· Диагноз - легкая степень умственной отсталости (дебильность F70) сопровождается у 85 % опрошенных семей.
· Диагноз - средняя выраженность отсталости (имбецильность F71) сопровождается у 15 % опрошенных семей.
Рис. 2.
Медико-социальная характеристика детей, воспитывающихся дома
Данные полученные в ходе анализа карт развития детей-инвалидов, не посещающих абилитационный центр свидетельствуют о том, что:
· возраст родителей 30-40 лет – 55%; возраст родителей 40-60 лет – 45 %.
· болезненное протекание беременности сопровождалось у 50 % матерей, роды с осложнениями были у 65%, на искусственном вскармливании находилось 80% детей.
· Ребенок-инвалид является первым ребенком в семье у 85% опрошенных семей, вторым ребенком – у 10 %.
· Наличие родовых травм у детей отметили у 80% опрошенных матерей. Травмы до 3-х лет были у 5 % детей, травмы после 3-х лет – у 2% детей.
· Дети – инвалиды детские учреждения не посещали.
· Диагноз - легкая степень умственной отсталости (дебильность F70) сопровождается у 85 % опрошенных семей.
· Диагноз - средняя выраженность отсталости (имбецильность F71) сопровождается у 15 % опрошенных семей.
Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод: беременности матерей сопровождались осложнениями, дети инвалиды не посещали детские учреждения, все дети имеют медицинские диагнозы и характеризуются легкой (большинство) и средней (меньшинство) степенью
Рис. 3.
Психолого-педагогическая характеристика детей-инвалидов,
поступивших в реабилитационный центр.
Данные полученные в ходе анализа психолого-педагогической характеристики обследования детей-инвалидов, которые начали посещать "Центр социальной реабилитации инвалидов Фрунзенского района" свидетельствуют о том, что:
· Контактность детей имеет низкий (65%) и средний уровни (35%).
· Социально бытовые представления развиты недостаточно: низкий уровень у 70% детей-инвалидов, средний – у 30 % детей-инвалидов.
· Пространственно-временные представления у детей с ограниченными возможностями развиты недостаточно: 25% имеют низкий уровень, 70 % имеют средний уровень.
· Конструктивные действия у детей-инвалидов находятся на низком уровне – 85%.
· Восприятие цвета и формы имеет средний уровень развития (65% и 60%). Восприятие величины развито недостаточно – у 50 % детей-инвалидов наблюдается низкий уровень развития.
· Объем и устойчивость внимания у детей-инвалидов характеризуются также низким уровнем развития (85%).
· Память зрительная и зрительно-моторная у детей имеет низкий уровень развития (75% и 85%). Память слуховая находится на низком уровне развития (100 %).
· 90 % детей-инвалидов имеет низкий уровень мышления.
· 85 % детей не соответствуют возрастной норме психического развития.
Рис. 4.
Психолого-педагогическая характеристика
детей-инвалидов, воспитывающихся дома.
Данные полученные в ходе анализа психолого-педагогической характеристики обследования детей-инвалидов, не посещающих реабилитационный центр, показывают, что:
· Контактность детей имеет низкий (70%) и средний уровни (30%).
· Социально бытовые представления развиты недостаточно: низкий уровень у 80% детей-инвалидов, средний – у 20 % детей-инвалидов.
· Пространственно-временные представления у детей с ограниченными возможностями развиты недостаточно: 55% имеют низкий уровень, 45 % имеют средний уровень.
· Конструктивные действия у детей-инвалидов находятся на низком уровне – 75%.
· Низкий уровень восприятия цвета (у 65 % детей-инвалидов), средний уровень восприятия цвета – у 35% детей. 45 % детей имеют средний уровень восприятия величины.
· Объем и устойчивость внимания у детей-инвалидов характеризуются низким уровнем развития (50 % и 85%).
· Память зрительная и зрительно-моторная у детей имеет низкий уровень развития (80% и 85%). Память слуховая находится на низком уровне развития (100 %).
· 90 % детей-инвалидов имеет низкий уровень мышления.
· 90 % детей не соответствуют возрастной норме психического развития.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что дети с ограниченными возможностями, посещающие реабилитационный центр и дети, воспитывающиеся дома не соответствуют психическому развитию возрастной нормы.
Данные полученные в ходе анализа оценки воспитанности детей-инвалидов, посещающих "Центр социальной реабилитации инвалидов Фрунзенского района" и воспитывающиеся дома отображены в таблице № 2.
Таблица 2.
Оценка выраженности уровня воспитанности детей-инвалидов посещающих "Центр социальной реабилитации инвалидов Фрунзенского района" и воспитывающиеся дома.
Критерии оценки | Уровень проявления воспитанности | Уровень проявления воспитанности | |||||
Внешний вид, прическа, одежда, украшения и пр. | Не раздражающий, не вызывающий, не отвлекающий | 100% | 100% | Раздражающий, вызывающий, отвлекающий (немыслимые украшения и т.п.) | 0% | 0% | |
Общение, речь | Вежливые, деликатные, уважительные | 100% | 100% | Общение грубое, речь крикливая, употребление ругательств | 0% | 0% | |
Отношение к ребятам | Дружелюбное, сопереживающее, с симпатией | 100% | 95% | Заносчивое, барское, издевательское | 0% | 5% | |
Отношение к учителям | Вежливое, уважительное, почтительное | 100% | 0% | Неуважительное, с элементами грубости, хамства | 0% | 0% | |
Отношение к другим сотрудникам | Вежливое, уважительное | 100% | 0% | Неуважительное, грубое, хамское | 0% | 0% | |
Дисциплинированность (выполнение указаний) | Всегда выполняет (или всегда можно убедить выполнить) | 80% | 60% | В большинстве случаев не выполняет, стремится отговориться, солгать и т.п. | 20% | 40% | |
Отношение к труду других | Бережное | 100% | 0% | Пренебрежительное, портит, пачкает мебель и пр. | 0% | 0% |
Примечания:
1- Дети с ограниченными возможностями, посещающие реабилитационный центр.
2- Дети с ограниченными возможностями, воспитывающиеся дома.
Полученные данные свидетельствуют, что дети – инвалиды посещающие "Центр социальной реабилитации инвалидов Фрунзенского района" и воспитывающиеся дома имеют опрятный внешний вид, в общении вежливы, отношение к ребятам дружелюбное, к учителям – уважительное, деликатное, дети дисциплинированны, отношение к труду других людей – бережное.
Таким образом, обследование детей экспериментальной группы при поступлении в Центр и детей контрольной группы не выявило различий в их медико-социальной и психолого-педагогической характеристике, уровне социализации поведения.