ЗАДАЧИ музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся

«Музей – грандиозная памятная книга человечества»

Л.В. Луначарский

В концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников четко определен современный воспитательный идеал – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укрепленный в духовных и культурных традициях российского народа». [4]

Задача учителя сегодня: сформировать разум и воспитать гражданина. От того, как на практике осуществляется эта работа, в какой форме организована деятельность учителя, во многом зависит эффективность реализации целей и задач патриотического воспитания и гражданского становления личности.

Моя практика работы в школе убедительно доказывает, что школьный музей способствует формированию гражданско-патриотических качеств учащихся, использование краеведческого материала в учебных и воспитательных целях обостряет внимание ребят к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработки у них самостоятельности, мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний на практике.

Школьный историко-краеведческий музей был открыт в декабре 2008 года. Цели создания школьного музея: формирование активной творческой личности гражданина, патриота, который способен реализовать себя в различных сферах жизни; пропаганда истории, культуры малой Родины, региона, страны.

В музее собран богатейший материал по истории села в годы Великой Отечественной войны, об участниках ВОВ, об истории школы. В работе музея успешно реализуется принцип «Музей для детей и руками детей». Школьный музей самым непосредственным образом включен в учебно-воспитательный процесс. Музейное пространство дает широкие возможности для проведения разных типов уроков, в том числе и интегрированных. Нетрадиционные формы обучения и наглядность изучаемых объектов, а также живое общение учащихся с предметами исследований способствуют концентрации внимания, создают положительный эмоциональный фон для более эффективного восприятия материала. Музей работает по педагогической концепции, в основу которой заложены идеи целостности, систематичности, непрерывности образования. Работа, начатая на уроке, продолжается во внеурочное время. Эффективность использования школьного музея в образовательном процессе во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. Это использование музейных экспонатов в качестве учебных пособий на уроке, использование документальных источников в ходе научно-исследовательских работ по историческому краеведению. Велико значение музейных экскурсий. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. Во время экскурсии учитель имеет возможность отдельные события непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.

Познание окружающего нас микромира как части Отечества соответствует дидактическому принципу «от частного к общему». Местный материал доступен учащимся для усвоения. Велик его развивающий потенциал. Одной из главных особенностей историко-краеведческой работы состоит в том, что она включает элементы исследования. Сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание. Далеко не все из школьников станут историками, но повседневная деятельность, во время которой мальчишки и девчонки постигают на собственном опыте непреходящую значимость исследования истории малой Родины, сохранится надолго. В музее ребята сплачиваются вокруг общего дела, получают навыки общения, совместного творчества, коллективного труда. Занятия в музее помогают накапливать и сохранять знания о родном крае, воспитывать патриотов. А чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примером увлекательной совместной деятельности, высветит и все остальные позитивные качества растущего человека- любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру. [2]

Поисково-исследовательская деятельность носит многоплановый характер: работа в районном музее, походы, встречи и интервью с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда, участниками локальных войн. Огромное значение в исследовательской деятельности играет интервьюирование. Его характеризует отличительная особенность: во-первых, ученик получает возможность непосредственного общения с носителем исторического опыта, во- вторых, интервью является средством получения данных о состоянии общественного мнения, в-третьих, достоинство этого метода – широта охвата разнообразных сфер социальной практики.

На базе школьного музея регулярно проходят встречи с ветеранами труда и войны, воинами интернационалистами. Незабываемы уроки мужества, встречи трех поколений «Салют, Победа!», «Даже пылью времен затянуть эту дату нельзя», встречи с Почетными гражданами села.

Поисковая и исследовательская работа расширяет кругозор учащихся, учит общению, развивает любознательность, вызывает необходимость работать со справочниками и энциклопедиями, знать больше о стране, о своей малой Родине, о людях, которые живут и работают рядом.

Одно из направлений работы музея - военно-патриотическое. В ходе него решаются задачи по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Многие века русские воины уходили на бранные поля постоять за Отечество – за землю отцов, за отчую честь. Из более, чем тысячелетней истории нашего государства семьсот лет Россия провела в войнах и сражениях. Но, что особенно характерно, большинство этих войн для России носили справедливый освободительный характер. Долгие годы Русь защищалась от набегов кочевников, более двухсот лет боролись против татаро-монгольского ига, одновременно сдерживая натиск западных крестоносцев, не позволив им поработить православный русский народ, защищали землю русскую от крымских ханов и польских шляхтичей, от шведов и немцев, от французов и турок. Русское воинство принимало участие почти во всех европейских военных конфликтах, отстаивая интересы нашего государства и независимость братских славянских народов. Две Отечественные войны 1812г. и 1941-1945гг. – яркий пример мужества и героизма русского народа в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.

В 1812 году, когда началась Отечественная война, башкирский народ проявил массовый подъем, на помощь русской армии были отправлены 28 конных пятисотенных полков. Многие башкиры добровольно шли в ряды действующей армии. Братья Абдулхалик и Назир Абдулвахитовы просили губернатора «по ревностному… желанию к службе» включить их «для оказания Отечеству услуги» в состав башкирского полка, сформированного в 9-м кантоне (Оренбургский уезд) [7] . Бесстрашными и находчивыми партизанами проявили себя конники Башкирии в отрядах прославленных героев Отечественной войны Давыдова, Сеславина, Ефремова, Кудашева[7]. Выросшие в суровых условиях башкирские воины быстро осваивали уроки войны. Вслед за отступающей наполеоновской армией с донскими казаками атамана Платова в составе отряда полковника Кудашева по улицам разрушенной Москвы прошли воины 1-го Башкирского полка, настигая отступающих французов. Об этом свидетельствуют слова фельдмаршала М.И. Кутузова в письме к Оренбургскому генерал-губернатору Г.С. Волконскому об активных боевых действиях полков: «Вы не можете представить, ваше сиятельство, радости и удовольствия, с каким все и каждый из русских воинов стремится за бегущим неприятелем и с какою храбростию наши воины, в том числе и казаки и некоторые башкирские полки, поражают их»[7].

Чуть меньше двух веков отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но это нисколько не умаляет ее огромного значения для истории России. Борьба с иноземными захватчиками пробудила тогда в народе высокие чувства любви к Родине, истинного патриотизма, гордости и чести, народного единения. У войны нет срока давности, нет цены. Подвиг русских солдат бессмертен. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Участник отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал : « Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве.»[6]

Школьный музей помогает расширить знания об истории малой Родины, осмыслить связь времен, не только найти, но и закрепить живую нить памяти современников со старшим поколением. Организуя встречи, изучая материалы и экспозиции музея, ребята невольно понимают свою ответственность за настоящее и будущее малой родины и России в целом.

Таким образом, внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.[5]

Литература

1. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2002. – С. 595.

2. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 37-42.

3. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: Каро, 2004. – 224 с.

4. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» // ОБЖ. -2005.-№12 - С.3-8

5. Патриотическое воспитание молодежи: Методический сборник. – Великий Новгород, 2004. – 103 с.

6. Стрельников В. Патриотизм - источник морального духа российского воина // Ориентир. - 2002. - №7.

7. Усманов А.Н. Башкирский народ в Отечественной войне 1812 года. Уфа, 1964. С.57—58

Григорьева С.

(Архангельский район РБ)

Наши рекомендации