И. формы Шпильмейера — Фогта — Баттена — см. И. амавротическая юношеская
И. амавротическая юношеская.
И. формы Янского — Бильшовского —см. И. амавротическая детская поздняя.
Иерофобия[устар.; греч. Ыегоз — священный + фобия] — навязчивый страх — боязнь предметов религиозного культа.
Извращение половое[англ. зехиа!*/еша?гоп] —любое сексуальное поведение, считающееся в обществе отклонением от нормы. И. может выражаться в получении сексуального удовлетворения от контакта с определенными предметами (фетишизм) или проявляться в к.-л. определенных видах половой активности (напр., садизм и эксгибиционизм), в результате к-рых человек получает сексуальное удовлетворение. В различных культурах к половым извращениям относятся различные виды сексуального поведения; лечение имеющихся у человека отклонений проводится лишь в тех случаях, если они доставляют страдания самому человек} или окружающим его людям. Некоторые люди считают, что простая консультация специалиста может помочь им отрегулировать их сексуальное поведение. Другие же настаивают на лечении, чтобы добиться изменения своего сексуального поведения: в этом случае применяется терапия отвращения, а также кондиционирование, целью которого является формирование нормальных фантазий на сексуальные темы; это позволяет добиться появления у человека желаемого сексуального поведения. Единственным положительным эффектом от медикаментозного лечения является снижение слишком сильного полового влечения. См. Вуайеризм.
Изо-[греч. /505 — равный] — составная часть сложных слов. означающая «равный», «соразмерный», «одинаковый».
ИЗОДЭКТИЛИЯ[англ. койа&уНят]— врожденное нарушение развития, при к-ром все пальцы имеют одинаковую длину.
Изолофобия[фр. мо1етеп1—одиночество + фобия] — навязчивый страх — боязнь оказаться одиноким в жизни.
ИЛЛЮЗИИ\Штюпе5;лат. Шиш — ошибка, заблуждение] — ошибочное восприятие реально существующих в данный момент предметов или явлений.
И. аффективные[лат. а$есШ5— переживание] — И., возникающие обычно на фоне резко выраженных колебаний настроения, общего аффективного фона или же в связи с остроформирующимися интенсивными аффектами страха и тревоги; при подобных обстоятельствах вместо находящегося в руках врача неврологического молоточка больной видит пистолет, в шуме ветра воспринимается дыхание настигающего его преступника.
И. вербальные[лат. гегЬаШ— словесный, относящийся к речи] — И., возникающие у больных в результате реальных разговоров окружающих, при этом вопросы одного из посторонних собеседников, а также ответы второго воспринимаются больным как совершенно иные речи; напр., в разговорах посторонних лиц на совсем другие темы больной слышит унизительные и обидные замечания и оценки в свой адрес, слышит слова осуждения, угрозы, что сопровождается адекватными эмоциями страха и чувством тревоги.
И. восприятия[лат. Штю — ошибка, заблуждение] — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «иллюзии восприятия» называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые «оптико-геометрические иллюзии» заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений. К другому классу И. в. относится феномен яркостного контраста. Так. серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много И. в. видимого движения: автокинетическое движение (хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона). К И. в. незрительной природы можно отнести, напр., И. Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее. Встречаются также разнообразные установочные И., детально исследованные Д. Н. Узнадзе и его учениками. Некоторые И. в. имеют сложный характер: напр., в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Единой теории, объясняющей все И. в., в настоящее время нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, которые в нормальных условиях обеспечивают его константность. Многочисленные исследования посвящены обнаружению детерминант оптической и физиологической природы И. в. Их появление объясняется особенностями строения глаза, спецификой процессов кодирования и декодирования информации, эффектами иррадиации, контраста и т. д. В исследованиях фиксируются социальные детерминанты трансформации образов — особенности мотивационной и потребностной сфер, влияние эмоциогенных факторов, прошлого опыта, уровня интеллектуального развития. Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований «картины мира». По изменению особенностей И. в. можно определить глобальные характеристики и качества человека — его состояние в ситуации восприятия (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению. В последнее время получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения И. в. субъектами восприятия в ситуации актуализации у них образа значимого другого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека.
И. парейдолические[пара- + греч. еШб1оп — изображение] — зрительные И. фантастического содержания, возникающие обычно на основе рисунка обоев или ковра, трещин и пятен на потолке или стенах и т. д. И. п. часто имеют место в инициальных стадиях острых психотических состояний.
Иллюстративный метод— один из методов наглядного обучения; сопровождение устного объяснения или чтения рисунками, лепкой и др. видами изобразительного искусства.
Иллюстрации— одно из средств применения наглядности в обучении, заключающееся в использовании на занятиях в школе произведений изобразительного искусства, примеров из художественной литературы, а также доступных для демонстрации макетов, механизмов и т. д. ' Возможности современной техники, кино, телевидения значительно расширили применение И. в обучении. И. используются в преподавании любого предмета во всех классах. Они способствуют эмоциональному восприятию учебного материала, обогащают знания и помогают их закреплению. В условиях спец. школ И. имеют особое значение, поскольку у детей со спец. образовательными потребностями особенно страдает чувственный опыт. И. играют решающую роль в формировании и уточнении представлений об окружающей действительности в процессе усвоения понятий и способствуют развитию мышления этих детей. И. сопутствуют применению различных методов и форм учебной работы в специальных школах и органически с ними связываются.
Имбецильность[лат. шЪес'Миз— слабый, слабоумный; устар.] — средняя степень олигофрении, занимающая промежуточное положение между идиотией и дебильностью, характеризующаяся замедленным и непоследовательным мышлением, ограниченным словарным запасом, возможностью усвоения лишь элементарных навыков.
Иммуногенетика[лат. штипих —свободный, освобожденный + генетика', син.: Генетика иммунитета] — раздел иммунологии и генетики, изучающий закономерности наследования антигенной специфичности различных тканей организма и роль генетических механизмов в осуществлении иммунологических процессов.
Импрессивная речь[лат. гтргето— впечатление] — восприятие, понимание речи. И. р. устная нормально выражается в слуховом восприятии произносимого, а И. р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении).
И. р. устная у глухих выражается в зрительном восприятии произносимого посредством чтения с губ. И. р. письменная у слепых выражается в тактильном восприятии рельефного текста, напечатанного на бумаге или передаваемого читальной машиной, а также в слуховом восприятии фонических сигналов читальной машины. И. р. дактильная связана со зрительным (для глухих) или осязательным (для слепоглухих) восприятием обозначений букв.
Импринтинг[англ. 1трпп1— оставлять след, запечатлевать, фиксировать] — запечатление в памяти новорожденного отличительных черт воздействующих на него жизненно важных объектов.
Импульсивное воровство[лат. треНо, 1три1тт —толкать, побуждать] — см. Клептомания.
Импульсивное действие —внезапно совершаемое стремительное немотивированное действие, продолжающееся секунды или минуты: признак выраженного психического расстройства.
У детей со спец. образовательными потребностями И. д. чаще наблюдаются в случаях патологии поведения и характера.
В основе механизма И. д. лежит слабость корковой деятельности, недостаточность активного торможения, вследствие чего импульсы, идущие из подкорковых образований, не встречают должного противодействия. Склонность к И. д. нередко встречается у олигофренов. Чаще всего это отмечается при такой форме олигофрении, когда общая интеллектуальная недостаточность сочетается с преобладанием возбудительного процесса (возбудимые олигофрены).
Импульсивное поджигательство —см. Пиромания.
Импульсивное помешательство[истор.] — общее название психических болезней с симптомами импульсивных влечений.
Импульсивность— форма поведения, обусловленная болезнью, особенностями склада личности или сложившейся ситуацией, при которой действия, поступки возникают в связи с непреодолимыми влечениями, побуждениями и протекают насильственно без высшего уровня контроля личности, по типу реакции «короткого замыкания».
Ин- [им-; ир-;лат. т-} — 1. Приставка, означающая расположение внутри ч.-л. 2. Приставка, означающая отрицание и соответствующая русским приставкам «без-», «не-».
Инактивность— снижение функциональной активности определенного участка мозга или одного из полушарий в целом вследствие локального поражения или целенаправленного вмешательства (унилатеральная электросудорожная терапия, метод Вада).
Инвалид[лат. туа1Шиз — беспомощный, больной; англ. /шпсНсар] — человек, утративший совсем или частично работоспособность из-за травм, болезни или старости.
В настоящее время термин «инвалид» заменяет термин «человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности» (в выборе профессии, видов и форм труда и т. п.). И. обычно считается человек с к.-л. установленным структурным нарушением [англ. 1тра1гтеп{]; часто он включает в себя два стандартных отклонения от среднего числа, полученного в результате изучения большого количества практически здоровых в этом отношении людей. Такое отклонение может отражать функциональное нарушение, причем нередко оно является неожиданным для самого человека и выявляется лишь с помощью клинического обследования или в процессе тестирования. При этом указывается степень его частичной или полной неспособности [англ. (ИяаЫН1у] к выполнению к.-л. деятельности по сравнению с представителями контрольной группы, у которых такой неспособности нет.
Инвалидность[син.: нетрудоспособность стойкая] — постоянная или длительная, полная или частичная потеря трудоспособности; частичная или полная неспособность выполнять к.-л. социальную, производственную или иную деятельность, которой бы хотел заниматься человек. Наличие и степень И. устанавливаются врачебно-трудовыми экспертными комиссиями.
Альтернативными терминами в этом случае являются: ненормальность [англ. аЪпогтаИ1у], дефект [англ. Ле/ес1], мальформация [англ. таЦогтаиоп], порок развития, или нарушенная функция [англ. таЦипсйоп]. Эти термины часто используются большинством специалистов, что может привести к возникновению путаницы. Для решения этой проблемы рабочая группа Всемирной организации здравоохранения предложила использовать общий термин «нетрудоспособность» [англ. сНзаЫетеШ], однако пока что он имеет лишь ограниченное применение. Выделяются 3 группы И.
Первая группа И.присваивается лицам, имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствиями травм или нарушений развития. Вследствие этого могут быть в значительной степени нарушены: способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве, способность к общению и контроль за своими действиями.
Ко второй группе И.могут быть отнесены те лица, у которых имеется стойкое, выраженное расстройство функций организма вследствие болезни, травм, нарушений развития. Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания, передвижения, ориентации, общения, контроля за своими действиями. Для взрослых установление второй группы И. в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с нек-рыми другими ограничениями жизнедеятельности (напр., передвижения). Для детей такое сочетание не требуется.
Третья группа И.присваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или нарушений развития имеет место стойкое, но незначительно или умеренно выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению способности к обучению, трудовой деятельности, самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве и общению (Н. М. Назарова).
Ингибиция социальная[лат. тМЪеге — сдерживать, останавливать] — ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых. И. с. противоположна фасилитации социальной.
Индивидуальное обучение— форма организации учебных занятий. И. о. осуществляется в отношении больных детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Для обучения таких детей органы народного образо-вания назначают спец. учителей, которые ведут занятия в домашних условиях.
Особенности физического и умственного развития л; тей требуют индивидуализации обучения и в спец. школ-В учебных планах этих школ предусмотрены часы на индивидуальные занятия, обеспечивающие возможность раб: тать поочередно с каждым учеником.
Индивидуальный подход —важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Инклюзия[англ. тсЫыоп — включение] — в последи. годы за рубежом (США, Канаде, Великобритании и др. странах) на смену понятию «интеграция» приходит понят и «включение» [тс1изюп\. Этому способствовало распростронение Декларации ЮНЕСКО о мерах в социальной полит ке, способствующих «включающему образованию» (Исл^ ния, г. Саламанка. 1994).
Инициаторы введения нового понятия и соответствующей системы действий полагают, что как простое физическое присутствие в рабочем коллективе человека с цвет: кожи, отличным от белого, еще не означает его принятия подлинного равноправия, так и механическое объединение одном классе детей с обычным и особым развитием не означает полноценного участия последних в жизни класса. Английский глагол тсШе переводится как «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». Поэтому слово ;>:. 1изюп представляется термином, в большей степей отражающим новый взгляд не только на образование, но и н. место человека в обществе.
Включение как действие означает борьбу против исключения и таких социальных болезней, как расизм, убежден! : в превосходстве одного пола над другим и т. п. Включен, как действие означает обеспечение гарантий поддержки т с кто в ней нуждается, в какой бы форме она им ни употреблялась. Создание и обеспечение работы систем поддержки не одолжение со стороны общества, а его обязанность. Смысл включения не в вопросе: «Не можем ли мы быть друзьями?», а в вопросе: «Можем ли мы все научиться ладить друг с другом?». Мы не сможем ладить, если будем просто избегать других, тех, кто отличается от нас, и будем включать только тех, с кем мы чувствуем себя комфортно и кто похож на нас.
Итак, понятие «включающее образование» представляет собой такую форму обучения, при которой уч-ся с особыми потребностями:
· посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи;
· находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;
· имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям уч. цели;
· обеспечиваются необходимой поддержкой.
Успешное включение, как здание, должно строиться на
соответствующем фундаменте, который может быть крепким только при наличии четырех составляющих: педагогического коллектива единомышленников, информации о процессе преобразований, подготовки и постоянной поддержки (Л. М. Шипицина).
Инкубатор медицинский{лат. тсиЪаЫт — лежать, покоиться; син.: кувез закрытый — нрк.] — устройство для выхаживания недоношенных детей, представляющее собой камеру, в которой поддерживаются заданные температура, влажность и газовый состав воздуха.
Иннервация—наличие в органах и тканях нервов. Различают центростремительные (или афферентные) нервы, по которым раздражение поступает в Ц НС, и центробежные (или эфферентные) нервы, по которым передаются импульсы, идущие к периферии.
Интеграция{лат. тге^гайо — обновление, восстановление] — в спец. педагогике И. является сложным многоступенчатым процессом, в котором, с одной стороны, самым активным образом должен участвовать сам человек, с другой — структуры общественных организаций, адекватно оценивающих и принимающих личность человека с ограниченными возможностями. Успешность И. в значительной мере определяется социально значимыми личностными качествами человека с ограниченными возможностями, рациональной реорганизацией системы обучения и воспитания детей со спец. образовательными потребностями, а также позитивными изменениями взглядов общества на инвалидность для преодоления отчуждения его в социальной среде. Процесс И. может быть эффективным только тогда, когда усилия семьи и школы будут направлены не только на коррекционное обучение и воспитание, но и на формирование у членов общества гуманного, милосердного отношения, сочетающегося с реальным знанием возможностей человека с ограниченными возможностями, конкретной практической помощью во всех сферах его жизни.
И. человека с ограниченными возможностями в общество представляет собой сложный, многоэтапный социальный процесс. Условно можно выделить три основных уровня:
I уровень— ранняя И. ребенка, которая проходит ряд под
уровней: 1) утилитарно-приспособленческий, 2) предмет-
но-манипулятивный (от 1 до 3 лет), 3) предметно-сенсорный, 4) поведенческо-игровой, 5) познавательно-деловой,
6) контрольно-оценочный (Т. П. Свиридюк).
II уровень— интегрированное обучение и воспитание.
Интегрированное обучение мы рассматриваем, как средство
достижения И. в обществе. Решая задачи интефированного
обучения, необходимо придерживаться следующих условий:
1) при выборе общего или специализированного обучения
исходить из того, где больше пользы для развития конкретного ребенка, 2) выбирая тип школы, придерживаться принципа добровольности, 3) гарантировать необходимый сервис, 4) адекватное отношение к ребенку со спец. образовательными потребностями членов семьи, педагогов, одноклассников и людей ближайшего окружения.
III уровень — подготовка к трудовой деятельности в коллективе. В 7—8-х кл. необходимо изучить и определить профессиональные склонности уч-ся со спец. образовательными потребностями. На основе данного изучения проводить профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку. В идеальном варианте школа, выпускающая ученика со спец. образовательными потребностями в жизнь, отвечает за его трудоустройство. Для успешной реализации задач данного этапа необходимы: 1) организация своевременной профориентации и трудового обучения с учетом склонностей и возможностей воспитанников, 2) обеспечение условий труда, 3) обеспечение адекватного отношения в рабочем коллективе (В. Гудонис).
Интеграция в развитии детей со специальными образовательными потребностями —в системе образования И. означает возможность минимально ограничивающей альтернативы (т. е. выбора) для лиц со спец. образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения (дошкольное образовательное учреждение, школа и пр.).
И. основывается на концепции «нормализации» (М/уе, 1976), в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
Применительно к детям это означает следующее.
· Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых — потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке.
· Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени
приближенную к нормальной.
· Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и
обязанность местных властей — способствовать тому,
чтобы дети с особыми образовательными потребностями
воспитывались в своих семьях.
· Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.
Принципы «нормализации» сегодня закреплены рядом
международных правовых актов: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов (Л, М. Шипицина).
Интегрированное обучение —совместное обучение и воспитание лиц, имеющих физические и/или психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов-специалистов. При этом за лицами, имеющими психические и/или физические недостатки, сохраняются все льготы, которыми они пользуются при обучении в спец. образовательном учреждении.
С позиций спец. обучения этих детей интеграция как включение человека в общество в качестве полноценного его члена зависит от успешности его общеобразовательной и профессиональной подготовки. Такая подготовка этих детей в наиболее адекватной форме осуществляется в условиях спец. (коррекционных) образовательных учреждений. Это не исключает возможности обучения их в массовых общеобразовательных школах, где они получают спец. помощь для удовлетворения спец. потребностей.
И. о. является альтернативной формой обучения для детей с ограниченными возможностями.
Для успешной реализации интеграционных задач необходим комплексный подход и одновременно решение их в системе всех социально-экономических и общественных отношений.
Таким образом, базисом для интегрированного обучения детей со спец. образовательными потребностями должны быть определенные постановления, принятые государственными институтами. Так, в мае 1993 г. коллегия Министерства культуры и просвещения Литвы подтвердила положение «Порядок предоставления помощи детям со специальными образовательными потребностями в общеобразовательных заведениях». В нем указываются формы и способы помощи, определено содержание работы для спец. педагогов в общеобразовательных школах, наряду с логопедом и психологом введена ставка спец. педагога (олигофренопедагога). При наличии в общеобразовательной школе большого количества учеников с нарушенным зрением (слабовидящих, слепых), с нарушенным слухом (слабослышащих, глухих) разрешается ввести ставку тифлопедагога, сурдопедагога. В случаях, когда в общеобразовательных школах не набирается указанное кол-во детей с нарушенным зрением, этим детям систематическую помощь оказывают тифлопедагоги-консультанты из специальных центров.
Преимущества системы И. о.:
1. Дети со особыми образовательными потребностями
воспринимаются как равные.
2. Дети с особыми образовательными потребностями не
отделены от детей, не имеющих нарушений в развитии.
3. Дети с особыми образовательными потребностями
обучаются совместно со зрячими, живут дома, не оторванные от родителей, братьев, сестер, как настоящие члены семьи. Обшение детей с родителями способствует их нормальному развитию.
4. Программы И. о. дешевле. Для специализированных
школ-интернатов необходимы общежития, бытовые помещения и т. п., что обходится дорого. Специализированные школы имеют дополнительные расходы на питание, одежду, медицинское обслуживание. Программы И. о. детей с особыми образовательными потребностями таких расходов не
предусматривают, из-за чего обучение обходится дешевле.
5. Дети с особыми образовательными потребностями,
обучаясь с остальными, имеют возможность каждый день
играть, общаться со сверстниками. Все это помогает им лучше понять друг друга. В спец. школах таких возможностей
намного меньше. Нередко выпускники специализированных школ не имеют навыков общения со сверстниками, не умеют совместно жить и трудиться.
6. Нередко этим детям трудно использовать специфические навыки, полученные в спец. школах, перенести их в домашние или новые условия. Напр., в школе для слепых дети с трудом усваивают или не усваивают вообще навыки ориентировки в незнакомом пространстве.
7. Родители к своим детям, обучающимся в специализированных школах, часто относятся как к инвалидам. По при
бытии домой из школы на выходные или каникулы детей не
загружают обязанностями по дому, как их братьев и сестер.
Им создаются «тепличные» условия, что часто ведет к потребительскому, эгоистическому отношению к окружающим и к жизни вообще. Таких негативных аспектов заметно меньше в семьях, где ребенок с особыми образовательными потребностями обучается в том же городе в общеобразовательной школе со своими сверстниками.
8. В условиях И. о. ребенок с особыми образовательными
потребностями проходит адаптацию в натуральных условиях, в среде сверстников. Надо признать, что и специализированная школа создает своеобразные тепличные условия для ребенка с особыми образовательными потребностями. Часто в зрелом возрасте после окончания специализированной школы они адаптируются намного труднее в учебных или трудовых коллективах.
Е. Д. Кесарев указывает ряд недостатков И.о. детей с особыми образовательными потребностями.
1. Ребенок со спец. нуждами, учась в обычном классе, не всегда получает необходимую помощь.
2. Ребенок со спец. нуждами требует много внимания ее стороны учителя, что негативно сказывается на др. учениках
3. Специалисты разных областей спец. образования не
всегда доступны всем школам страны.
4. Проблемы с государственным и муниципальным финансированием могут привести к тому, что незначительные средства, выделяемые для детей со спец. нуждами, будут рас
сеяны по многим школам и классам.
5. Ребенок с трудностями в обучении может чувствовать
себя «тупым» по сравнению с одноклассниками. Ему трудно
найти друзей. Также есть риск дискриминации со стороны
др. учеников.
И. о. — это не цель, а инструмент для абилитации и нормализации детей с особыми образовательными потребностями (В. Гудонис).