Тема 1. воспитание в первобытном обществе
ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ, ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦЫ И СБРОСИТЬ НА ДИСК!!!
1.Выделить ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Источники изучения первобытного воспитания:
1) сведения редкостных сообществ, нетронутых современной цивилизацией;
2) труды ученых и путешественников XVIII - начала XIX вв.;
3) произведения художественной литературы;
4) находки археологов;
5) народные игры, обряды, фольклор;
6) философские трактаты;
7) метафорический уровень языка;
8) свидетельства очевидцев.
Концепции генезиса первобытного воспитания:
1) эволюционно-биологическая;
2) космическая;
3) социологическая; 4)трудовая;
5) психологическая;
6) биосоциологическая; 7)религиозная;
8) индивидуалистическая.
2. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ «ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ»
Теория | Представители | Содержание |
3. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Воспитание зародилось в виде:
1) интегративном;
2) синкретическом;
3) одновременного физического, умственного и нравственно-эмоционального взросления.
Воспитание у людей первобытного общества являлось:
1) системным;
2) бессистемным;
3) стихийным;
4) целенаправленным;
5) особой функцией деятельности;
6) сопутствием всему процессу передачи жизненного опыта;
7) ориентированным прежде всего на повседневную борьбу за выживание;
8) дифференцированным по полу и возрасту.
Специфические особенности воспитания в первобытном обществе это:
1 ) единообразие; 5) всеобщность;
2) коллективность; 6) отсутствие телесных наказаний;
3) мистика; 7) процесс, осуществление в процессе
4) контролируемость общиной; жизнедеятельности;
9) подражание - основной метод воспитания.
4.ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Социальное и имущественное расслоение первобытного общества привело:
1) к появлению семьи;
2) к изменению смысла и содержания воспитания;
3) к превращению воспитания в сословно-семейную функцию;
4) к уменьшению срока детства в семьях элиты;
5) к появлению специфических организованных форм воспитания;
6) к ужесточению воспитания;
7) к появлению инициации;
8) к ослаблению воспитательного влияния на подрастающее поколение элиты.
ТЕМА 2. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
.1. ДОПИСАТЬ
Цель воспитания в Древнем Египте - ______________________________
Идеал воспитанника в Древнем Египте - ____________________________
2. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
В Древнем Египте школы существовали:
1) для мальчиков из привилегированных сословий;
2) для мальчиков и девочек из привилегированных сословий;
3) для детей всех сословий;
4) для мальчиков всех сословий;
5) для девочек всех сословий;
6) для девочек привилегированных сословий.
Принципы, методы и приемы воспитания и обучения в Древнем Египте:
1) «Послушание - это наилучшее у человека»;
2) «Дитя несет ухо на своей спине»;
3) «Начало воспитания моих детей есть твое собственное воспитание»;
4) «Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец»;
5) «Всегда следуй отцам и предкам своим»;
6) «Образованность - величайшая из добродетелей»;
«Господи Иисусе Христе, раствори уши и очи сердца моего, чтобы я уразумелслово твое и научился творить волю твою»;
8)«Что полезно для человека, то должно быть сделано».
3.ДОПИСАТЬ
Цель воспитания и образования в Древней Индии состояла в __________
Различия в воспитании и образовании в Древней Индии были обусловлены
Обучение в Древней Индии считалось обязательным для _____________
4. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Свод правил жизни и воспитания детей в Древней Индии назывался:
1) «Кодекс Хаммурапи»; 5) «Образование оратора»;
2) «Бхагавадгита»; 6) «Притчи иудейского царя Соломона»;
3) «Махабхарата»; 7) «Бхагавата-пурана»;
4) «Беседы и суждения»; 8) «Поучения».
Упанаяма в Древней Индии означала:
1) традицию семейно-общественного воспитания;
2) философское воззрение;
3) инициацию;
4) наказание.
5. ОПРЕДЕЛИТЬ ПОНЯТИЯ
а) толь -________________________________________________________
б) аграхар -_____________________________________________________
6. ДОПИСАТЬ
Идеалом воспитания в Древнем Китае считалось _____________________
Начало экзаменационной системе в Древнем Китае положил _________ в
__________ году до н.э.
Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к формуле___
7. ВЫДЕЛИТЬ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Первые учебные заведения в Древнем Китае назывались:
1) палестра; 5) сюй;
2) сян; 6) ликей;
3) эфебия; 7) сюэ;
4) эдуббы; 8) гимнасий.
8.СДЕЛАТЬ СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ЭПОХУ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Государства Древнего Востока | Идеал воспитания | Типы школ | Содержание и методы обучения | Методы воспитания |
Древний Египет | ||||
Древняя Индия | ||||
Древний Китай |
9. СОСТАВИТЬ СХЕМУ «ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В СПАРТЕ»
10.. СДЕЛАТЬ СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ШКОЛ В ДРЕВНИХ АФИНАХ
Типы школ в Древних Афинах | Цель и задачи школы |
Школа грамматиста | |
Школа кифариста | |
Палестра | |
Гимнасий |
11. ДОПИСАТЬ
Известными гимназиями в Древних Афинах были
12.Выберите правильный вариант.
1. Палестра - это:
а) школа состязаний;
б) грамматическая школа;
в) музыкальная школа.
2. Женское воспитание в Спарте:
а) ничем не отличалось от мужского;
б) отличалось менее жесткой дисциплиной по сравнению с мужским;
в) являлось необязательным.
ТЕМА 3. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1.УСТАНОВИТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Система школ Византии:
1) грамматические школы;
2) кружки-салоны;
3) Аудиториум (Магнавр);
4) школы-грамоты;
5) монастырские высшие школы.
3. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Основные принципы обучения в Византии:
1) всесословность обучения (кто мог и хотел учиться);
2) «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал»;
3) высокий социальный статус образованных людей;
4) отсутствие монополии церкви на образование;
5) самообразование в стенах монастырей и обучение у частных учителей;
6) семейное воспитание при обращении с наставниками - религиозными деятелями;
7) ведущее место религии в школьном обучении.
Учебный день византийского школяра начинался со слов:
1) «Образованность - величайшее из добродетелей»;
2) «Читай много и узнаешь много»;
3) «Господи Иисусе Христе, раствори уши и очи сердца моего, чтобы я уразумел слово твое и научился творить волю твою»;
4) «Послушание - наилучшее в человеке».
4. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Школе средневекового Востока характерны:
1)начало обучения в семье;
2)деление образования на три уровня;
3)ответственность, прежде всего преподавателя, за поступки его учеников;
4)основная часть школ начального обучения - дети феодальной верхушки;
5)неразрывная связь между обучением и воспитанием: без воспитанности знания, что огонь без дров, без знания воспитанность - как дух без тела;
6)государственность, бесплатность;
7)поощрение учащихся (например, существовал обычай, согласно которому лучший ученик проезжал верхом по улицам, а товарищи осыпали его сладостями);
8)использование регламентированных наказаний (например, не превращать физическое наказание в избиение; число ударов не более трех, недопустимость физического наказания детей до 10 лет; недопустимость поручения наказания старшему ученику младшего и т.д.).
Школа начального обучения (китаб) была:
1) религиозной;
2) платной;
3) частной;
4) договорной между учителями и родителями учеников;
5) без помещения;
6) государственной;
7) арабской;
8) контролируемой местными духовными и светскими властями.
5. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
В школах Византии придумали:
1) систему экзаменов; 4) учебник;
2) свидетельство об ученой степени; 5) ведение конспекта;
3) парту; 6) кафедру;
7) диктант.
6. ВПИСАТЬ «ДА» ИЛИ «НЕТ»
1) Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием._____________________________________________________
2) В церковных школах физическому воспитанию уделялось огромное внимание.
3) Ученичество являлось основной формой обучения в среде светских феодалов.
4) Главным предметом в университетах было богословие._______________
5) Педагогами для юных феодалов в рыцарском воспитании были лица из служивой дворовой челяди.____________________________________________
6) В монастырях были внутренние и внешние школы: в первые принимались девочки, которых родители отдавали в монахини, а во вторые принимались мальчики.
7) Чтение и письмо не были обязательными для рыцаря, многие представители рыцарского сословия в период раннего средневековья были неграмотны._______
7. ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА
Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»:
________________ , плавание, владение копьем, _________ , охота, игра в шахматы,
умение слагать и петь стихи. __________________ рассматривалась как средство воспи-
тания настойчивости и способности____________ правильно ориентироваться.
______________________ нужно было для того, чтобы блистать в высшем обществе и слу-
жить «даме сердца». Религиозные «истины» обычно сообщались детям рыцарей каким-либо
________________ , чаще всего ___________ замка. До _______ старшие сыновья
феодалов оставались в своей семье, с ____ они направлялись в замок к вышестоящему
________________ , где выполняли обязанности пажа при жене сюзерена. С _ , с
вручением меча, до _____ юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом,
____ _____________________ . По достижении 21 года он путем ____________
________ посвящался в ____________ . Младшие сыновья видных феодалов оставались
дома, упражнялись в «рыцарских добродетелях» и обучались у капеллана замка ,
реже -__________________ ; некоторые из них направлялись ко двору_____ и го-
товились к занятию_______ .
Ключ: чтению и письму; игра в шахматы; умению владеть оружием; 7 лет; фехтование; езда верхом; высших церковных должностей; умение слагать и петь стихи; капелланом; епископа; 7 лет; рыцари; «духовным отцом»; религии; 14 лет; особой церемонии; 21 года; феодалу (сюзерену).
8. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII вв.»
Тип учреждения | Время создания | Цель создания | Контингент учащихся | Особенности учебно-воспитательного процесса |
Православные школы | ||||
Католические школы | ||||
Протестантские школы | ||||
Братские школы |
9.СОСТАВИТЬ СХЕМУ ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ В ЕВРОПЕ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
10. ОПРЕДЕЛИТЬ ПОНЯТИЯ
кантор, коллегиум, ректор, схоластик, циркатор