Сравнительный анализ памяти дошкольников с нормальным речевым развитием и детей с общим недоразвитием речи.
Исходя из цели исследования проведем сравнительный анализ результатов обследования детей контрольной и экспериментальной групп с целью выявить особенности развития памяти дошкольников 5–6 лет в зависимости от речевой патологии.
Как уже отмечалось выше, контрольная группа состояла из детей без речевой патологии, экспериментальная – из детей с общим недоразвитием речи.
Сравним результаты исследования речеслуховой памяти.
Таблица 9.Уровень развития речеслуховой памяти детей контрольной и экспериментальной групп.
Уровень развития речеслуховой памяти | Количество детей контрольной группы | Количество детей экспериментальной группы |
Очень высокий | ||
высокий | ||
средний | ||
Низкий | ||
Очень низкий |
Уровень развития речеслуховой памяти детей контрольной и экспериментальной групп сильно отличается. Если в контрольной группе преобладает средний уровень развития памяти, то в экспериментальной – низкий. В контрольной группе нет детишек с низким и очень низким уровнем развития речеслуховой памяти, в то время как в экспериментальной группе не обнаружено детей с очень высоким, высоким, средним уровнем речеслуховой памяти. Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения речеслуховой памяти по сравнению с памятью детей без речевых патологий.
Сравним результаты исследования зрительной памяти. Для этого сведем показатели результатов обеих групп в одну таблицу.
Таблица 10.Уровень развития зрительной памяти детей контрольной и экспериментальной групп.
Уровень развития зрительной памяти | Количество детей контрольной группы | Количество детей экспериментальной группы |
Очень высокий | ||
высокий | ||
средний | ||
Низкий | ||
Очень низкий |
Уровень развития зрительной памяти, в отличие от речеслуховой, детей контрольной и экспериментальной групп отличается незначительно. Если в контрольной группе очень высокий уровень развития памяти наблюдается у 1 ребёнка, то в экспериментальной –отсутствует. Средний уровень зрительной памяти имеют два человека в контрольной группе, и отсутствует в экспериментальной группе. С низким и очень низким уровнем развития зрительной памяти не обнаружено детей в контрольной группе, а в экспериментальной очень низкий уровень присущ только одному ребёнку, остальные 2 -ое заняли средний уровень.
Можно сделать вывод о том что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения зрительной памяти по сравнению с памятью детей без речевых патологий.
Сравним результаты исследования двигательной памяти.
Таблица 11.Уровень развития двигательной памяти детей контрольной и экспериментальной групп.
Уровень развития двигательной памяти | Количество детей контрольной группы | Количество детей экспериментальной группы |
Очень высокий | ||
высокий | ||
средний | ||
Низкий | ||
Очень низкий |
Из сравнительной таблицы можно сделать вывод о том, что уровень двигательной памяти детей с ОНР находится на низком и очень низком уровнях, нежели у контрольной группы( высокий и средний уровни развития двигательной памяти).
Выводы:
1. Развитие речеслуховой памяти детей без речевых патологий находится на среднем уровне. Уровень развития речеслуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи в основном низкий. У детей без речевых патологий низкий и очень низкий уровень развития речеслуховой памяти не обнаружено, в то время как среди детей с ОНР не выявлено детей с высоким и высоким уровнем речеслуховой памяти.
2. Очень высокий уровень развития зрительной памяти наблюдается у детей без речевых патологий , а детям с ОНР присущ низкий. Средний уровень зрительной памяти имеют 2 ребенка в контрольной группе. С низким и очень низким уровнем развития зрительной памяти выявлены дети в экспериментальной группе.
3.Так же на низком уровне у детей с ОНР находится и развитие двигательной памяти. Следуя из исследования детям с ОНР присущи очень низкий и низкий уровни развития, а что касается контрольной группы , то здесь развитие двигательной памяти на высоком и среднем уровнях.