II. Вступительное слово учителя.
~ Сегодня мы поговорим о самом дорогом для каждого из нас человеке — о маме. Мама — это солнце. Что глядит в оконце. Мама — это утро — Россыпь перламутра.
— Самое прекрасное слово на земле — мама. Это первое слово, которое произносит
человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.
Многим в своей жизни мы обязаны своим мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь. Оно никогда не остается равнодушным. И чем больше мы любим своих мам, тем радостнее и светлее становится жизнь.
Маму вы видите дома каждый день. Родные руки берегут домашний ласковый уют. И не всегда мы видим маму в ее трудовых заботах. Ваши мамы трудятся на заводах, фабриках, работают в школе, больнице. Профессия каждой мамы очень важна.
(Читает ученик.)
Однажды в детский сад пришли двое новеньких — пятилетние Толя и Коля. Их привели мамы.
Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю:
— Где работает твоя мама?
— А ты не догадался? — удивился Коля. — От нее пахнет лекарствами. Моя мама — врач. Заболеет человек. — мама его вылечит. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама где работает?
— А ты разве не понял? Она пахнет хлебом. Моя мама — пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто не сможет жить.
— И врач? — удивленно спросил Коля.
— И врач не сможет, - с гордостью сказал Толя.
В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»
— Можем ли мы сказать, какая профессия самая нужная? Почему?
Ш. Разговор по кругу «Профессия моей мамы».
Если мама иногда Придет усталая с работы. Согрей ее своей заботой, Во всем ей помоги тогда!
— А сейчас мы заглянем в творческую мастерскую поэтов и писателей. Каждый из
них передал свои чувства к матери только им присущими словами. Каждый поэт и
писатель видит, чувствует каким-то особым, только ему присущим глазом, слухом,
осязанием.
1У. Игра «Микрофон».
Дети читают стихи о маме, передавая друг другу микрофон.
Физкультминутка (упражнения для глаз и на движение).
— Сколько б вам не было лет — пять или пятьдесят, вам всегда нужна мать, ее ласка,
ее взгляд. Свою любовь к детям мать носит в сердце всю жизнь.
V. Работа с текстом.
Чтение «цепочкой» «Легенды о матерях» И. Панькова (приложение 8).
— О чем рассказывает легенда?
— Какими были женщины вначале, пока их сыновья были дома?
— Как менялись матери, когда сыновья уходили в море? Почему?
— В чем женщины оставались неизменными?
— Чем заслужили матери право на любовь, почет и уважение?
— К сегодняшнему уроку вы прочитали много рассказов о маме. Сейчас мы послушаем желающих выступить. Выступающий должен:
1) сообщить название книги и имя автора;
2) рассказать о книге;
3) кратко передать ее содержание;
4) выбрать самые яркие эпизоды, чтобы привлечь внимание класса;
5) выбрать наиболее понравившийся отрывок и зачитать его вслух или поделиться его содержанием;
6) объяснить, почему он выбрал именно эту книгу.
VI. Работа в группах.
Задание для 1 группы.
Каждому ученику необходимо нарисовать свою маму и написать как можно больше ласковых, добрых слов о ней.
Задание для 2 группы.
— Прочитайте текст и отгадайте загадки.
Слово «профессия» пришло к нам из латинского языка, что обозначает действие «объявлять». И каждый, кто обладал каким-либо навыком, мог назвать себя профессором, заявляющим; «Я умею делать то-то и то-то». Сейчас «профессорами» мы называем тех людей, которые лучше делают свое дело и учат этому других. Конечно, стать профессором нелегко. Но еще труднее выбрать профессию, в которой ты стал бы лучшим. У вас еще есть время познакомиться с разными взрослыми профессиями.
— О каких профессиях ваших мам говорится в следующих загадках?
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Врач.)
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите.
Докрасна натопим печь.
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь.)
Кто с утра хлопочет с поварешкой. Варит вкусный суп с картошкой? (Повар.)
Почту — письма и журналы —
По домам разносит он.
Ходит он во все кварталы
И заходит в каждый дом. (Почтальон.)
Задание для 3 группы.
— Пользуясь алфавитом, расшифруйте следующую пословицу.
17 18 10 19 16 13 15 24 6 20 6 17 13 16, 1 17 18 10 14 1 20 6 18 10 5 16 2 18 16. (При солнце тепло, а при матери добро.)
Заданиедля 4 группы.
— На полосках бумаги написаны части пословиц о маме. Разложите полоски так,
чтобы получились целые пословицы. Полученные пословицы запишите.
Мать всякому делу голова.
Нет такого дружка как родная матушка.
Без отца — полсироты, а без матери и вся сирота.
Птица радуется весне, а младенец — матери.
Мать кормит детей, как земля людей.
VII. Проверка выполненныхзаданий.
Отчеты учащихся о проделанной работе. Поощрение активных учащихся.
УШ. Подведение итоговурока.
— В праздничном календаре многих стран мира День матери считается
важнейшей датой. Мы привыкли поздравлять мам с праздником в Международный женский день. В 1995 г. Белорусский союз женщин выступил с предложением о праздновании Дня матери в Беларуси. Предложение было принято: теперь 14 октября считают Днем матери.
Алексей Максимович Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. Вся радость мира — от матерей».
Мама ~ особенный человек на Земле. Мама — доктор, когда в доме кто-то болеет, мама - учитель, когда задачка не решается, мама — психолог, если случаются нелады с друзьями и с самим собой. И если бы не наши мамы, никогда не было бы нас. Поэтому никогда не забывайте своих мам, любите, берегите их.
Лучшееслово
Святые слова... Их немало.
Но ты согласишься со мной.
Что лучшего слова, чем Мама,
Все ж нет в нашей речи родной!
Созвучно оно, это слово, И вздохам пшеничных полей, И звону воды родниковой, И доле — твоей и моей.
Оно — в каждом нашем рассвете, С ним легче работать, расти. Его произносят и дети, И воины в дальнем пути...
Оно в нас живет — не сгорает: Ведь матерью в нашем краю Народ с давних пор называет Любимую землю свою.
О. Жолдан
К. Домашнее задание.
— Познакомьтесь с книгами, указанными в рекомендательном списке.
2—3 книги внимательно прочитать (на выбор):
1. Ветистов Е. «Миллион и один день каникул».
2. Гиль М. «Кого выбирает космоса.
3. Горьков В. «Космическая азбука».
4. Климук П. «Рядом со звездами».
5. Соколовский А. «Звезды».
6. Яковлев Ю. «Лунный час».
Приложение В
Легенда о матерях
Когда-то очень давно на побережье Черного моря жили люди. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали веселые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел — стрел счастья.
Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом — стрелял в сторону стада, а если пахарем — и сторону поля.
Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей, океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зеленая — из водорослей, а тело сине-зеленое, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:
— Как люди ни хвастаются своей силой, а меня все-таки боятся:
никто из них еще не решился пустить стрелу в сторону моих
владений.
Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать свое счастье на море.
Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда.
В какую ярость пришел Нептун!
- Я всех вас похороню в пучине морской! — взревел он.
Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской
действительно может похоронить их детей в море. А женщины были здесь сильные, красивые, никогда не стареющие.
Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпускать их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.
Ты видел когда-нибудь слабых женщин? Если еще когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними: эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты.
Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжелого вала, он дико рассмеялся и злобно закричал женщинам:
— Пусть ваши сыновья устояли против меня здесь, на берегу,
но в море я порву им руки!
Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы.
Пока они думали, па поверхность воды выплыли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.
Вышли дочери Нептуна и сказали:
— Женщины, отдайте нам свою красоту: зато мы достанем со
дна моря крепкой травы, совьем из нее жилы для ваших сыновей,
и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего морского отца.
Женщины сразу согласились на это условие и отдали дочерям морского царя свою красоту.
Если ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от нее, знай, что она пожертвовала своей красотой ради детей.
Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц чаек.
Ты слышал, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них. Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.
Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец, вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут-пождут матери — не возвращаются сыновья.
Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.
— Не дождаться вам теперь сыновей! — хохотал Нептун. —
Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и
тропинок.
И опять он закатился в страшном смехе. Тогда женщины воскликнули:
— Пусть будет в наших глазах меньше света, но пусть над
нашей землей еще ярче загорятся звезды, чтобы сыновья нашли по
ним дорогу к родным берегам!
Только сказали так, в небе сразу ярко-ярко заблестели звезды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.
Вот почему моряки сильны и непобедимы: матери отдали им все лучшее, что имели.
и. Панъков