Знакомство с написанием букв и их произношением
СОРТИРОВКА ПО ЗВУКАМ
Цель.Научить ребёнка различать звуки в слове на слух и подготовить к грамотному написанию букв. Закрепление соотношения звука и его символа.
Материал.Коробка с отделениями, на каждом из которых обозначена одна из букв. В каждом отделении ~ по несколько маленьких предметов, названия которых начинаются на эту букву.
УПРАЖНЕНИЕ 14
Ребёнок выкладывает из коробки все предметы и перемешивает их. Потом поочередно берёт предметы произносит их название, выделяя голосом первый звук, и кладёт в соответствующую ячейку.
ШЕРШАВЫЕ БУКВЫ
Цель.Изучение письменного символа. Установление и развитие взаимосвязи между тактильным ощущением, зрением и слухом. Развитие мускульной памяти.
Материал.Карточки с наклеенными на них буквами из шершавой (бархатной) бумаги.
УПРАЖНЕНИЕМ
Взрослый берёт карточку, тремя пишущими пальцами обводит букву согласно правилам её написания и произносит соответствующий звук. Ребёнок повторяет за взрослым. Таким образом, взрослый знакомит ребёнка с двумя или тремя буквами (не более).
На втором этапе взрослый перемешивает показанные ребёнку карточки и предлагает всевозможные упражнения с ними (например: «Покажи мне букву, обведи» и т.д.).
На третьем этапе взрослый, указывая на символ, спрашивает: «Какая это буква?»
Прибыл поезд на сортировочную станцию. Стоп, остановка! Выгружаем всё из вагончиков. Ёжик выгрузит слова на звук «А»: арбуз, ананас, апельсин. Самый вкусный звук получился. Мышка - слова на звук «О»: одеяло, овца, одуванчик. Мишка - всё на «У»: улитка, ухо, ураган. А ты на какой звук будешь слова выгружать? Сколько ты слов придумал
ПОДВИЖНЫЙ АЛФАВИТ
Цель. Подготовка к грамотному письму и чтению, анализ и синтез звуков.
Материал. Вырезанные из картона или линолеума письменные буквы. Гласные - красные, согласные - синие. Каждая буква в нескольких экземплярах.
Примечание. Если ваш ребёнок знает одну гласную буквы и две-три согласных, этого достаточно для написания слов с помощью подвижного алфавита.
УПРАЖНЕНИЕМ
Ребёнок берёт несколько экземпляров знакомых ему букв (например о, д, с, м). Взрослый говорит: «Сейчас мы с тобой напишем слово "дом"». Взрослый несколько раз медленно, протяжно произносит это слово, выделяя голосом каждый звук. Малыш выкладывает слово из подвижного алфавита. Это и будет первое слово, которое ребёнок написал сам. Помогите малышу найти другие слова, которые можно составить из этих букв. Эта работа является стимулом для изучения новых букв. Вернитесь к буквам из шершавой бумаги и выучите ещё две-три буквы, из которых можно сложить новые слова.
ПИШЕМ БУКВЫ И СЛОВА
Цель. Развивать интерес к написанию букв и слов. Тренировка движений руки при написании букв.
Материал. Поднос, на котором тонким слоем насыпана манка или песок.
УПРАЖНЕНИЕ 17
Взрослый называет букву, и ребёнок пишет её на манке пальчиком или палочкой. Затем поднос встряхивается. Взрослый предлагает малышу написать слово, неоднократно проговорив его и выделив голосом каждый звук. При этом ребёнок, ещё не умея читать, пишет самостоятельно короткие слова, зная не все буквы.
СРАВНИ С ОБРАЗЦОМ
Цель. Концентрация внимания на письме, утончение моторики.
Материал. Стандартный разлинованный лист с написанными на нём словами, вставленный в прозрачную полиэтиленовую папку, тонкий маркер.
УПРАЖНЕНИЕ 18
Ребёнок берёт материал и обводит слова. Затем вынимает лист и сравнивает свое написание с образцом.
Задумали Ёжик и Мишка мамам и папам письмо послать: «Дома всё хорошо». Взяли свой разрезной алфавит и стали буковку к буковке подставлять, чтобы слова получились. Слова-то сложили, а дальше что делать? Как их в письме отправить? А Мышка слова не складывала, она собралась пирожки печь. Насыпала на поднос муки, хотела тесто замесить. И случайно по муке пальчиком провела. Глядь, на подносе буква «С» получилась. «Ура! - закричала Мышка. - Я догадалась, что надо сделать. Надо письмо на-пи-сать!»