Практическое занятие № 13.

Тема:Современная детская поэзия – 2 часа.

План:

1. Обзор детской поэзии 70-90-х годов.

2. Е. Благинина – детям. Чтение наизусть и анализ стихов поэтессы.

3. Б. Заходер – переводчик и детский поэт (сообщение).

4. В. Берестов – детский поэт. Чтение и анализ стихов поэта для дошкольников и младших школьников.

5. Э. Успенский – детский поэт.

Литература:

1. Александров В.П. Сквозь призму детства: О советской многонациональной литературе 70-80-х годов для дошкольников и младших школьников. – М., 1988.

2. Арзамасцева И.Н. Гарантийный сказочник Эдуард Успенский // Детская литература, 1993, № 3.

3. Статья: О В. Берестове / Дошкольное воспитание, 1991 №5,6,7.

4. Приходько В.А. Елена Благинина. Очерк творчества. М., 1971.

5. Приходько Ф.В. Поэт разговаривает с детьми. – М., 1980 (о В. Берестове).

6. Павлова Н. Негаснущая свеча поэзии // Павлова Н. Лирика детства. – М., 1987 (о Е. Благининой, И. Токмаковой, Р. Сефе и др.).

7. Приходько в.А. Сосны до неба хотят дорасти…// Приходько В. Поэт разговаривает с детьми. – М., 1980 (о И. Токмаковой).

8. Харламова Р. Радио и смех //Детская литература, 1994, № 2 (о Э. Успенском).

9. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2010, с. 312-314, 323-328, 332-338, 365-370.

10. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 498-505.

11. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 224-233.

Задание:

Всем студентам, не готовящим доклады, подготовить для анализа 2-3 стихотворения каждого из поэтов, названных в плане; рассказать наизусть 1 стихотворение любого поэта (современного).

Практическое занятие № 14.

Тема: Мир детства в произведениях А.Алексина, А. Лиханова, В. Крапивина и др. – 2 часа.

Произведения для детей А. Лиханова, повести «Чистые камушки», «Деревянные кони», «Магазин ненаглядных пособий», «Благие намерения», «Мой генерал», их идейно-художественное своеобразие. Повести А. Алексина «Саша и Шура», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», «В стране вечных каникул», «А тем временем где-то», «Поздний ребенок», «Мой брат играет на кларнете», «Безумная Евдокия»: их идейно-художественное своеобразие. В. Крапивин – повести о детстве и школе («Брат, которому семь», «Тень «Каравеллы», «Всадники со станции «РОСА»», их идейно-художественное своеобразие.

Практическое занятие № 15.

Тема: Современная детская поэзия – 2 часа.

Творчество для детейР. Сефа. И. Токмаковой, М. Бородицкой, М. Москвиной и др.

Лекция №16.

Тема: Литературная сказка Скандинавии – 2 часа.

Трилогия А. Линдгрен о малыше и Карлсоне, ее идейно-художественное своеобразие.

Самостоятельная работа

Тема №1: Русские народные сказки. Конспект книги В. Аникина «Русская народная сказка».

Тема №2:Становление и развития детской литературы в 15-18 вв. (законспектировать страницы учебника)

Азбуки, азбуковники, грамматические статьи, «Лицевой букварь» К Истомина. Стихи справщика Савватия для детей «Юности честное зерцало» - руководство для вступающих в жизнь юношей и девушек. Детская литература второй половины 18 века.

Литература:

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2010, с. 32-40.

2. Детская литература / Под ред Зубаревой Е.Е. – М., 2009, с. 57-65.

3. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 69-84.

Тема №3: Русская детская литература первой половины 19 века (законспектировать страницы учебника)

Социально-политические условия развития детской литературы в первой половине 19 века. Ведущие направления в детской литературе этого периода: сентиментализм, романтизм, классицизм. Басня, прозаическая и стихотворная сказка – ведущие жанры этих лет. Поэзия. Периодика, критика.

Литература:

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2010, с. 43-94.

2. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. Конец 10 в. – 1 пол. 19 в. – М., 1990.

3. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 103-149.

Тема №4:Сказки А.С. Пушкина. Конспект монографии Т.В. Зуевой «Сказки А.С. Пушкина».

Тема №5: В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о проблемах детской литературы, детских писателей, журналах. Конспектирование их статей.

1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 103-122.

2. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 91-122.

3. Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец X -1-я половина XIX – XX века. – М.: Просвещение, 1990. – С. 282-299.

4. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 84.

Тема №6: Аксаков С.Т. в круге детского чтения. Сказка «Аленький цветочек» прочитать сказку и законспектировать страницы учебников.

1. Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец X -1-я половина XIX – XX века. – М.: Просвещение, 1990. – С. 271-282.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 124-128.

Тема № 7:Детская литература конца 19- нач. 20 вв. (законспектировать страницы учебников).

Основные тенденции развития детской литературы рубежа веков. Тема детства и творчества писателей демократического направления: А. Куприн, В. Короленко, Л. Андреев и др.

1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 160-177.

2. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 153-163.

3. Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец X -1-я половина XIX – XX века. – М.: Просвещение, 1990. – С. 51-149.

4. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 174-176, 176-178,35-43.

Тема №8: Гарин-Михайловский Н.Г. «Детство Тёмы». (законспектировать страницы учебников).

1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 200-216.

2. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 153-163.

3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 200-216.

Тема №9.:Русская литература 20 века для детей и в детском чтении. (законспектировать страницы учебников).

Детская литература периода Октябрьской революции и гражданской войны. Развитие литературы для детей в 20 годы.

1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 272-317.

2. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 163-209.

3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 206-209.

Тема №10: Поэты группы ОБЭРИУ. Творчество Д.Хармса. (законспектировать страницы учебников).

1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 272-317.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 245-248.

Тема №11: Творчество Введенского А., Владимирова Ю. для детей. (законспектировать страницы учебников).

1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 272-317.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 209-211.

Тема №12: Саша Черный – детский поэт и писатель. (законспектировать страницы учебников).

1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 272-317.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 225-228.

Тема №13: Книга Чуковского «ОТ 2 до 5». Глава 4 – заповеди детским поэтам (конспект).

Тема №14: Детская литература 30-х годов. Литературные сказки «римейк»: (А. Толстой – К. Коллоди; А. Волков – Ф. Баум; К. Чуковский – Х. Лофтинг и др.) (законспектировать страницы учебников).

1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 317-323.

2. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 233-242, 259-263.

3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 211-225, 259-264.

Тема №15: С.Я. Маршак – переводчик с английского. (законспектировать страницы учебников).

1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 323-331.

2. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 224-233.

3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 235-245.

4. Чернявская Я.А, Розанов И.И. Русская советская детская литература. – Мн.: Высшая школа, 1984. – С. 195-224.

Тема №16: Детская литература в годы ВОВ и первого послевоенного десятилетия: достижения и неудачи, основные тенденции развития, своеобразные трактовки темы войны (законспектировать страницы учебников).

1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 366-380, 394-405.

2. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 269-277, 277-282.

3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 302-303, 303-306, 306-308.

4. Чернявская Я.А, Розанов И.И. Русская советская детская литература. – Мн.: Высшая школа, 1984. – С. 317-341, 341-359, 441-448, 448-456.

Тема №17: С.В. Михалков – баснописец и драматург. (законспектировать страницы учебников).

1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 380-394.

2. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 282-287.

3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 317-323.

4. Чернявская Я.А, Розанов И.И. Русская советская детская литература. – Мн.: Высшая школа, 1984. – С. 298-317.

Тема №18: Основные пути и тенденции развития детской и юношеской прозы 70-90 годов. Современное состояние: поиск в области проблематики, конфликта, художественного жанра. (законспектировать страницы учебников).

1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 425-445.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 308-312.

Тема №19. Статьи в современных литературоведческих журналах по проблемам детской литературы. Законспектировать 2 любые статьи по проблемам детской литературы.

Тема №20. Зарубежная литература для детей в контексте отечественной словесности.

Основные тенденции и пути развития зарубежной детской литературы 17-18 вв. Сказки Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, бр. Гримм и их обработка Л. Толстым, Е. Шварцем. (законспектировать страницы учебников).

1. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 343-347, 357-360, 360-365.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 392-420.

Тема №21. Зарубежная детская литература 19 в. для детей и в детском чтении. Романтическое и реалистическое направление. Сказка Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» и русская детская литература нонсенса, парадокса. (законспектировать страницы учебников).

1. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 347-353, 353-357, 365-368.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 392-420.

Тема №22. Литература конца 19-нач. 20 века для детей и в круге детского чтения дошкольников. Творчество Р. Киплинга, Л. Стивенсона, М. Твена и др. (законспектировать страницы учебников).

1. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 370-375, 375-380.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 392-420.

Тема №23: Английская литературная сказка 20-90-х годов 20 века: А. Милна, ДЖ. Р. Толкиена, Дж. Роулинг в круге современного дошкольника и младшего школьника. (законспектировать страницы учебников).

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 392-420.

Тема №24:Литературная сказка Скандинавии. Трилогия А. Линдгрен о малыше и Карлсоне. (законспектировать страницы учебников).

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 392-420.

6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ – не предусмотрен

№ п/п Наименование раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость (час.)
     
     
     

7. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ (ПРОЕКТОВ) РАБОТ – не предусмотрены.

Наши рекомендации