Практическое занятие № 13.
Тема:Современная детская поэзия – 2 часа.
План:
1. Обзор детской поэзии 70-90-х годов.
2. Е. Благинина – детям. Чтение наизусть и анализ стихов поэтессы.
3. Б. Заходер – переводчик и детский поэт (сообщение).
4. В. Берестов – детский поэт. Чтение и анализ стихов поэта для дошкольников и младших школьников.
5. Э. Успенский – детский поэт.
Литература:
1. Александров В.П. Сквозь призму детства: О советской многонациональной литературе 70-80-х годов для дошкольников и младших школьников. – М., 1988.
2. Арзамасцева И.Н. Гарантийный сказочник Эдуард Успенский // Детская литература, 1993, № 3.
3. Статья: О В. Берестове / Дошкольное воспитание, 1991 №5,6,7.
4. Приходько В.А. Елена Благинина. Очерк творчества. М., 1971.
5. Приходько Ф.В. Поэт разговаривает с детьми. – М., 1980 (о В. Берестове).
6. Павлова Н. Негаснущая свеча поэзии // Павлова Н. Лирика детства. – М., 1987 (о Е. Благининой, И. Токмаковой, Р. Сефе и др.).
7. Приходько в.А. Сосны до неба хотят дорасти…// Приходько В. Поэт разговаривает с детьми. – М., 1980 (о И. Токмаковой).
8. Харламова Р. Радио и смех //Детская литература, 1994, № 2 (о Э. Успенском).
9. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2010, с. 312-314, 323-328, 332-338, 365-370.
10. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 498-505.
11. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 224-233.
Задание:
Всем студентам, не готовящим доклады, подготовить для анализа 2-3 стихотворения каждого из поэтов, названных в плане; рассказать наизусть 1 стихотворение любого поэта (современного).
Практическое занятие № 14.
Тема: Мир детства в произведениях А.Алексина, А. Лиханова, В. Крапивина и др. – 2 часа.
Произведения для детей А. Лиханова, повести «Чистые камушки», «Деревянные кони», «Магазин ненаглядных пособий», «Благие намерения», «Мой генерал», их идейно-художественное своеобразие. Повести А. Алексина «Саша и Шура», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», «В стране вечных каникул», «А тем временем где-то», «Поздний ребенок», «Мой брат играет на кларнете», «Безумная Евдокия»: их идейно-художественное своеобразие. В. Крапивин – повести о детстве и школе («Брат, которому семь», «Тень «Каравеллы», «Всадники со станции «РОСА»», их идейно-художественное своеобразие.
Практическое занятие № 15.
Тема: Современная детская поэзия – 2 часа.
Творчество для детейР. Сефа. И. Токмаковой, М. Бородицкой, М. Москвиной и др.
Лекция №16.
Тема: Литературная сказка Скандинавии – 2 часа.
Трилогия А. Линдгрен о малыше и Карлсоне, ее идейно-художественное своеобразие.
Самостоятельная работа
Тема №1: Русские народные сказки. Конспект книги В. Аникина «Русская народная сказка».
Тема №2:Становление и развития детской литературы в 15-18 вв. (законспектировать страницы учебника)
Азбуки, азбуковники, грамматические статьи, «Лицевой букварь» К Истомина. Стихи справщика Савватия для детей «Юности честное зерцало» - руководство для вступающих в жизнь юношей и девушек. Детская литература второй половины 18 века.
Литература:
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2010, с. 32-40.
2. Детская литература / Под ред Зубаревой Е.Е. – М., 2009, с. 57-65.
3. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 69-84.
Тема №3: Русская детская литература первой половины 19 века (законспектировать страницы учебника)
Социально-политические условия развития детской литературы в первой половине 19 века. Ведущие направления в детской литературе этого периода: сентиментализм, романтизм, классицизм. Басня, прозаическая и стихотворная сказка – ведущие жанры этих лет. Поэзия. Периодика, критика.
Литература:
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2010, с. 43-94.
2. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. Конец 10 в. – 1 пол. 19 в. – М., 1990.
3. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 103-149.
Тема №4:Сказки А.С. Пушкина. Конспект монографии Т.В. Зуевой «Сказки А.С. Пушкина».
Тема №5: В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о проблемах детской литературы, детских писателей, журналах. Конспектирование их статей.
1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 103-122.
2. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 91-122.
3. Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец X -1-я половина XIX – XX века. – М.: Просвещение, 1990. – С. 282-299.
4. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 84.
Тема №6: Аксаков С.Т. в круге детского чтения. Сказка «Аленький цветочек» прочитать сказку и законспектировать страницы учебников.
1. Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец X -1-я половина XIX – XX века. – М.: Просвещение, 1990. – С. 271-282.
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 124-128.
Тема № 7:Детская литература конца 19- нач. 20 вв. (законспектировать страницы учебников).
Основные тенденции развития детской литературы рубежа веков. Тема детства и творчества писателей демократического направления: А. Куприн, В. Короленко, Л. Андреев и др.
1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 160-177.
2. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 153-163.
3. Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец X -1-я половина XIX – XX века. – М.: Просвещение, 1990. – С. 51-149.
4. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 174-176, 176-178,35-43.
Тема №8: Гарин-Михайловский Н.Г. «Детство Тёмы». (законспектировать страницы учебников).
1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 200-216.
2. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 153-163.
3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 200-216.
Тема №9.:Русская литература 20 века для детей и в детском чтении. (законспектировать страницы учебников).
Детская литература периода Октябрьской революции и гражданской войны. Развитие литературы для детей в 20 годы.
1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 272-317.
2. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 163-209.
3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 206-209.
Тема №10: Поэты группы ОБЭРИУ. Творчество Д.Хармса. (законспектировать страницы учебников).
1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 272-317.
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 245-248.
Тема №11: Творчество Введенского А., Владимирова Ю. для детей. (законспектировать страницы учебников).
1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 272-317.
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 209-211.
Тема №12: Саша Черный – детский поэт и писатель. (законспектировать страницы учебников).
1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 272-317.
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 225-228.
Тема №13: Книга Чуковского «ОТ 2 до 5». Глава 4 – заповеди детским поэтам (конспект).
Тема №14: Детская литература 30-х годов. Литературные сказки «римейк»: (А. Толстой – К. Коллоди; А. Волков – Ф. Баум; К. Чуковский – Х. Лофтинг и др.) (законспектировать страницы учебников).
1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 317-323.
2. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 233-242, 259-263.
3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 211-225, 259-264.
Тема №15: С.Я. Маршак – переводчик с английского. (законспектировать страницы учебников).
1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 323-331.
2. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 224-233.
3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 235-245.
4. Чернявская Я.А, Розанов И.И. Русская советская детская литература. – Мн.: Высшая школа, 1984. – С. 195-224.
Тема №16: Детская литература в годы ВОВ и первого послевоенного десятилетия: достижения и неудачи, основные тенденции развития, своеобразные трактовки темы войны (законспектировать страницы учебников).
1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 366-380, 394-405.
2. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 269-277, 277-282.
3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 302-303, 303-306, 306-308.
4. Чернявская Я.А, Розанов И.И. Русская советская детская литература. – Мн.: Высшая школа, 1984. – С. 317-341, 341-359, 441-448, 448-456.
Тема №17: С.В. Михалков – баснописец и драматург. (законспектировать страницы учебников).
1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 380-394.
2. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 282-287.
3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 317-323.
4. Чернявская Я.А, Розанов И.И. Русская советская детская литература. – Мн.: Высшая школа, 1984. – С. 298-317.
Тема №18: Основные пути и тенденции развития детской и юношеской прозы 70-90 годов. Современное состояние: поиск в области проблематики, конфликта, художественного жанра. (законспектировать страницы учебников).
1. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 425-445.
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 308-312.
Тема №19. Статьи в современных литературоведческих журналах по проблемам детской литературы. Законспектировать 2 любые статьи по проблемам детской литературы.
Тема №20. Зарубежная литература для детей в контексте отечественной словесности.
Основные тенденции и пути развития зарубежной детской литературы 17-18 вв. Сказки Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, бр. Гримм и их обработка Л. Толстым, Е. Шварцем. (законспектировать страницы учебников).
1. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 343-347, 357-360, 360-365.
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 392-420.
Тема №21. Зарубежная детская литература 19 в. для детей и в детском чтении. Романтическое и реалистическое направление. Сказка Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» и русская детская литература нонсенса, парадокса. (законспектировать страницы учебников).
1. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 347-353, 353-357, 365-368.
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 392-420.
Тема №22. Литература конца 19-нач. 20 века для детей и в круге детского чтения дошкольников. Творчество Р. Киплинга, Л. Стивенсона, М. Твена и др. (законспектировать страницы учебников).
1. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 370-375, 375-380.
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 392-420.
Тема №23: Английская литературная сказка 20-90-х годов 20 века: А. Милна, ДЖ. Р. Толкиена, Дж. Роулинг в круге современного дошкольника и младшего школьника. (законспектировать страницы учебников).
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 392-420.
Тема №24:Литературная сказка Скандинавии. Трилогия А. Линдгрен о малыше и Карлсоне. (законспектировать страницы учебников).
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 1997. – С. 392-420.
6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ – не предусмотрен
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудоемкость (час.) |
… |
7. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ (ПРОЕКТОВ) РАБОТ – не предусмотрены.