Родственные слова и общая морфема

56. «Похожие слова».

Логопед демонстрирует детям несколько картинок, на которых изображены: сад, маленький садик, садов­ник, который поливает садовые цветы. Он объясняет детям значение каждого слова, интонационно выделяя общую часть слова, говорит, что все эти слова связаны со ловом сад (садик — маленький сад, садовник — чело­век, который ухаживает за садом, садовые цветы — те, которые растут только в саду). Затем логопед читает сти­хотворение.

Как растут слова

Как-то много лет назад Вот из сада

Посадили странный сад. Вам рассада.

Не был сад фруктовым — Вот еще посадки рядом.

Был он только словом. А вот садовод,

Это слово, словно корень, С ним садовник идет.

Разрастаться стало вскоре Очень интересно

И плоды нам принесло — Гулять в саду словесном.

Стало много новых слов.

(Е. Измайлов)

После прочтения стихотворения детям дается зада­ние составить словосочетания или предложения с эти­ми словами. При затруднении демонстрируются сюжет­ные картинки.

Примерный речевой материал:

Колхозники посадили сад. Садовник ухаживает за са­дом, поливает садовые цветы и другие посадки. Садов­ник посыпает садовые дорожки песком. Колхозники посадили большой сад, а около нашего дома есть ма­ленький садик. В нем мы тоже посадили садовые цве­ты. Мы ухаживаем за садовыми цветами.

57. «Назови лишнее слово».

Логопед произносит группу из трех слов, два из кото­рых являются однокоренными, а третье содержит омо­нимичный корень, и предлагает детям назвать лишнее слово, обосновав свой выбор.

Примерный речевой материал:

нос — носовой — носить;

вода — водить — водный;

белка — белый — белить;

ножной — ножевой — ножик;

вина — виноватый — виноград;

измученный — мучной — замучить;

распарывать — распарить — парилка;

пылинка — запылать — запылить;

растоптать топот — растопить.

58. «Подбери слова-родственники».

Детям демонстрируется сюжетная картинка с изоб­ражением леса. Логопед проводит беседу по картинке, задавая детям вопросы:

Что нарисовано па картинке? (лес).

Как можно назвать маленький лес? (лесок).

Как называют зверей и птиц, которые живут в лесу? (лесные).

Как называют человека, который охраняет лес и забо­тится о лесных животных? (лесник).

Как называется сказочный персонаж, живущий в ле­су? (старик-лесовик).

Затем логопед называет слова лес, лесок, лесные, лес­ник, лесовик и предлагает детям определить, что обще­го в этих словах. Аналогичная работа может проводить­ся на материале других слов. Примерный речевой материал:

игра — игрушка, игрушечный, игровой, игрушечка, иг­рать;

ночь — ночка, ночной, ноченька, ночевка, ночник, ночевать;

печь — печка, печурка, печеный, испечь, запечь, печник;

город — городок, городской, городовой, пригород;

ягода — ягодка — ягодный — ягодник;

лед — ледяной — ледовый — ледышка — ледник — за­леденеть.

59. «Назови общую часть».

Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (корень), и предлагает детям определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив свой выбор.

Примерный речевой материал:

дуб — дубок — дубовый; голос — голосистый — голосить; дом — домик — домашний; лежбище — лежебока — лежать; белить — белый — побелка; пляска — плясовая — плясать; сор — сорный — сорить; дымить — дымка — задымление; ходить -- поход — ходок; пылинка — пыльный — запылить.

60. «Назови родственные слова».

Логопед, называя слово, бросает мяч детям. Ребенок, возвращая мяч, называет родственное слово.

Примерный речевой материал:

кот... котик, котенок, котище, кошка, кошачий, ко­шечка, коток;

лиса... лис, лисенок, лисий, лисонька;

сад... садик, садовый, посадки, посадить, садовник;

соль... соленый, посолить, соленья;

лес... лесок, лесной, лесник, перелесок;

гора... горка, пригорок, горный, горняк;

воз... возить, повозка, перевозка, возчик, возница;

горе... горюшко, горевать, горести, пригорюниться;

вода... водный, подводный, водовоз, водяной, подводник;

поле... полюшко, полевой, полевка; пол... половая, напольная, половик, половица; рисунок... рисовать, зарисовка, рисование, разрисовать; рис... рисинка, рисовый;

крепость... крепкий, укрепление, крепить, подкрепление.

61. «Договори похожие слова».

Логопед начинает предложение и предлагает детям продолжить его, используя похожие слова. Примерный речевой материал:

Скоро сказка... (сказывается), да не скоро дело... (делается). Хватит тебе, молодцу, горе... (горевать). Не впервой волку зиму... (зимовать). Молодое растет, а старое... (старится). Все живое хочет... (жить).

62. «Найди общую часть в словах».

Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (приставку), и предлагает детям определить и назвать общую часть слова, объяснив свой выбор.

Примерный речевой материал:

выбежать, выйти, выпрыгнуть;

прийти, прибежать, приплыть;

уйти, улететь, убежать;

отбежать, отъехать, отплыть:

влететь, вбежать, въехать;

зайти, залететь, забежать; подбежать, подпрыгнуть, подлететь; перейти, перелезть, перешагнуть.

63. «Найди лишнее слово».

Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (приставку), и предлагает детям определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор.

Примерный речевой материал:

унести, прийти, приподнять;

прибежать, зайти, принести;

выкинуть, войти, выпрыгнуть;

прийти, подскочить, прибежать;

выйти, вбежать, вылететь;

отползти, отработать, забежать;

переплыть, отойти, перепрыгнуть;

зайти, занести, вылезти.

64. «Помоги Незнайке».

Логопед произносит слова и предлагает детям помочь Незнайке определить, чем различаются слова, объяснив свой ответ.

Примерный речевой материал:
влететь — подлететь; переплыть — заплыть;
подъехать — уехать; прибежать — убежать;

наехать — отъехать; отпрыгнуть — запрыгнуть.

65. «Назови слова».

Логопед предлагает детям назвать как можно боль­ше слов, у которых в начале находится общая часть (приставка): пере-, вы-, под-, в , за-, при , от-, с.

Рекомендуемая литература

1. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. — М., 1948.

1.Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошколь­ного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у до­школьников. — М., 1972.

2.Белова-Давид Р. А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста // Нару­шение речи у дошкольников. — М., 1972.

3.Белыпюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе вос­приятия и усвоения устной речи. — М., 1977.

4.Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. — М., 1983.

5.Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1934.

6.Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. —М., 1961.

7.Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нару­шениями речи. — М., 1982.

8.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1981.

10.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В за­щиту живого слова. — М., 1966.

11.Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.

12.ЗиндерЛ.Р. Общая фонетика. — М., 1979.

13.Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. — М., 1978.

14.Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функ­ций мозга ребенка (Роль двигательного анализатора в фор­мировании высшей нервной деятельности). — М., 1973.

15.Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие лексики в условиях сенсорных дефектов. — М., 1966.

16.Леонтьев А. А. Психологическая структура значения // Се­мантическая структура слова. — М., 1971.

17.Лопатина Л. В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии // Изучение и коррекция речевых расстройств. — Л., 1987.

Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефек­та у дошкольников со стертой дизартрией: Особенности ме­ханизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у де Родственные слова и общая морфема - student2.ru тей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недоста­точностью. — СПб., 1996.

19.ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека и их нару­шение при локальных поражениях мозга. — М., 1968,

20.ЛурияА.Р. Язык и сознание. — М., 1975.

21.Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, стра­дающих легкими формами дизартрии и функциональной ди-намией // Расстройства речи и методы их устранения. — М.,

1976.

22. Святозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. —

Л., 1982.

23. Серебрякова Н. В. Сравнительный анализ формирования се­
мантических полей у дошкольников с нормальным и нару­
шенным развитием // Актуальные проблемы обучения, адап­
тации и интеграции детей с нарушениями развития. — СПб.,

1995.

24.Серебрякова Н. В. Особенности ориентировки на семантиче­скую структуру слова у дошкольников со стертой формой диз­артрии // Проблемы детской речи: Сборник. — СПб., 1996.

25.Сизова Э. Я. Нейрофонетическая характеристика бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. — Л., 1976.

26.Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматиз­ма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л., 1979.

27.Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дош­кольного возраста и методы их преодоления // Педагогичес­кие пути устранения речевых нарушений у детей. — Л., 1976.

28.СоботовичЕ.Ф., Чернополъская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. 1974.

№4.

29.Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недо­статками речи. — М., 1967.

30.Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляторного аппара­та. — М., 1969.

31.Чиркина Г. В. Обследование звуковой стороны речи. Обсле­дование понимания речи // Методы обследования наруше­ний речи у детей. — М., 1982.

32.ЧистовичЛ.А., Кожевников В. А., Алякринский В. В. и др. Речь, артикуляция и восприятие. — М.; Л., 1965.

33.Штерн А. С. Артикуляторные таблицы: Методическая разра­ботка для развития навыка аудирования и тестирования слу­ховой функции. — Л., 1984.

34. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. — Л.,

1974.

35. ЭльконинД. В. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М.,

L9C9.

Содержание

Предисловие .........................................

ГЛАВА 1. Коррекция фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизар­трией 5

1.1. Особенности фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией 6

Особенности фонетических нарушений 6

Особенности фонематических нарушений 13

1.2. Методика преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией . . 16
Методика преодоления фонетических нарушений речи 16

Методика преодоления фонематических нарушений речи 73

ГЛАВА 2. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией................ 95

2.1. Особенности лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией 96

2.2. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией . 100

Рекомендуемая литература................... 189

18.

Наши рекомендации