Родственные слова и общая морфема
56. «Похожие слова».
Логопед демонстрирует детям несколько картинок, на которых изображены: сад, маленький садик, садовник, который поливает садовые цветы. Он объясняет детям значение каждого слова, интонационно выделяя общую часть слова, говорит, что все эти слова связаны со ловом сад (садик — маленький сад, садовник — человек, который ухаживает за садом, садовые цветы — те, которые растут только в саду). Затем логопед читает стихотворение.
Как растут слова
Как-то много лет назад Вот из сада
Посадили странный сад. Вам рассада.
Не был сад фруктовым — Вот еще посадки рядом.
Был он только словом. А вот садовод,
Это слово, словно корень, С ним садовник идет.
Разрастаться стало вскоре Очень интересно
И плоды нам принесло — Гулять в саду словесном.
Стало много новых слов.
(Е. Измайлов)
После прочтения стихотворения детям дается задание составить словосочетания или предложения с этими словами. При затруднении демонстрируются сюжетные картинки.
Примерный речевой материал:
Колхозники посадили сад. Садовник ухаживает за садом, поливает садовые цветы и другие посадки. Садовник посыпает садовые дорожки песком. Колхозники посадили большой сад, а около нашего дома есть маленький садик. В нем мы тоже посадили садовые цветы. Мы ухаживаем за садовыми цветами.
57. «Назови лишнее слово».
Логопед произносит группу из трех слов, два из которых являются однокоренными, а третье содержит омонимичный корень, и предлагает детям назвать лишнее слово, обосновав свой выбор.
Примерный речевой материал:
нос — носовой — носить;
вода — водить — водный;
белка — белый — белить;
ножной — ножевой — ножик;
вина — виноватый — виноград;
измученный — мучной — замучить;
распарывать — распарить — парилка;
пылинка — запылать — запылить;
растоптать топот — растопить.
58. «Подбери слова-родственники».
Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением леса. Логопед проводит беседу по картинке, задавая детям вопросы:
Что нарисовано па картинке? (лес).
Как можно назвать маленький лес? (лесок).
Как называют зверей и птиц, которые живут в лесу? (лесные).
Как называют человека, который охраняет лес и заботится о лесных животных? (лесник).
Как называется сказочный персонаж, живущий в лесу? (старик-лесовик).
Затем логопед называет слова лес, лесок, лесные, лесник, лесовик и предлагает детям определить, что общего в этих словах. Аналогичная работа может проводиться на материале других слов. Примерный речевой материал:
игра — игрушка, игрушечный, игровой, игрушечка, играть;
ночь — ночка, ночной, ноченька, ночевка, ночник, ночевать;
печь — печка, печурка, печеный, испечь, запечь, печник;
город — городок, городской, городовой, пригород;
ягода — ягодка — ягодный — ягодник;
лед — ледяной — ледовый — ледышка — ледник — заледенеть.
59. «Назови общую часть».
Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (корень), и предлагает детям определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив свой выбор.
Примерный речевой материал:
дуб — дубок — дубовый; голос — голосистый — голосить; дом — домик — домашний; лежбище — лежебока — лежать; белить — белый — побелка; пляска — плясовая — плясать; сор — сорный — сорить; дымить — дымка — задымление; ходить -- поход — ходок; пылинка — пыльный — запылить.
60. «Назови родственные слова».
Логопед, называя слово, бросает мяч детям. Ребенок, возвращая мяч, называет родственное слово.
Примерный речевой материал:
кот... котик, котенок, котище, кошка, кошачий, кошечка, коток;
лиса... лис, лисенок, лисий, лисонька;
сад... садик, садовый, посадки, посадить, садовник;
соль... соленый, посолить, соленья;
лес... лесок, лесной, лесник, перелесок;
гора... горка, пригорок, горный, горняк;
воз... возить, повозка, перевозка, возчик, возница;
горе... горюшко, горевать, горести, пригорюниться;
вода... водный, подводный, водовоз, водяной, подводник;
поле... полюшко, полевой, полевка; пол... половая, напольная, половик, половица; рисунок... рисовать, зарисовка, рисование, разрисовать; рис... рисинка, рисовый;
крепость... крепкий, укрепление, крепить, подкрепление.
61. «Договори похожие слова».
Логопед начинает предложение и предлагает детям продолжить его, используя похожие слова. Примерный речевой материал:
Скоро сказка... (сказывается), да не скоро дело... (делается). Хватит тебе, молодцу, горе... (горевать). Не впервой волку зиму... (зимовать). Молодое растет, а старое... (старится). Все живое хочет... (жить).
62. «Найди общую часть в словах».
Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (приставку), и предлагает детям определить и назвать общую часть слова, объяснив свой выбор.
Примерный речевой материал:
выбежать, выйти, выпрыгнуть;
прийти, прибежать, приплыть;
уйти, улететь, убежать;
отбежать, отъехать, отплыть:
влететь, вбежать, въехать;
зайти, залететь, забежать; подбежать, подпрыгнуть, подлететь; перейти, перелезть, перешагнуть.
63. «Найди лишнее слово».
Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (приставку), и предлагает детям определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор.
Примерный речевой материал:
унести, прийти, приподнять;
прибежать, зайти, принести;
выкинуть, войти, выпрыгнуть;
прийти, подскочить, прибежать;
выйти, вбежать, вылететь;
отползти, отработать, забежать;
переплыть, отойти, перепрыгнуть;
зайти, занести, вылезти.
64. «Помоги Незнайке».
Логопед произносит слова и предлагает детям помочь Незнайке определить, чем различаются слова, объяснив свой ответ.
Примерный речевой материал:
влететь — подлететь; переплыть — заплыть;
подъехать — уехать; прибежать — убежать;
наехать — отъехать; отпрыгнуть — запрыгнуть.
65. «Назови слова».
Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, у которых в начале находится общая часть (приставка): пере-, вы-, под-, в , за-, при , от-, с.
Рекомендуемая литература
1. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. — М., 1948.
1.Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников. — М., 1972.
2.Белова-Давид Р. А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста // Нарушение речи у дошкольников. — М., 1972.
3.Белыпюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. — М., 1977.
4.Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. — М., 1983.
5.Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1934.
6.Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. —М., 1961.
7.Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 1982.
8.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1981.
10.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. — М., 1966.
11.Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
12.ЗиндерЛ.Р. Общая фонетика. — М., 1979.
13.Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. — М., 1978.
14.Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). — М., 1973.
15.Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие лексики в условиях сенсорных дефектов. — М., 1966.
16.Леонтьев А. А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. — М., 1971.
17.Лопатина Л. В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии // Изучение и коррекция речевых расстройств. — Л., 1987.
Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией: Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у де тей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. — СПб., 1996.
19.ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1968,
20.ЛурияА.Р. Язык и сознание. — М., 1975.
21.Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной ди-намией // Расстройства речи и методы их устранения. — М.,
1976.
22. Святозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. —
Л., 1982.
23. Серебрякова Н. В. Сравнительный анализ формирования се
мантических полей у дошкольников с нормальным и нару
шенным развитием // Актуальные проблемы обучения, адап
тации и интеграции детей с нарушениями развития. — СПб.,
1995.
24.Серебрякова Н. В. Особенности ориентировки на семантическую структуру слова у дошкольников со стертой формой дизартрии // Проблемы детской речи: Сборник. — СПб., 1996.
25.Сизова Э. Я. Нейрофонетическая характеристика бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. — Л., 1976.
26.Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л., 1979.
27.Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л., 1976.
28.СоботовичЕ.Ф., Чернополъская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. 1974.
№4.
29.Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. — М., 1967.
30.Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляторного аппарата. — М., 1969.
31.Чиркина Г. В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи // Методы обследования нарушений речи у детей. — М., 1982.
32.ЧистовичЛ.А., Кожевников В. А., Алякринский В. В. и др. Речь, артикуляция и восприятие. — М.; Л., 1965.
33.Штерн А. С. Артикуляторные таблицы: Методическая разработка для развития навыка аудирования и тестирования слуховой функции. — Л., 1984.
34. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. — Л.,
1974.
35. ЭльконинД. В. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М.,
L9C9.
Содержание
Предисловие .........................................
ГЛАВА 1. Коррекция фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией 5
1.1. Особенности фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией 6
Особенности фонетических нарушений 6
Особенности фонематических нарушений 13
1.2. Методика преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией . . 16
Методика преодоления фонетических нарушений речи 16
Методика преодоления фонематических нарушений речи 73
ГЛАВА 2. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией................ 95
2.1. Особенности лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией 96
2.2. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией . 100
Рекомендуемая литература................... 189
18.