Педагогическое (образовательное) просвещение родителей в реализации воспитательной функции.
Методические рекомендации
По обучению родителей (законных представителей)
Несовершеннолетних детей
Основам детской психологии и педагогики
Симферополь, 2015
Пояснительная записка
Сегодня, как никогда прежде, сопряжены государственные, представленные деятельностью образовательных учреждений, и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство педагоги – дети – родители есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании) перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность.
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей и их права на специальные психолого-педагогические знания.
В современных социальных условиях, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе, приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка приобретает особую актуальность в современных условиях и подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.
Таким образом, необходимость психолого-педагогического просвещения (обучения) родителей обусловлена рядом причин:
· потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
· инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
· открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в обществе требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности происходящих изменений, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному психолого-педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной:
· с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);
· со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;
· с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их психолого-педагогического просвещения.
В предлагаемых методических рекомендациях на теоретико-методологическом уровне обоснована целостная система дифференцированного психолого-педагогического просвещения, адекватная современному социальному заказу характерных групп родителей учащихся и учитывающая реальные возможности современного образовательного учреждения, определены формы родительского образования, его научно-методическое обеспечение.
Отбор материала для психолого-педагогического просвещения родителей подчинен ряду условий:
1) психолого - педагогическое просвещение родителей, а именно: обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе, базируется на практико-ориентированном изучении психолого-педагогических особенностей личностного развития ребенка, знание которых является одной из составляющих воспитательного потенциала семьи и может быть проведено в формате лекции, проблемно-ориентированного семинара с возможным включением элементов социально-педагогического тренинга и др. Данное условие органично вписывается в требования ФГОС;
2) материал, отобранный для изучения, должен быть интересен родителям и доступен их восприятию, отвечать их запросам к организатору занятий, соответствовать возрастным особенностям детей;
3) занятия с родителями должны способствовать решению обозначенных задач в зависимости от профиля и квалификации специалиста, проводящего занятия, и принципов, положенных им в основу цикла или целевого ориентира отдельной встречи с родителями;
4) повышение воспитательного потенциала семей предполагает вариативность использования содержания, форм и методов работы на занятиях.
Первое занятие с родителями рекомендуется организовать в форме социально-педагогического практикума по диагностике потребностей родителей в психолого-педагогических знаниях, по результатам которого определяются ключевые темы работы педагогического коллектива с семьями в конкретном классе.
Заключительное занятие рекомендуется провести в форме «круглого стола», одной из задач которого может являться обобщение опыта семейного воспитания, выявление путей его совершенствования в соответствии с обновленными требованиями к образованию и воспитанию.
Для проведения занятий с родителями составляется график занятий (расписание) с утвержденным директором школы определенным днем недели и временем проведения занятия для каждого класса (ответственный за составление расписания занятий по программе – заместитель директора по учебно-воспитательной работе). Однако для индивидуальных бесед и консультаций педагогов и специалистов различных школьных служб можно выделить другие дни недели. Консультационные часы также образовывают сетку расписания индивидуальных занятий и консультаций с родителями. Обо всех изменениях в расписании занятий и консультаций родителям сообщается на занятиях или в индивидуальном порядке. Обучение родителей проводится в удобное для них время, при этом не допускаются дополнительные перегрузки.
Логика системного подхода к проблеме психолого-педагогического сопровождения родителей на уровне образовательного учреждения позволяет выделить ряд направлений, структурирующих деятельность по решению этой проблемы, в частности:
Педагогическое (образовательное) просвещение родителей в реализации воспитательной функции.
На этом этапе рекомендуется изучение не только нормативно-правовых основ взаимодействия образовательного учреждения с семьей в вопросах воспитания подрастающего поколения, но и углубление психолого-педагогических знаний родителей, овладение содержанием педагогической диагностики семьи.