Циклограмма логопедической деятельности

С. М. Валявко, К. Ю. Белая

Ежедневник

логопеда

детского сада

Москва

Астрелъ

ACT

УДК 376.167.1

ББК 74.3

В 16

Благодарим за помощь в подготовке материалов ежедневника

Н. С. Челей, В. Л. Трифонову (лаборатория дефектологии МИПКРО)

Jl. JI. Василевскую (ДОУ№ 1913 г. Москвы),

В. К. Иванову (ДОУ№ 1766 г. Москвы),

О. Б. Добровольскую (ДОУ№ 996 г. Москвы),

В. Д. Нечаеву (ДОУ№ 95 г. Красноярска),

Л. Ф. Кузнецову (ДОУ № 259 г. Красноярска).

ВалявкоС.М., БелаяК.Ю.

В 16 Ежедневник логопеда детского сада. - М: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001. - 256 с.

ISBN 5-17-004590-5 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-01500-9 (ООО «Издательство Астрель»)

Настоящий ежедневник адресован учителям-логопедам, работающим в дошкольных учреждениях компенсирующего вида с логопедическими группами.

Он поможет систематизировать необходимую информацию, привести в порядок текущие дела.

Однако авторы не ставят перед собой задачу отразить в схемах все многообразие существующих проблем. Каждый специалист вправе применять собственные формы организации коррекционной работы.

Ежедневник одобрен и рекомендован к использованию в логопедической практике лабораторией дефектологии МИПКРО и активом старших логопедов ДОУ г. Москвы.

УДК 376.167.1

ББК 74.3

ISBN 5-17-004590-5

(ООО «Издательство ACT»)

ISBN 5-271-01500-9

(ООО «Издательство «Астрель») © ООО «Издательство Астрель», 2001

Раздел I

ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ

Логопедическая деятельность включает в себя анализ речи детей и коррекцию речевых нарушений.

Всестороннее обследование детей логопед проводит в первой полови­не сентября, а полученные сведения заносит в таблицы раздела I.

Краткие сведения о детях заносятся в таблицу 1.

При заполнении таблицы 2 (так называемого звукового профиля) ло­гопед указывает виды нарушений произношения, характер искажений, уровень нарушенного произношения, используя при этом привычную для него графическую маркировку (например: «+» — звук есть, О — звук от­сутствует, О — звук поставлен, О— звук введен в речь) или другие сок­ращения (бок., ниж., иск.).

Результаты обследования фонематического восприятия, звукового ана­лиза и обучения грамоте обобщаются в таблице 3.

Данные изучения лексического строя речи фиксируются в таблице 4. При желании логопед может разделить каждую графу пополам диагональ­ной чертой и отметить пассивное и активное владение детьми лексикой либо отметить наличие-отсутствие обобщающих слов по лексическим те­мам.

Графы таблицы 5 включают в себя основные способы словообразова­ния, которыми овладевают дети в дошкольном возрасте. Логопед вписы­вает в клетки нужные приставки, суффиксы, основы слов и фиксирует ре­зультаты обследования.

Анализ слоговой структуры слов (таблица 6 ) проводится также по об­щепринятым в логопедии методикам.

Обследование грамматического строя речи охватывает основные грам­матические категории. Логопед отмечает доступность их детям в пассив­ной или активной форме (таблица 7). Для подготовительной к школе груп­пы введена графа «Знание условных обозначений предметов, признаков, действий». В последней графе таблицы указываются типы предложений, используемых детьми.

Данные обследования, характеризующие коммуникативные умения, состояние связной речи дошкольников, вписываются соответственно в таб­лицы 8, 9.

Логопед может заполнять либо все таблицы раздела I, либо выбороч­но, применительно к возрасту детей, их речевым возможностям, году обу­чения.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДЕТЯХ

Таблица 1

Фамилия, имя ребенка Дата рож- дения Дата поступ-ления Откуда поступил Дом. адрес, телефон Ф.И.О. родителей, место работы Краткий анамнез Медицинские заключения Заключе-ние ПМПК при поступ-лении Речевое заключе- ние лого-педа ДОУ Когда и куда выбыл
отец мать Логопед поликли-ники Психонев-ролог (психиатр) педиатр
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           

4-5

стр. 6-7 - аналог

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Таблица 2

Фамилия, имя ребенка Заднеязычные Свистящие Шипящие Сонорные Другие звуки
к к, г г, х х, с с, з з, ц ш ж ч щ р р, л л,                                
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
Итого:                                                                      

8-9

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА,

РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Таблица 3

Фамилия, имя ребенка Опознание изолированного звука в ряду Определение порядка звуков в слове Определение позиции звука в слове Определе-ние коли-чества звуков в слове Понятие «слог». Слоговый анализ Составление схем слов. Подбор слов к схемам Знание букв Навык чтения
с максималь-ной контраст- ностью со слабой контраст-ностью с минималь- ной контраст-ностью нача-ло слова сере-дина слова Ко-нец слова
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
Итого:                        

10-11

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Таблица 4

Фамилия, имя ребенка Существительные Глаголы Прилагательные Наречия Место-имения
семья тело, его части игрушки одежда обувь продукты мебель посуда инструменты транспорт профессии дом. животные дикие животные домашние птицы дикие птицы насекомые рыбы овощи фрукты ягоды растения бытовые игровые учебные движения Эмоцион. состояния Действия с инструм. цвет форма величина пространство относительные притяжательные Антонимы   личные притяжательные
                                                                           
                                                                           
                                                                           
                                                                           
                                                                           
                                                                           
                                                                           
                                                                           
                                                                           
                                                                           
                                                                           
                                                                           
                                                                           
                                                                           
                                                                           
                                                                           
                                                                           
                                                                               

12-13

ОБСЛЕДОВАНИЕ

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Таблица 5

Фамилия, имя ребенка Префиксальный способ образования глаголов Суффиксальный способ образования слов Сложение основ слов
с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов относи­тельных прилага­тельных притяжа­тельных прилага­тельных
                 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
Итого:                        

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

Таблица 6

Фамилия, имя ребенка Грубое нарушение слоговой структуры. Типология нарушения Отдельные случаи нарушения в многосложных словах
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Итого:    

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Таблица 7

Фамилия, имя ребенка Категория числа Категория рода Категория одушевленности-неодушевленности Категория времени Категория падежа Знание условных обозначений предметов, признаков, действий Типы предло-жений, ис-пользуе-мых в речи
  роди-тельный датель-ный вини-тельный твори-тельный Пред-ложный
  пас-сив ак-тив пас-сив ак-тив             ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч.
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
Итого:                                            

16-17

ОБСЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ

Таблица 8

Фамилия, имя ребенка Владение речевыми оборотами для установления контакта Легкость контактирования со сверстниками и взрослыми Затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми Умение отвечать на вопросы Умение задавать вопросы в ходе диалога Умение слушать собеседника Умение своевременно вступать в диалог Умение завершать разговор
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
Итого:                

18-19

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Таблица 9

Наши рекомендации