Циклограмма логопедической деятельности
С. М. Валявко, К. Ю. Белая
Ежедневник
логопеда
детского сада
Москва
Астрелъ
ACT
УДК 376.167.1
ББК 74.3
В 16
Благодарим за помощь в подготовке материалов ежедневника
Н. С. Челей, В. Л. Трифонову (лаборатория дефектологии МИПКРО)
Jl. JI. Василевскую (ДОУ№ 1913 г. Москвы),
В. К. Иванову (ДОУ№ 1766 г. Москвы),
О. Б. Добровольскую (ДОУ№ 996 г. Москвы),
В. Д. Нечаеву (ДОУ№ 95 г. Красноярска),
Л. Ф. Кузнецову (ДОУ № 259 г. Красноярска).
ВалявкоС.М., БелаяК.Ю.
В 16 Ежедневник логопеда детского сада. - М: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001. - 256 с.
ISBN 5-17-004590-5 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-01500-9 (ООО «Издательство Астрель»)
Настоящий ежедневник адресован учителям-логопедам, работающим в дошкольных учреждениях компенсирующего вида с логопедическими группами.
Он поможет систематизировать необходимую информацию, привести в порядок текущие дела.
Однако авторы не ставят перед собой задачу отразить в схемах все многообразие существующих проблем. Каждый специалист вправе применять собственные формы организации коррекционной работы.
Ежедневник одобрен и рекомендован к использованию в логопедической практике лабораторией дефектологии МИПКРО и активом старших логопедов ДОУ г. Москвы.
УДК 376.167.1
ББК 74.3
ISBN 5-17-004590-5
(ООО «Издательство ACT»)
ISBN 5-271-01500-9
(ООО «Издательство «Астрель») © ООО «Издательство Астрель», 2001
Раздел I
ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ
Логопедическая деятельность включает в себя анализ речи детей и коррекцию речевых нарушений.
Всестороннее обследование детей логопед проводит в первой половине сентября, а полученные сведения заносит в таблицы раздела I.
Краткие сведения о детях заносятся в таблицу 1.
При заполнении таблицы 2 (так называемого звукового профиля) логопед указывает виды нарушений произношения, характер искажений, уровень нарушенного произношения, используя при этом привычную для него графическую маркировку (например: «+» — звук есть, О — звук отсутствует, О — звук поставлен, О— звук введен в речь) или другие сокращения (бок., ниж., иск.).
Результаты обследования фонематического восприятия, звукового анализа и обучения грамоте обобщаются в таблице 3.
Данные изучения лексического строя речи фиксируются в таблице 4. При желании логопед может разделить каждую графу пополам диагональной чертой и отметить пассивное и активное владение детьми лексикой либо отметить наличие-отсутствие обобщающих слов по лексическим темам.
Графы таблицы 5 включают в себя основные способы словообразования, которыми овладевают дети в дошкольном возрасте. Логопед вписывает в клетки нужные приставки, суффиксы, основы слов и фиксирует результаты обследования.
Анализ слоговой структуры слов (таблица 6 ) проводится также по общепринятым в логопедии методикам.
Обследование грамматического строя речи охватывает основные грамматические категории. Логопед отмечает доступность их детям в пассивной или активной форме (таблица 7). Для подготовительной к школе группы введена графа «Знание условных обозначений предметов, признаков, действий». В последней графе таблицы указываются типы предложений, используемых детьми.
Данные обследования, характеризующие коммуникативные умения, состояние связной речи дошкольников, вписываются соответственно в таблицы 8, 9.
Логопед может заполнять либо все таблицы раздела I, либо выборочно, применительно к возрасту детей, их речевым возможностям, году обучения.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДЕТЯХ
Таблица 1
Фамилия, имя ребенка | Дата рож- дения | Дата поступ-ления | Откуда поступил | Дом. адрес, телефон | Ф.И.О. родителей, место работы | Краткий анамнез | Медицинские заключения | Заключе-ние ПМПК при поступ-лении | Речевое заключе- ние лого-педа ДОУ | Когда и куда выбыл | |||
отец | мать | Логопед поликли-ники | Психонев-ролог (психиатр) | педиатр | |||||||||
4-5
стр. 6-7 - аналог
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Таблица 2
Фамилия, имя ребенка | Заднеязычные | Свистящие | Шипящие | Сонорные | Другие звуки | ||||||||||||||||||||||||||||||
к | к, | г | г, | х | х, | с | с, | з | з, | ц | ш | ж | ч | щ | р | р, | л | л, | |||||||||||||||||
Итого: |
8-9
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА,
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Таблица 3
Фамилия, имя ребенка | Опознание изолированного звука в ряду | Определение порядка звуков в слове | Определение позиции звука в слове | Определе-ние коли-чества звуков в слове | Понятие «слог». Слоговый анализ | Составление схем слов. Подбор слов к схемам | Знание букв | Навык чтения | ||||
с максималь-ной контраст- ностью | со слабой контраст-ностью | с минималь- ной контраст-ностью | нача-ло слова | сере-дина слова | Ко-нец слова | |||||||
Итого: |
10-11
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Таблица 4
Фамилия, имя ребенка | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Наречия | Место-имения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
семья | тело, его части | игрушки | одежда | обувь | продукты | мебель | посуда | инструменты | транспорт | профессии | дом. животные | дикие животные | домашние птицы | дикие птицы | насекомые | рыбы | овощи | фрукты | ягоды | растения | бытовые | игровые | учебные | движения | Эмоцион. состояния | Действия с инструм. | цвет | форма | величина | пространство | относительные | притяжательные | Антонимы | личные | притяжательные | ||||
12-13
ОБСЛЕДОВАНИЕ
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Таблица 5
Фамилия, имя ребенка | Префиксальный способ образования глаголов | Суффиксальный способ образования слов | Сложение основ слов | |||||||||
с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов | относительных прилагательных | притяжательных прилагательных | ||||||||||
Итого: |
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ
Таблица 6
Фамилия, имя ребенка | Грубое нарушение слоговой структуры. Типология нарушения | Отдельные случаи нарушения в многосложных словах |
Итого: |
ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Таблица 7
Фамилия, имя ребенка | Категория числа | Категория рода | Категория одушевленности-неодушевленности | Категория времени | Категория падежа | Знание условных обозначений предметов, признаков, действий | Типы предло-жений, ис-пользуе-мых в речи | |||||||||||||||
роди-тельный | датель-ный | вини-тельный | твори-тельный | Пред-ложный | ||||||||||||||||||
пас-сив | ак-тив | пас-сив | ак-тив | ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | |||||||||
Итого: |
16-17
ОБСЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
Таблица 8
Фамилия, имя ребенка | Владение речевыми оборотами для установления контакта | Легкость контактирования со сверстниками и взрослыми | Затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми | Умение отвечать на вопросы | Умение задавать вопросы в ходе диалога | Умение слушать собеседника | Умение своевременно вступать в диалог | Умение завершать разговор |
Итого: |
18-19
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Таблица 9