Лист переутверждения положения и программы итоговой государственной аттестации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе __________Н. В. Соколова
«_____»____________20___г.
ПОЛОЖЕНИЕ И ПРОГРАММА
ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
Уровень основной образовательной программы бакалавриат
Направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование
Профиль «Психология и социальная педагогика»
Форма обучения очная, заочная
Срок освоения ООПочная – 4 года, заочная – 5 лет
КафедраОбщей исоциальной педагогики
Семестр 8
Трудоемкость6 ЗЕТ/216 ч
Формы отчетностиитоговый междисциплинарный экзамен;
защита выпускной квалификационной работы
Разработчики:
Зав. кафедрой общей и социальной педагогики _______________ М.В. Шакурова
Зав. кафедрой практической психологии _____________________ Т. Л. Худякова
Начальник учебно-методического управления _______________ Т.В. Майзель
Положение и программа итоговой государственной аттестации одобрена на заседании кафедры общей и социальной педагогики
от «25» февраля 2015 года. Протокол № 6.
Заведующая кафедрой _______________ М.В. Шакурова
г. Воронеж – 2015 г.
Лист переутверждения положения и программы итоговой государственной аттестации
Рабочая программа:
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ____ заседания кафедры
от «___»_____________20____г.
Ведущий преподаватель______________________________________
Зав.кафедрой ______________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ____ заседания кафедры
от «___»_____________20____г.
Ведущий преподаватель______________________________________
Зав.кафедрой ______________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ____ заседания кафедры
от «___»_____________20____г.
Ведущий преподаватель______________________________________
Зав.кафедрой ______________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ____ заседания кафедры
от «___»_____________20____г.
Ведущий преподаватель______________________________________
Зав.кафедрой ______________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ____ заседания кафедры
от «___»_____________20____г.
Ведущий преподаватель______________________________________
Зав.кафедрой ______________________________________________
Итоговая государственная аттестациявключат защиту выпускной квалификационной работы и итоговый междисциплинарный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра психолого-педагогического образования к выполнению образовательных задач, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование», и продолжению образования в магистратуре.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, полностью соответствуют основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
В процессе итоговой государственной аттестации студент демонстрирует следующие компетенции:
ОПК-1 – способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях
Структура компетенции | Основные признаки по уровням сформированности компетенции | |
Базовый | Повышенный | |
1. Знает общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных этапах | Называет общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных этапах | Раскрывает содержание общих, специфических (при разных типах нарушений) закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных этапах |
Называет особенности психолого-педагогической деятельности, обусловленные общими, специфическими (при разных типах нарушений) закономерностями и индивидуальными особенностями психического и психофизиологического развития, особенностями регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных этапах | Дает комплексную характеристику психолого-педагогической деятельности, построенной с учетом знания общих, специфических (при разных типах нарушений) закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных этапах | |
2. Умеет выделять особенности развития, поведения и деятельности человека на различных возрастных этапах | Выделяет законы и механизмы психического развития человека в конкретных ситуациях и условиях развития | Анализирует законы и движущие силы развития, наблюдаемые в работе с лицами, находящимися на различных этапах психического развития |
Вычленяет особенности развития, поведения и деятельности человека на различных возрастных этапах | Формулирует социально-педагогическую задачу с учетом выделенных особенностей развития, поведения и деятельности человека на различных возрастных этапах | |
3. Владеет средствами учета общих и специфических закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях | Использует в учебных целях средства учета общих и специфических закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях | Имеет опыт использования в социально-педагогической практике средств учета общих и специфических закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях |
ОПК-2 – готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях
Структура компетенции | Основные признаки по уровням сформированности компетенции | |
Базовый | Повышенный | |
1. Знает качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях | Называет качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований | Раскрывает содержание качественных и количественных методов психологических и педагогических исследований |
Называет виды и особенности психологических и педагогических исследований | Дает характеристику видам и особенностям психологических и педагогических исследований | |
Характеризует логику психологических и педагогических исследований | Раскрывает содержание деятельности исследователя на различных этапах психологических и педагогических исследований | |
2. Умеет проектировать программы психологических и педагогических исследований, использовать адекватные методы исследования | Вычленяет социально-педагогическую задачу | Формулирует социально-педагогическую задачу |
Проектирует программы психологических и педагогических исследований с опорой на типовой алгоритм | Проектирует оригинальные программы исследований в избранной предметной области | |
Подбирает соответствующие программе исследования методы | Комбинирует методы, техники исследования в избранной предметной области | |
3. Владеет опытом осуществления исследовательской деятельности в избранной предметной области | Имеет опыт осуществления исследовательской деятельности в избранной предметной области | Имеет опыт презентации результатов исследовательской деятельности в избранной предметной области |
Демонстрирует элементы профессиональной социально-педагогической позиции, проектируя и реализуя программу исследования в избранной предметной области | Демонстрирует выраженную профессиональную социально-педагогическую позицию, проектируя и реализуя программу исследования в избранной предметной области |
ОПК-3 – готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов
Структура компетенции | Основные признаки по уровням сформированности компетенции | |
Базовый | Повышенный | |
1. Знает методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов | Называет методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов, требования к использованию | Раскрывает содержание и процедуру использования методов диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов |
Характеризует меру участия социального педагога в процессе использования базовых методов диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов | Характеризует профессиональную позицию социального педагога как диагноста | |
2. Умеет проектировать диагностические комплексы, применять отдельные диагностические методики, обрабатывать и анализировать результаты | Вычленяет социально-педагогическую задачу | Формулирует социально-педагогическую задачу |
Проектирует диагностический комплекс при решении учебной задачи, опираясь на типовой алгоритм | Проектирует диагностический комплекс применительно к конкретной ситуации | |
Применяет базовые диагностические методики, проводит первичную обработку результатов | Применяет диагностический комплекс, обрабатывает и анализирует результаты | |
3. Владеет опытом использования методов диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов | Имеет опыт использования отдельных методов диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов | Имеет опыт проектирования и реализации диагностических комплексов |
Демонстрирует элементы профессиональной социально-педагогической позиции в процессе диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов | Демонстрирует выраженную профессиональную социально-педагогическую позицию в процессе диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов |
ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики
Структура компетенции | Основные признаки по уровням сформированности компетенции | |
Базовый | Повышенный | |
1. Знает этические основы профессиональной деятельности; критерии качества профессиональной деятельности; требования к личностно-профессиональной позиции | Называет этические основы профессиональной деятельности | Раскрывает содержание этических основ профессиональной деятельности |
Называет критерии качества профессиональной деятельности | Характеризует критерии и признаки качества профессиональной деятельности | |
Перечисляет требования к личностно-профессиональной позиции | Анализирует, включая самоанализ, требования к личностно-профессиональной позиции | |
2. Умеет ответственно и качественно решать профессиональные задачи, учитывая высокую социальную значимость профессиональной деятельности, соблюдая принципы профессиональной этики | Ответственно и качественно решает учебные задачи, учитывая высокую социальную значимость профессиональной деятельности, соблюдая принципы профессиональной этики | Осмысленно и убежденно решает профессиональные задачи, учитывая высокую социальную значимость профессиональной деятельности, соблюдая принципы профессиональной этики |
Анализирует соответствие примеров профессиональной деятельности, исходя из сформированных представлений об этических основах, критериях качества профессиональной деятельности | Аргументированно оценивает соответствие примеров профессиональной деятельности, исходя из сформированных представлений об этических основах, критериях качества профессиональной деятельности | |
3. Владеет способами ответственного и качественного решения профессиональных задач, позволяющими учитывать высокую социальную значимость профессиональной деятельности, принципы профессиональной этики | Демонстрирует владение базовыми способами ответственного и качественного решения профессиональных задач, позволяющими учитывать высокую социальную значимость профессиональной деятельности, принципы профессиональной этики | Демонстрирует владение различными способами ответственного и качественного решения профессиональных задач, позволяющими учитывать высокую социальную значимость профессиональной деятельности, принципы профессиональной этики |
Демонстрирует элементы профессиональной социально-педагогической позиции в процессе решения профессиональных задач | Демонстрирует выраженную профессиональную социально-педагогическую позицию в процессе решения профессиональных задач |
ОПК-10 – способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач
Структура компетенции | Основные признаки по уровням сформированности компетенции | |
Базовый | Повышенный | |
1. Знает основы междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач | Называет инвариантные признаки междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач | Называет инвариантные и вариативные признаки междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач |
Ориентируется в запросах различных специалистов к качеству решения задачи | Знает особенности запроса различных специалистов к качеству решения задачи | |
Дает характеристику отдельным видам междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач | Дает характеристику различным видам междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач | |
2. Умеет включаться в междисциплинарное и межведомственное взаимодействие со специалистами в решении профессиональных задач | Реализует способы и приемы включения в междисциплинарное и межведомственное взаимодействие со специалистами в решении учебных задач | Реализует способы и приемы включения в междисциплинарное и межведомственное взаимодействие со специалистами в решении профессиональных задач |
Использует способы и приемы неконфликтного междисциплинарного и межведомственного взаимодействия со специалистами в решении учебных профессиональных задач | Выстраивает профессионально оправданную линию поведения в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии со специалистами в решении учебных профессиональных задач | |
3. Владеет технологиями проектирования, организации, осуществления, оценки, коррекции междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач | Описывает и демонстрирует базовые технологии проектирования, организации, осуществления, оценки, коррекции междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач | Описывает и демонстрирует различные технологии проектирования, организации, осуществления, оценки, коррекции междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач |
Способен реагировать на особенности взаимодействия с различными партнерами, учитывать ситуацию и характер взаимодействия | Способен вносить коррективы в реализацию известных технологий, ориентируясь на особенности партнеров по взаимодействию, ситуации и характера взаимодействия |
ОПК-11 – готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов
Структура компетенции | Основные признаки по уровням сформированности компетенции | |
Базовый | Повышенный | |
1. Знает нормативные основы своей профессиональной деятельности | Называет международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов | Характеризует положения международных и отечественных документов о правах ребенка и правах инвалидов |
Выделяет ситуации типичного нарушения правовых основ избранной профессиональной деятельности | Характеризует превентивные и коррекционные способы решения ситуаций типичного нарушения правовых основ избранной профессиональной деятельности | |
2. Умеет обеспечивать нормативное соответствие своей профессиональной деятельности | Анализирует нормативные основы типовых ситуаций избранной профессиональной деятельности | Анализирует нормативные основы различных ситуаций избранной профессиональной деятельности |
Разрабатывает программу нормативно обоснованного решения типичных ситуаций избранной профессиональной деятельности | Разрабатывает программу нормативно обоснованного решения различных ситуаций избранной профессиональной деятельности | |
3. Владеет навыками работы с правовыми системами; навыками решения задач на нормативное соответствие своей профессиональной деятельности | Работает с правовыми системами под руководством консультанта | Работает с правовыми системами самостоятельно |