Приемы композиционных построений Анализ картины
Когда зритель смотрит картину в музее или на
выставке, он меньше всего думает о ее структур-
ной организации. Он поглощен созерцанием произ-
ведения искусства как целостного явления, где
содержание и форма слились в нерасторжимое
единство. Гармония колорита пленяет естествен-
ностью. Геометрия холста скрылась за совершен-
ством и полнотой форм. При этом в сознании зри-
теля проплывают отрывки прочитанного об этой
картине, о художнике, написавшем ее, о событиях,
связанных с сюжетом, и другие мысли.
Художнику необходимо не только смотреть на
произведения выдающихся мастеров, восхищаться
их талантами, но и делать анализ композиции,
проникать в тайны организации изображения,
способного донести до зрителя мысль автора и
сильно воздействовать на него эстетически.
Анализ линейного построения картины откры-
вает нам композиционные приемы художника. Для
примера проведем анализ картины А. А. Иванова
«Явление Христа народу» (см. рис. 36). Не имея
возможности провести этот анализ у самой карти-
ны, обратимся к репродукции. Чтобы анализ не
привел к ложным выводам, нужно убедиться, что
репродукция воспроизводит картину полностью
(часто при печати обрезают края репродукции,
дают не полное воспроизведение без указания, что
это фрагмент). Проводим диагонали, чтобы ви-
деть, где находится геометрический центр карти-
ны. Геометрическим способом или путем арифмети-
Рис. 53.
Учебный натюрморт с расстояния 1 м:
а — воображаемая картина; б — вариант композиции интерьера
ческого вычисления определяем место линии золо-
того сечения по горизонтали. Проводим линии
золотого сечения в левой и правой частях картины
по горизонтали, а затем — по вертикали. Строим
пропорциональные линейки для высоты и ширины.
Отрезки нисходящего ряда золотой пропорции пе-
реносим на полоску бумаги и производим промеры
расстояний между фигурами и группами фигур,
а также промеряем высоту групп и отдельных
фигур. Эти промеры можно производить и цирку-
лем золотого сечения. Промеры показали, что вы-
сота всей группы в правой части картины равна
62 частям от всей высоты картины, а ширина ее
равна 24 частям от ширины картины (золотые
пропорции). Высота стоящих фигур равна 38 час-
тям от высоты картины, а сидящих — 24 частям
(золотые пропорции). Величины 10, 14, 24, 38 по-
вторяются, особенно по ширине. Это дает ощуще-
ние плавного, неторопливого ритма. Фигура Иоан-
на Крестителя нарушает этот ритм, выделяясь
среди остальных не только размерами, но и движе-
нием в сторону появившегося вдали Христа. Она
сдвинута с линии золотого сечения. Сдвинута с
линии золотого сечения и фигура Христа. Этот
сдвиг способствует возникновению у зрителя спо-
койного движения.
Анализ линейного построения картины «Явле-
ние Христа народу» убеждает, что структурной
основой организации изображения являются про-
порции золотого сечения и повторение равных ве-
личин. Они связывают части в единое целое и
гармонизируют форму. Порядок проведения анали-
за линейного построения изображения портрета,
пейзажа или натюрморта остается таким же, как
Рис. 54.
Учебный натюрморт с расстояния 3 м:
а — воображаемая картина: б — вариант реальной картины
показано на примере анализа картины «Явление
Христа народу».
При посещении музея или выставки для анали-
за заинтересовавшей нас картины можно восполь-
зоваться полоской бумаги или картона длиной 7—
10 см, на которой нанесены деления половины
(50:50), функции золотого сечения (52:48), вто-
рогозолотого сечения (54 : 44) и шкалы нисходя-
щего ряда золотой пропорции—62, 38, 24, 14, 10.
Необходимо встать напротив середины рассматри-
ваемой картины, отодвинуть от глаза полоску на
расстояние, когда ее края совпадут с краями кар-
тины, и заметить, против какого деления находится
главная фигура или группа фигур, каким града-
циям шкалы золотого сечения равны интервалы и
т. д. Умение проводить анализ картины учит ху-
дожника видеть гармонию форм в природе при
рисовании с натуры, добиваться ее в своих творче-
ских работах. Ум художника становится требова-
тельнее, а глаз зорче. Эскиз будущей картины
художник тожедолжен проанализировать па пред-
мет гармонического построения композиции.