II. Формирование новых знаний, умений и навыков. Постановка целей и задач урока.
Постановка целей и задач урока.
1. Учитель сообщает детям, что на уроке они узнают особую гласную букву.
На доске – рисунок с изображением трех елей. Дети называют деревья:
Это ели.
Проводится слого-звуковой анализ слова ели.
Слово учителя.
– Произнесите слово ели по слогам.
– Сколько слогов в слове ели?
– Какой первый? Какой второй?
– Какие это слоги?
Выясняется, что оба слога в слове ели – это слоги-слияния. Рассматривается схема данного слова. Еще раз произносится первый слог. Определяется, что он состоит из двух звуков, образовавших слияние [й’э], но принято весь слог обозначать не двумя буквами, а одной.
Детям показывается буква Е е. Учитель сообщает, что когда мы называем эту букву, то сразу произносим два звука [й’э].
Чтобы убедиться, поняли ли дети объяснение, предлагается еще раз рассмотреть схему слова ели и ответить на вопрос:
– Сколько надо взять букв, чтобы обозначить первый слог слова ели, в котором два звука? (В слоге е два звука, но, чтобы их обозначить, нужна только одна буква.)
Дети читают слово ели под схемой по слогам.
2. Проводится работа на магнитной доске.
Предлагается составить слово ели, предварительно сказав, сколько в нем слогов и сколько надо взять букв, чтобы обозначить первый слог слова ели. Слово дети читают.
Заранее на магнитной доске составлены слова высоки и красивы.
Слова читаются. Учитель добавляет букву е в конце каждого слова. Просит детей прочесть, что получилось.
Читаются слова высокие и красивые.
Учитель предлагает, объединив все эти слова, составить предложение: между словами высокие и красивые вставляется буква и, в конце предложения ставится точка. Дети читают предложение:
Ели высокие и красивые.
Делается вывод, почему буква е особая: она одна служит для обозначения целого слога-слияния, то есть обозначает не один, а два звука; употребляется такая буква в начале слова (ели) и после гласных (высокие).
Физкультминутка
3. На что похожа буква Е?
На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
– Что напоминает буква Е? (Ответы детей.)
4. Печатание буквы Е е учащимися в тетрадях.
5. Дети читают столбики слов (с. 74) со вспомогательными пометками. Проводится работа над значением таких слов, например: еловые, лает, роет, воет, кусает. Делается вывод: чтобы прочитать букву Е, надо произнести два звука [й’э].
▲ Чтение предложений, с. 77.
– Найдите и прочтите слова, в которых буква е обозначает два звука [й’э].
▲ Чтение слогов-слияний.
Выясняется, что гласная буква е обозначает мягкость предшествующего согласного звука.
Дети рассматривают рисунок, с. 77.
– Назовите предметы, изображенные на рисунке, в названии которых есть буква е. (Белка, снегирь, ели, снег, высокие, красивые.)
Физкультминутка
■ Развитие речи учащихся. Составление предложений.
– Узнайте сказку.
– Как зовут героя сказки? Как она называется?
Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю.
(Емеля из сказки «По щучьему велению».)
Дети рассматривают иллюстрацию к сказке. Составляют предложения, отвечая на вопросы:
– Какого сказочного героя мы вспомнили?
– Вы узнали на иллюстрации Емелю?
– На чем едет Емеля?
– Что у него в санях?
– Кто бросился навстречу Емеле?
– Как ведут себя прохожие?
– Опишите одежду Емели и прохожих.
▲ Чтение пословиц, с. 76.
Учитель выясняет, как учащиеся понимают их смысл. Просит прочесть только те слова, в которых встречается буква е.
III. Итог урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Что особенно понравилось?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Урок 41. обозначение буквой Е ГЛАСНОГО ЗВУКА [э] ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В СЛИЯНИИ
Цели: познакомить с обозначением буквой е гласного звука [э] после мягких согласных; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование:учебник, предметные картинки.
Ход урока