Дидактический наглядный материал. Демонстрационный материал
Демонстрационный материал. Мяч, учебные принадлежности с ценниками: 2 тетради (по 5 рублей), коробка карандашей (10 рублей), ластик (2 рубля), карандаш (1 рубль), ручка (4 рубля), весы, вата, шарик из пластилина, картинка с изображением ранней весны (снег с проталинами), дощечка, на которую нанесен слой пластилина.
Раздаточный материал. Наборы моделей монет разного достоинства, тетради в клетку с образцами узора (см. рис. 53), карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, листы бумаги.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Составь число».
Дети встают полукругом. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет число. Ребенок возвращает мяч и называет два меньших числа, которые составляют названное число.
Числа: 4, 6, 3, 5 (дети по очереди называют все варианты образования числа).
II часть. Игровое упражнение «Магазин».
На витрине учебные принадлежности с ценниками: 2 тетради стоимостью 5 рублей каждая, коробка карандашей (10 рублей), ластик (2 рубля), карандаш (1 рубль), ручка (4 рубля).
Воспитатель уточняет у детей, какие учебные принадлежности продаются в магазине и сколько они стоят. Предлагает купить 2 тетради и уточняет: «Кому нужны тетради для учебы? Сколько тетрадей купит ученик? Сколько стоит каждая тетрадь?»
Воспитатель просит детей составить задачу и выслушивает ответы: «Ученик купил две тетради. Каждая тетрадь стоит пять рублей. Сколько стоят две тетради вместе?»
Дети повторяют задачу, определяют ее структуру, с помощью какого арифметического действия ее можно решить, и зарисовывают модель решения (по выбору: с помощью кругов или целого и его частей).
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Дети, которые допустили ошибки, рисуют свои модели на доске, находят допущенные ошибки в рисунках и исправляют их. Затем записывают решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков, отвечают на ее вопрос и обосновывают решение.
Воспитатель предлагает детям набрать 10 рублей монетами разного достоинства для покупки тетрадей, выслушивает предложенные варианты и обсуждает их.
III часть. Игровое упражнение «Весна пришла».
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинку с изображением ранней весны (снег с проталинами) и предлагает подумать, из какого материала можно сделать такую картину. (Пластилин, вата.)
Воспитатель показывает большой комок ваты и шарик из пластилина и спрашивает: «Что можно сказать о величине комка ваты по сравнению с шариком из пластилина? (Комок больше, чем шарик.)Что можно сказать об их весе? (Выслушивает предложения детей.) Как можно узнать их вес? (Нужно взвесить вату и пластилин.)С помощью чего можно взвесить эти материалы? (С помощью весов.)Как взвесить эти предметы на весах? (Ребенок с помощью воспитателя располагает предметы на чашах весов.) Что можно сказать о весе комка ваты и шарика из пластилина? (Комок ваты и шарик из пластилина одинаковые по весу.)Как вы это узнали? (Чаши весов находятся точно друг напротив друга.)Значит, предметы разные по величине, но одинаковые по весу».
Воспитатель вызывает нескольких детей, и они, оставляя «проталинки», прикрепляют кусочки ваты к дощечке, на которую нанесен слой пластилина. Из голубого пластилина они делают ручеек.
IV часть. Игровое упражнение «Рисуем узор».
У детей в тетрадях пунктиром дано начало узора (см. рис. 53).
Рис. 53
Воспитатель предлагает детям рассмотреть узор и нарисовать его сначала по пунктирным линиям, а затем продолжить самостоятельно до конца строчки.
По выполнении задания дети сверяют свои работы с образцом на доске и самостоятельно оценивают их, рисуя соответствующее солнышко.
Занятие 5
Программное содержание
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
• Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.
• Развивать умение объединять части множества, сравнивать целое и его части на основе счета.
• Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.